Александр Калко
Заместитель генерального директора, руководитель отдела маркетинга и продаж ООО «ПЕНТАКОН»
Александр Калко: «Приоритет в господдержке – для электронной компонентной базы»
Александр Калко, заместитель генерального директора, руководитель отдела маркетинга и продаж ООО «ПЕНТАКОН», участник Конгресса Neft 4.0, рассказал журналу RUБЕЖ, насколько полезно использовать инвестиции от государства и каким образом они могут помочь в возрождении отечественной ЭКБ.
– По вашему мнению, миллиард от государства – это много или мало?
Александр Калко: Как сказал известный классик, вопрос, конечно, интересный. Думаю, что однозначно правильного ответа сейчас не даст никто. В масштабах государства – это капля в море. Если говорить о предприятии в высокотехнологичной наукоемкой отрасли, то здесь нужно понимать данный вопрос исходя из целей и задач по функциональным областям самой компании НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) – производство, продажи, сервис, реинжиниринг и т.д. По опыту могу сказать, что если говорим о НИОКР отдельно взятого предприятия – то это не мало.
– На что бы потратили эти деньги?
А. Калко: Опять же если мы говорим о предприятии, то я склоняюсь именно к финансированию НИОКР – это обеспечение долгосрочного конкурентного преимущества на рынке. Здесь я рассуждаю с позиции опыта работы в наукоемких производственных организациях в сфере телекоммуникаций, навигации и связи, а также приборостроения.
– Существует мнение, что деньги от государства получить сложно и еще сложнее – отчитаться. Пошли бы вы за господдержкой?
А. Калко: Здесь я, пожалуй, не соглашусь: инвестиции со стороны государства – это удобный механизм для любого игрока на рынке, тем более если речь идет о наукоемкой сфере, которая, как известно, просто не сможет выжить без инвестиций. Разумеется, государство вынуждено контролировать процесс освоения денежных средств, а именно быть уверенным в целевом использовании этих выделенных средств. Да, приходится тратить много драгоценного времени на отчетность, но это, по моему мнению, не та причина, из-за которой стоит отказываться от варианта господдержки. Да и недавнее ПП РФ №603 от 15.04.2023 «О развитии промышленности и об обеспечении технологического суверенитета РФ» говорит о том, что этот механизм получит стремительное развитие.
– У вас есть опыт работы с государством? Насколько он был полезен?
А. Калко: Есть положительный опыт сотрудничества с Фондом «Сколково», в рамках которого был создан уникальный IT-продукт для сферы комплексной безопасности по всем законам технологического рынка: от исследования до коммерциализации результата. Мы планируем данный опыт тиражировать и дальше.
– Как вы считаете: нужна ли отрасли систем безопасности господдержка?
А. Калко: Если мы говорим об ориентации на заказчика из регулируемого сегмента рынка, такого, как МО, МВД, ФСИН, ответ, скорей всего, положительный. Потому что это и контроль всего сквозного процесса создания ТСО (технических средств охраны) для нужд данных ведомств, и гарантия сбыта. В случае свободного коммерческого рынка практика показывает, что господдержка также может быть очень полезна предприятиям малого и среднего предпринимательства.
– Какая сфера в отрасли более всего нуждается в господдержке?
А. Калко: Глобально, если мы говорим о технологическом суверенитете как национальной идее сегодня, которая требует срочного воплощения в жизнь, то, конечно, приоритетная отрасль – это электронная компонентная база (ЭКБ). И все предприятия по проектированию и серийному производству этой продукции. Именно здесь нужны были инвестиции еще вчера, о чем мы все хорошо знаем.
Не секрет, что отставание технологий в России от мирового уровня составляет около 15 лет, и это объясняется целым набором очевидных проблем. Начиная с острого дефицита соответствующих кадров, инвестиций и высокой стоимости организации производства и заканчивая критической зависимостью от зарубежных технологий. И как следствие – технология процесса производства ЭКБ ниже 180 нм для нас представляет трудности. Без решительных мер государства на всех уровнях – от подготовки соответствующих специалистов и организации производств – достичь поставленных целей не представляется возможным.
– Некоторые эксперты считают, что 30 лет импорта «убили» нашу микроэлектронику. Сколько времени уйдет на восстановление этой сферы?
А. Калко: здесь сразу необходимо разобраться в постановке вопроса: что понимаем под «отечественной ЭКБ»? По мнению большинства экспертов, отечественная ЭКБ на 80% состоит из импортных компонент. Многие полагали раньше, что на выполнение импортозамещающих разработок нужно потратить от 8 до 15 лет. Но это было раньше, сегодня в ситуации сильнейшего санкционного давления у нас этого времени просто нет. Ситуация с ЭКБ, если честно, критическая.
– Какова основная проблема – недостаточно высокое качество?
А. Калко: Как я уже отметил, это комплексная проблема, и ее решения лежат в плоскости внедрения принципиально другой технологической базы производства, подготовке кадров. А самое главное – другого подхода в инвестиционном решении: здесь мы говорим о долгосрочном и масштабном инвестиционном проекте, и он под силу только государству. Да, как было отмечено уже, мы отстаем в среднем от мирового уровня ЭКБ где-то на 15 лет, хотя по некоторым нишам профессиональной ЭКБ (преимущественно для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) это отставание минимальное.
– Что в первую очередь надо развивать в сфере ЭКБ? Чего ждут рынок и отрасль?
А. Калко: на самом деле, нужно развивать все, но в первую очередь прикладные решения для силовых сегментов – это ОПК. Если мы говорим о конкретных направлениях развития ЭКБ, то они известны:
- процессоры-ускорители типа GPGPU;
- процессоры-ускорители для решения задач с т.н. интенсивной нерегулярной работой с памятью;
- коммуникативные сети с малым диаметром на многопортовых маршрутизаторах;
- проблемно-ориентированные СБИС на базе сложно-функциональных устройств в виде IP-блоков;
- как итог – активизация всего комплекса исследовательских работ по перечисленным выше направлениям.
– Через сколько лет можно будет сказать, что отечественная ЭКБ «встала на ноги»?
А. Калко: я отвечу в формате очень оптимистичного сценария следующим образом: если вся страна при продуманной и реальной господдержке в рамках достижения технологического суверенитета действительно встанет на путь прорыва, то выход на конкурентный уровень может произойти в период 10 лет.