Олеся Чистюхина. Неопределенность – главная проблема при сертификации оборудования для объектов транспортной инфраструктуры
О практике реализации Постановления Правительства № 969 журналу RUБЕЖ рассказала Олеся Чистюхина, главный специалист отдела продаж ООО «ЮниТех».
RUБЕЖ: Какова главная сложность при сертификации по Постановлению Правительства № 969?
Олеся Чистюхина: Главная сложность в сертификации – это неопределенность. Из-за непрозрачности законодательных требований на рынке отсутствует понимание, что, где и как сертифицировать. Постановление № 969 зачастую трактуется вольным образом, и из-за этого оборудование сертифицируется по непонятным критериям. Поэтому разобраться в том, какой сертификат правильный, а какой – нет, невозможно.
Например, некоторые поставщики изготавливают сертификаты, в которых указано обобщенное название оборудования, без конкретных моделей (Прим. – «Автомобильный регистратор»). Или в сертификате указывается соответствие одному подпункту из раздела постановления, хотя оборудование должно отвечать разделу в целом. С одной стороны – не придраться, сертификат у оборудования имеется. Только в обоих случаях возникает риск приобретения оборудования, которое по факту не соответствует требованиям.
Также сложно понять, какой испытательной лаборатории можно доверить испытания оборудования, т. к. механизм работы у каждой свой и непонятно, какой из них является правильным. На многие вопросы специалисты лабораторий отвечают не «как правильно», а «исходя из практики», что не добавляет доверия к процессу проверки и сертификации.
Ну и, конечно, не до конца ясна ценовая политика в данном вопросе – у каждой лаборатории собственная цена, и цены эти могут сильно отличаться (в разы, а то и десятки раз).
RU: Как мораторий повлиял на сферу транспортной безопасности и на ваш бизнес? Чем грозит рынку его отмена?
О. Чистюхина: В первую очередь на рынок сильно повлияла сама необходимость сертификации оборудования. Принятый мораторий вроде был нацелен на то, чтобы дать производителям и пользователям провести работу по сертификации и оснащению качественно, осмотрительно и без гонки за сроками. Но, как я уже упомянула, легче не стало, прозрачности не добавилось. Напротив, на многие вопросы еще не получены ответы, в связи с чем на рынке наблюдается рост злоупотреблений вольной трактовкой постановления и введения покупателей в заблуждение.
Отмена моратория, конечно, заставит оснащаться те ОТИ и ТС, которые до этого не воспринимали данное постановление всерьез, и это повлечет за собой повышение спроса на оборудование систем безопасности. Но он неизменно повлечет за собой не только увеличение предложений официальных производителей и поставщиков, но и наполнение рынка некачественным оборудованием, в том числе с некорректными сертификатами соответствия.
RU: По какой схеме будете проходить сертификацию по 969? Для каких устройств?
О. Чистюхина: Продукция CARVIS уже имеет всю обязательную сертификацию и полностью соответствует требованиям действующего законодательства в области транспортной безопасности. Сертификаты соответствия позволяют использовать оборудование CARVIS на транспорте, учитывая обязательные требования правительства РФ.
RU: Выполнило ли свою задачу постановление правительства по сертификации систем безопасности на транспорте – Постановление Правительства №969?
О. Чистюхина: На мой взгляд, говорить об этом пока рано. К этому вопросу можно будет вернуться через год-полтора, и то в случае решения проблем с самим процессом сертификации и дачи однозначных разъяснений требований постановления № 969 и связанных с ним других нормативных актов.