/

Дмитрий Жирков. «Профсоюз - реальная сила»

Дмитрий Жирков. «Профсоюз - реальная сила»

Дмитрий Жирков

Председатель Профсоюза работников транспортной безопасности

Дмитрий Жирков. «Профсоюз - реальная сила»

download PDF
31 мая 2022, 18:28    429

Дмитрий Жирков, председатель Профсоюза работников транспортной безопасности, рассказал журналу RUБЕЖ, как цифровизация повлияла на деятельность ПТБ, и какова в данном случае роль профсоюзов.

RU: Дмитрий Анатольевич, как известно, одна из целей Транспортной стратегии России на период до 2035 года – повышение уровня безопасности транспортной системы, защищенности ОТИ от актов незаконного вмешательства. Как в связи с этим возрастут требования к профессионализму сотрудников, какие понадобятся меры стимулирования работников, повышения их мотивации? И какая работа потребуется от профсоюзов?

Дмитрий Жирков: Особые требования к профессионализму работников транспортной безопасности были всегда. Именно поэтому за последние годы уровень защиты объектов транспорта повышается. В рамках повышения защищенности возрастет количество категорированных объектов. Это потребует от предприятий подготовки большего количества новых кадров, высокая квалификация которых позволит качественно оказывать услуги на рынках отрасли. Однако стоит отметить, что с возрастанием численности работников может возникать больше сложных трудовых ситуаций, причина в несформированности профессии де-юре, несмотря на ее длительное существование де-факто. Это обстоятельство потребует дополнительного вовлечения Профсоюза в данные ситуации.

RU: На большинстве отраслевых мероприятий одной из основных тем становится цифровое развитие транспортной отрасли. Какие перемены, на ваш взгляд, окажутся наиболее значимыми для транспортной отрасли и насколько она готова к преобразованиям?

Дмитрий Жирков: На мой взгляд, отрасль готова к таким преобразованиям. Например, внедрение электронного документооборота значительно упростит систему, так как работники транспортной безопасности не базируются в одном городе, а осуществляют работу на всей территории РФ. Использование бумажных документов затрудняет оперативное взаимодействие при работе, особенно в случае дальних расстояний между регионами.

Активная цифровизация в целом позволит увеличить контроль государства за работой отрасли и облегчит работу транспортным компаниям, собственникам объектов транспортной инфраструктуры, а также подразделениям транспортной безопасности.

RU: При всей важности развития новых технологий не стоит забывать, что цифру делают люди. Какие перемены ожидают работников транспортной отрасли в связи с цифровизацией, как изменятся их условия труда, зарплата, социальные возможности?

Дмитрий Жирков: При внедрении цифровизации работников ждут существенные перемены, потому что от каждого потребуется уверенное владение техническими средствами. Работники должны будут уметь полноценно использовать программное обеспечение. Это уже выйдет за рамки простой отправки сообщений или фотографий. Многие работодатели уже внедряют цифровые системы в целях постановки задач работникам на разных объектах и контроля их исполнения. Подразделения транспортной безопасности уже несколько лет адаптируют и мотивируют людей к переходу на новые технологии, чтобы каждый сотрудник мог не только больше знать, но и больше делать.

Однако, на настоящий момент, полностью обеспечить безопасность, оценить вероятность совершения акта незаконного вмешательства можно только с непосредственным участием работников. Очень сложно выработать универсальный алгоритм для любой интеллектуальной системы, которая сможет выделить нарушителя и отличить его от любого другого законопослушного гражданина. К сожалению, технические возможности не позволяют считывать намерения человека. Профессиональная интуиция сотрудников ПТБ порой оказывается эффективнее технологических решений. В нашей работе достаточно случаев, подтверждающих данное утверждение. Техническая система порой не ожидала от правонарушителя такого поведения, но опытные специалисты чутьем определяли опасность и быстро реагировали. Обучить интеллектуальную систему такому уровню интеллекта кажется маловероятным, это перспектива десятилетий.

RU: Как вы оцениваете уровень нормативной базы по подготовке человеческих ресурсов в сфере транспортной безопасности, какие изменения необходимы в первую очередь?

Дмитрий Жирков: Смотря с какой стороны подойти: исполнение обязанностей – это один аспект, аттестация – другой. Есть условный перечень обязанностей, который не подходит абсолютно всем видам транспорта. То есть это общий шаблон должностных инструкций без учета особенностей. Авиацию в данном контексте не рассматриваем, так как авиационная безопасность - отдельное направление со своими международными стандартами, которое отличается по развитию безопасности от других видов транспорта.

Если делать одно основное общее нормативно-правовое регулирование для всех направлений, то ему все равно потребуется детализация обязанностей работников разных видов транспорта.

RU: Часто приходится слышать о проблемах, избыточных требованиях в вопросах аттестации работников транспортной безопасности. Есть ли у Профсоюза реальные рычаги влияния для того, чтобы изменить ситуацию в интересах отрасли, и что здесь нужно делать в первую очередь?

Дмитрий Жирков: Требования не избыточные, однако носят разноплановый характер. Всем субъектам отрасли ТБ интересно, почему требования к документам по аттестации работников на морском транспорте одни, на железнодорожном транспорте другие, в авиации – третьи, на автодорожном транспорте – четвертые. Казалось бы, все делают одну и ту же работу, но при этом  должны приносить разные документы, разные формы медицинских справок. Зачем здесь нужны принципиальные различия? Выдача такой справки для работников ПТБ на разных видах транспорта различается по цене, по количеству врачей, которых следует пройти.Похожая история и с аккредитацией ПТБ. Почему у разных государственных агентств разные требования по необходимому количеству персонала?

Что касается аттестации, необходимо больше внимания уделять человеку – аттестуемому лицу. Формально у работника не хватает механизмов реализации своих прав. В ходе его аттестации общение между собой ведут аттестующая организация и работодатель, и если что-то идет не так, аттестуемый  узнает об этом  последним. Что в этом случае  делать, как оспорить решение, откуда брать информацию, он просто  не знает.  Получается, если человек аттестацию не прошел – всё, до свидания. Если он  аттестации лишился, то тоже может не знать причины, что произошло, и почему вдруг остался без работы. Сделать при этом он уже ничего не может. Можно, конечно, обратиться в территориальное подразделение подведомственного агентства Минтранса и там уточнить информацию,  запрос написать. Но для этого нужно владеть информацией своевременно и быть в курсе собственной ситуации. То есть отсутствует механизм обратной связи, человек не может получить своевременную информацию  и принять какие-то меры – обжаловать, оспорить и т.д.

При аттестации по физподготовке в некоторых случаях было бы хорошо добавить вторую попытку. Приходилось бывать на аттестациях и видеть, как совершенно адекватные работники, физически крепкие и подготовленные, не могут пройти аттестацию из-за досадной мелочи. Например, на беге человек поскользнулся и в итоге 100-метровку вовремя не пробежал. А права на ошибку нет. И вот так из-за досадной случайности, которая может произойти с каждым, приходится  проходить аттестацию заново, а это  дополнительные расходы для работодателя и для аттестуемого лица. Профсоюз в таких вопросах всегда стоит на стороне человека.

RU: Сколько первичных профсоюзных организаций насчитывает ваш Профсоюз, сколько человек в них состоит? Что делается для привлечения людей в Профсоюз, что дает им членство в Профсоюзе?

Дмитрий Жирков: Мы стремительно растем, в настоящее время в Профсоюзе более 10 первичных профсоюзных организаций, активно развиваем территориальные организации (они нужны для упрощения работы на местах). Нам нужны местные жители, которые знают особенности и проблемы своего региона. Есть первичные профсоюзные организации с численностью более 1000 человек. Наш Профсоюз рассчитывает в ближайшие несколько лет объединить в своих рядах более 100 000 человек. Люди начинают проявлять большой интерес, осознавать возможности нашей профсоюзной организации. Именно наш Профсоюз ведет большую и необходимую работу по легализации профессии работника транспортной безопасности.

Понятия «работник транспортной безопасности» не существует ни в кадровой документации, ни в каких-то реестрах. Данную проблему нужно решать незамедлительно. Легализация профессии позволит выпустить объединенный профессиональный стандарт, даст работникам дополнительные права и льготы, учтет особенность их труда.

В своей деятельности мы используем накопленный опыт российского и международного профсоюзного движения. Мы выступаем за общение с людьми, групповое взаимодействие, а также выделение внимания каждому человеку в отдельности. В первую очередь мы уделяем внимание людям: разговариваем, объясняем, убеждаем, информируем. С учетом специфики нашей отрасли.

Нам приходится активно взаимодействовать и с работодателями, в связи с тем, что не все из них готовы нести социальную ответственность за трудящихся. Ведь это дополнительные расходы, которых они стараются избегать, для бизнеса – это понятно и нормально. Именно поэтому мы стараемся общаться с работодателями, объяснять, что профсоюз не враг и не оппозиция. Профсоюз для любого работодателя может стать надежным партнером. Это работает.

Мы считаем такие действия правильными, что увеличивает интерес к деятельности Профсоюза в целом и помогает его развитию.

 RU: Какая работа ведется с молодежью, насколько деятельность профсоюзных органов может влиять на мотивацию молодых сотрудников, укрепление кадров?

Дмитрий Жирков: У нас кадры молодые, средний возраст работника ТБ - от 21 года до 40 лет. С молодыми работниками до 25 лет работать сложнее, они сталкиваются с профсоюзом впервые и не до конца понимают, зачем он нужен. Для данной категории разъяснительную работу приходится проводить в больших объемах.

Сотрудники старше уже, как правило, когда-то состояли в профсоюзах, они знают, что это такое, с ними общение проходит проще. Но и до молодежи всю необходимую информацию можно донести, потому что они хотят двигаться вперед, расти, учиться. Потому что из любого подающего надежды работника можно вырастить достойного руководителя. Надо только дать ему возможность проявить, показать себя, получить образование. А в случае, если у него не хватает денежных средств на учебу – всегда можно найти возможность, в том числе совместно с работодателем, чтобы отправить работника на обучение.

RU: Есть ли связь с ветеранами отрасли, что делается для них, какие мероприятия проводятся, какие меры поддержки существуют?

Дмитрий Жирков: Наша отрасль молодая, ветеранов как таковых нет. Если мы говорим о тех, кто стоял у истоков обеспечения ТБ, то даже их сложно назвать ветеранами, срок не тот. На данный момент многие из них проработали на своих должностях не более 10 лет. Поэтому на этот вопрос можно будет ответить лет через 20, тогда мы обязательно  расскажем о программе поддержке ветеранов, которая уже сейчас разрабатывается Профсоюзом. Это будет и финансовая, и моральная поддержка, интересные мероприятия. Так, к примеру, ветераны смогут войти в жюри конкурсов профессионального мастерства и делиться своим опытом с молодежью и новыми сотрудниками.

RU: Что делается для семей работников транспортной безопасности и членов их семей?

Дмитрий Жирков: В программу поддержки Профсоюза входят: лечение, образование, санатории отдыха. Сейчас мы являемся официальными партнерами ФНПР, в планах активно заниматься детским отдыхом,  продвигать образовательные программы в ФНПР. Эти программы у нас уже разработаны, надеемся, что они окажутся  полезными для наших сотрудников.

Мы постараемся в перспективе ближайших лет создать свою программу повышения квалификации работников. Это будет сочетание обучения  и тестирования, работник сможет и  освежить в памяти имеющиеся знания,  и узнать много нового и интересного. В программу планируем ввести детализацию работы на досмотровом оборудовании, осветить различные сложности работы с определенными моделями, с обнаружением ряда тех предметов и веществ, которые, по последней статистике, вызывают трудности.

Для семейного отдыха стараемся находить  путевки на всю семью, также в перспективе большое место будет занимать организация детского отдыха.Помимо базовых подарков, будем организовывать мероприятия для детей сотрудников.Будем реализовывать эти направления и развивать программу лояльности.

RU: Как налажено взаимодействие с предприятиями в регионах, какая работа проводится?

Дмитрий Жирков: У нас все предприятия осуществляют свою деятельность в регионах, в том числе и отдаленных, поэтому работа идет активная. Мы привыкли работать в любое время, рано и поздно, учитывая разницу часовых поясов, уделять всем достаточно внимания. Для нас очень важны отношения между работодателем и работником, поэтому стараемся найти баланс между ними, по необходимости помирить одного с другим во избежание конфликтов. Любые вопросы стараемся объяснить, максимально аргументированно.

В организации работы с регионами помогают информационные технологии , особенно активное развитие системы конференс-коллов, видеосвязи. Мы учим членов профсоюзов современным технологиям, сами активно цифровизуемся, призываем к этому работодателей. Всё это помогает, оперативно обмениваемся информацией и документами.

RU: Расскажите о результатах деятельности правовой инспекции. Каких положительных изменений удается добиться? Как взаимодействует инспекция с кадровыми службами предприятий?

Дмитрий Жирков: Мы не поддерживаем одностороннее давление на работодателя, очень аккуратно относимся к согласованию и корректировке локальных нормативно-правовых актов. Здесь важно не перегибать, а стремиться к балансу, чтобы не вызывать острого негатива. Следует учитывать интересы и работника, и работодателя при соблюдении законодательной базы.

Все спорные обращения работников мы рассматриваем, разъясняя сложные вопросы, которые касаются отпусков, компенсаций и т.д.. Если необходимо, то помогаем даже в заполнении налоговых деклараций. Проводим правовые консультации, в том числе и по личным вопросам - брак, раздел имущества, обеспечение сирот. В связи с ростом Профсоюза увеличивается численность нашего правового отдела.

Взаимодействие с работодателями у нас налажено. Если у них появляются сложности с работниками, мы подключаемся, помогаем сторонам прийти к оптимальному решению.

RU: Профсоюз сегодня – это наследие прошлого или реальная сила будущего? Что нового появилось в принципах, методах работы профсоюзов, каковы современные тенденции этой сферы деятельности и какие перспективы развития, прогнозы?

Дмитрий Жирков: С одной стороны, некоторые старые профсоюзные объединения уже не имеют той силы, которую имели в своё время. Особенно если они при этом не стараются развиваться, применять новые формы работы.

Нос другой стороны, существуют активно развивающиеся профсоюзы, идущие в ногу со временем. Они, наоборот, только еще набирают свой потенциал. Наш профсоюз наглядное тому подтверждение. ФНПР активно поддерживает развитие профсоюзов, новые формы профсоюзной организации, предметно поощряет лучших профсоюзных активистов.

Чтобы быть реальной силой, нужно много хотеть и делать, нужно учитывать интересы работников в новом изменяющемся Мире, быть для каждого члена профсоюза надежной опорой.

 Мы эффективно взаимодействуем с  работодателями, не пытаемся настроить против них работников. Конечно, конфронтацией проще объединить людей, ускорить протестный рост, но это не конструктивно. Новым направлением в профсоюзной работе является дипломатия. Использование  дипломатии в профсоюзных вопросах - это новаторство.

RU: Что нужно сегодня для повышения роли профсоюзов, их влияния и возможностей – изменение нормативной базы, информирование и продвижение, новые подходы к финансированию, другие методы работы?

Дмитрий Жирков: Да, нормативную базу стоило бы освежить, потому что закон достаточно старый, он 1996 года, изменениям он подвергался, но не очень большим. С одной стороны – в нем многое есть, с другой стороны – не хватает определенной детализации, структуризации, актуальности. Это особенности нормативной базы 90-х годов, которая тогда создавалась очень быстро, переделывались старые нормы, что-то убиралось, иногда больше, чем нужно. Хотелось бы систематизации нормативной базы по профсоюзам, в которой сейчас много отсылочных и бланкетных норм. Из-за этого возникают сложности при общении профсоюзов с работниками или с работодателями. Необходимые статьи должны не только быть в Трудовом кодексе, но и иметь дублированное отражение в отдельном федеральном законе. Это упростит восприятие информации и повысит эффективность работы.

Что касается финансирования, это один из самых сложных вопросов для профсоюзов, оно формируется из членских взносов. Чтобы увеличить бюджет организации, нужно их увеличивать, а это финансовая нагрузка на   работников. Они не должны много денег отдавать профсоюзу, чтобы потом от него что-то получать. Даже если материальная помощь, которую получил работник, намного больше суммы всех его взносов, по нашему мнению, все равно поднимать взносы не следует. Необходимо находить дополнительные источники для деятельности профсоюзов.

Дополнительное госфинансирование было бы отличным выходом, потому что эти средства все равно бы доставались людям. Для качественного отдыха, дорогого обучения, достойной помощи действительно нужна помощь государства.

RU: В каких изменениях сфера профсоюзов нуждается в первую очередь?

 Дмитрий Жирков: В первую очередь – масштабное привлечение молодежи. Опыт старых сотрудников хорош в сочетании с энергией молодых кадров, их  современными методами работы, технологиями, скоростью. Молодые кадры действительно нужны, но необходимо создавать мотивацию, интерес, делать работу профсоюзов более современной, основываясь на опыте предыдущих поколений.


  Больше новостей и обсуждений в Telegram-канале журнала RUБЕЖ

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru


Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4019 s
queries: 219 (0.0688 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.