/

Ольга Шаваньгина. «Упор на полную легализацию»

Ольга Шаваньгина. «Упор на полную легализацию»

Ольга Шаваньгина

Руководитель отдела ВЭД компании «СЛ Технологии»

Ольга Шаваньгина. «Упор на полную легализацию»

30 мая 2022, 17:46    1074

Жесткие досмотры грузов, упор на полную легализацию, контроль таможенников – то, с чем столкнулись импортеры в сложившихся реалиях. Без покровительства таможенных органов Казахстана работа нового логистического канала практически невозможна. Задержки поставок и подорожание были всегда, но, если глава Совета безопасности республики приведет в действие свое заявление о наведении порядка на границе, в текущем году сроки увеличатся еще в несколько раз. Как возить по-новому, в интервью журналу RUБЕЖ рассказала руководитель отдела ВЭД компании «СЛ Технологии» Ольга Шаваньгина.

RUБЕЖ: Насколько верна информация, что Казахстан настроен не очень дружественно и поставки через него напрямую в Россию проблематичны?

Ольга Шаваньгина: Открытого проявления недружественного характера со стороны казахстанских властей мы не наблюдаем, но есть ряд факторов, которые повлияли на поставки импортируемых товаров в Россию через границу в Казахстане. Как мы видим, значительные изменения в конъюнктуре таможенного рынка начались после январских протестов 2022 года, под действием которых Касым-Жомарт Токаев 5 января возглавил Совет безопасности республики, что дало начало стремительному транзиту власти в стране: начались массовые внутренние проверки в отношении должностных лиц, в срочном порядке был учрежден ряд новых требований к импортируемым товарам, что напрямую повлияло на сроки и качество поставок из Китая в Россию. Подобная мера была необходима властям для осуществления контроля ввозимых товаров из Китая, своевременной и достоверной уплаты налогов за них, так как большая часть «серого» импорта приходится на таможню Казахстана, ежегодно власти недополучают в бюджет порядка 20 миллиардов тенге, о чем свидетельствуют расхождения в официальных данных об импорте между Китаем и Казахстаном.

Импортеры не были готовы к новым событиям, и новость об изменениях многих застала врасплох: большинство транспортных средств с товарами уже находилось на складах СВХ или на подъезде к границе, а это значит, что сбор недостающих документов приходилось осуществлять в режиме онлайн, на что требовалось время. Очередь росла и в связи с тщательным досмотром транспортных средств, проверкой документов со стороны таможенных органов Казахстана в итоге растянулась на несколько месяцев. В качестве альтернативных маршрутов были использованы дальневосточные и киргизско-китайские пункты пропуска.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, поставщики понесли дополнительные убытки, связанные с доставкой, в некоторых отраслях бизнеса наблюдались простой в связи с отсутствием товара и, как следствие, потеря прибыли.

RU: Насколько верно, что решение в новых цепочках поставок найдено – через компании в Узбекистане, в которые грузят из Казахстана, а потом оттуда в Россию?

Ольга Шаваньгина: На мой взгляд, решение может быть использовано с целью обхода санкций в отношении российских импортеров и отведения внимания от властей Казахстана, так как последние опасаются попасть под вторичные санкции. Но стоит учитывать следующие факторы:

Узбекистан не является членом ЕАЭС (Евразийский экономический союз), в связи с этим преференции распространяются только на товары, произведенные на территории Узбекистана, так как Узбекистан является членом СНГ (Содружество Независимых Государств). В данном случае обязательством при ввозе товара на таможню будет являться правильно заполненный сертификат СТ-1, подтверждающий страну происхождения товара;

– данное решение может носить временный характер в случае мониторинга со стороны США, ЕС, Великобритании и других недружественных стран за санкционными товарами: другими словами, провести анализ импортеров, выявить тех, кто ранее не закупал подобные группы товаров, и чья деятельность с данными товарами не связана.

RU: Какие еще новые способы отгрузок и цепочек поставок существуют в сложившихся условиях?

Ольга Шаваньгина: На текущий момент сложно говорить об уже существующих цепочках поставок, скорее всего – экспериментальные, так как логистическая отрасль находится в состоянии выстраивания альтернативных маршрутов. Ранее существовавшие транспортные цепочки на европейском направлении не функционируют в связи с недружественной позицией по отношению к России, поэтому рассматриваются варианты ввоза товаров по данному направлению через страны ЕАЭС (Евразийский экономический союз), далее поставщику в Россию.

Для импорта товаров из Китая остаются действенными следующие направления: железнодорожное сообщение через Беларусь, дальневосточное направление через Киргизию и Казахстан.

В связи с принятым постановлением правительства РФ № 506 от 29 марта 2022 года, разрешен ввоз товаров иностранного происхождения на территорию РФ без разрешения от правообладателей товарного знака, другими словами – параллельный импорт. Принятая мера позволит избежать дефицита востребованных товаров, а поставщикам ввезти товар (группу товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия.

RU: По вашему мнению, произойдет ли кризис в глобальных цепях поставок после отмены локдауна в Китае?

Ольга Шаваньгина: Мы до сих пор испытываем на себе последствия логистического кризиса, возникшего на фоне пандемии COVID-19 в 2020 году: ценовой рост товаров для конечного потребителя; увеличенные сроки поставки товаров от момента размещения заказа у поставщика до прибытия на склад получателя; рост рисков. Контейнерный кризис и нестабильный курс валют спровоцировали увеличение ставок на фрахт.

Сейчас мы наблюдаем полный или частичный простой промышленных предприятий Китая, сбой поставок в логистических цепочках, что, в свою очередь, уже сказывается на активности транспортных узлов, а вернее – ее снижении, увеличении числа контейнерных заторов, на ассортименте импортируемых товаров и комплектующих по всему миру.

Ко всему хотелось бы добавить, что фабрики, которые производят продукцию для физической безопасности – видеорегистраторы, видеокамеры и комплектующие, – довольно быстро перестроились на альтернативные чипсеты, ранее закупавшиеся у компании Huawei и у высокотехнологичных фабрик Тайваня. По информации наших партнеров, которые закупают комплектующие, в том числе процессоры для производства серверов в РФ, неформально Тайвань перестал поставлять Китаю большинство чипсетов под давлением стран Запада. Данная ситуация еще более усугубит кризис логистических цепочек во всем мире, во всех смежных отраслях.

RU: Справятся ли в будущем требующие модернизации погранпереходы и морские порты Дальнего Востока, на которые сейчас легла дополнительная нагрузка в связи с переориентацией грузов из-за отказов глобальных игроков от перевозок в Россию?

Ольга Шаваньгина: Безусловно, погранпереходы и морские порты Дальнего Востока испытывают на себе нагрузку в связи с переориентацией товаропотока на Восток. Помимо этого, таможенные органы вынуждены отслеживать быстро меняющееся законодательство в отношении ввозимых и вывозимых товаров, принимать меры, доносить требования до импортеров, что, в свою очередь, оказывает еще большую  нагрузку.

Со стороны правительства Российской Федерации принимаются дополнительные меры по минимизации нагрузки: по поручению президента был принят план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкционного давления, план включает в себя около 100 мер, часть которых касается деятельности таможенных органов. С целью обеспечения бесперебойной поставки товаров народного потребления была принята мера оформления в приоритетном порядке продуктов питания, медикаментов, медицинского оборудования, комплектующих. Это дает возможность избежать дефицита наиболее значимой продукции для населения и ее оформления на таможне в сжатые сроки.

Что касается модернизации погранпереходов, морских портов и развития региона Дальнего Востока в целом, вопрос широко обсуждался и обсуждается правительством РФ. Считаю, что в связи с текущей ситуацией будут реализованы новые решения.

Опрос проводился совместно с АНО "Консорциум производителей охранных и пожарных систем безопасности"


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3389 s
queries: 232 (0.0255 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.