/

Ольга Шаваньгина. «Упор на полную легализацию»

Ольга Шаваньгина. «Упор на полную легализацию»

Ольга Шаваньгина

Руководитель отдела ВЭД компании «СЛ Технологии»

Ольга Шаваньгина. «Упор на полную легализацию»

download PDF
30 мая 2022, 17:46    279

Жесткие досмотры грузов, упор на полную легализацию, контроль таможенников – то, с чем столкнулись импортеры в сложившихся реалиях. Без покровительства таможенных органов Казахстана работа нового логистического канала практически невозможна. Задержки поставок и подорожание были всегда, но, если глава Совета безопасности республики приведет в действие свое заявление о наведении порядка на границе, в текущем году сроки увеличатся еще в несколько раз. Как возить по-новому, в интервью журналу RUБЕЖ рассказала руководитель отдела ВЭД компании «СЛ Технологии» Ольга Шаваньгина.

RUБЕЖ: Насколько верна информация, что Казахстан настроен не очень дружественно и поставки через него напрямую в Россию проблематичны?

Ольга Шаваньгина: Открытого проявления недружественного характера со стороны казахстанских властей мы не наблюдаем, но есть ряд факторов, которые повлияли на поставки импортируемых товаров в Россию через границу в Казахстане. Как мы видим, значительные изменения в конъюнктуре таможенного рынка начались после январских протестов 2022 года, под действием которых Касым-Жомарт Токаев 5 января возглавил Совет безопасности республики, что дало начало стремительному транзиту власти в стране: начались массовые внутренние проверки в отношении должностных лиц, в срочном порядке был учрежден ряд новых требований к импортируемым товарам, что напрямую повлияло на сроки и качество поставок из Китая в Россию. Подобная мера была необходима властям для осуществления контроля ввозимых товаров из Китая, своевременной и достоверной уплаты налогов за них, так как большая часть «серого» импорта приходится на таможню Казахстана, ежегодно власти недополучают в бюджет порядка 20 миллиардов тенге, о чем свидетельствуют расхождения в официальных данных об импорте между Китаем и Казахстаном.

Импортеры не были готовы к новым событиям, и новость об изменениях многих застала врасплох: большинство транспортных средств с товарами уже находилось на складах СВХ или на подъезде к границе, а это значит, что сбор недостающих документов приходилось осуществлять в режиме онлайн, на что требовалось время. Очередь росла и в связи с тщательным досмотром транспортных средств, проверкой документов со стороны таможенных органов Казахстана в итоге растянулась на несколько месяцев. В качестве альтернативных маршрутов были использованы дальневосточные и киргизско-китайские пункты пропуска.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, поставщики понесли дополнительные убытки, связанные с доставкой, в некоторых отраслях бизнеса наблюдались простой в связи с отсутствием товара и, как следствие, потеря прибыли.

RU: Насколько верно, что решение в новых цепочках поставок найдено – через компании в Узбекистане, в которые грузят из Казахстана, а потом оттуда в Россию?

Ольга Шаваньгина: На мой взгляд, решение может быть использовано с целью обхода санкций в отношении российских импортеров и отведения внимания от властей Казахстана, так как последние опасаются попасть под вторичные санкции. Но стоит учитывать следующие факторы:

Узбекистан не является членом ЕАЭС (Евразийский экономический союз), в связи с этим преференции распространяются только на товары, произведенные на территории Узбекистана, так как Узбекистан является членом СНГ (Содружество Независимых Государств). В данном случае обязательством при ввозе товара на таможню будет являться правильно заполненный сертификат СТ-1, подтверждающий страну происхождения товара;

– данное решение может носить временный характер в случае мониторинга со стороны США, ЕС, Великобритании и других недружественных стран за санкционными товарами: другими словами, провести анализ импортеров, выявить тех, кто ранее не закупал подобные группы товаров, и чья деятельность с данными товарами не связана.

RU: Какие еще новые способы отгрузок и цепочек поставок существуют в сложившихся условиях?

Ольга Шаваньгина: На текущий момент сложно говорить об уже существующих цепочках поставок, скорее всего – экспериментальные, так как логистическая отрасль находится в состоянии выстраивания альтернативных маршрутов. Ранее существовавшие транспортные цепочки на европейском направлении не функционируют в связи с недружественной позицией по отношению к России, поэтому рассматриваются варианты ввоза товаров по данному направлению через страны ЕАЭС (Евразийский экономический союз), далее поставщику в Россию.

Для импорта товаров из Китая остаются действенными следующие направления: железнодорожное сообщение через Беларусь, дальневосточное направление через Киргизию и Казахстан.

В связи с принятым постановлением правительства РФ № 506 от 29 марта 2022 года, разрешен ввоз товаров иностранного происхождения на территорию РФ без разрешения от правообладателей товарного знака, другими словами – параллельный импорт. Принятая мера позволит избежать дефицита востребованных товаров, а поставщикам ввезти товар (группу товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия.

RU: По вашему мнению, произойдет ли кризис в глобальных цепях поставок после отмены локдауна в Китае?

Ольга Шаваньгина: Мы до сих пор испытываем на себе последствия логистического кризиса, возникшего на фоне пандемии COVID-19 в 2020 году: ценовой рост товаров для конечного потребителя; увеличенные сроки поставки товаров от момента размещения заказа у поставщика до прибытия на склад получателя; рост рисков. Контейнерный кризис и нестабильный курс валют спровоцировали увеличение ставок на фрахт.

Сейчас мы наблюдаем полный или частичный простой промышленных предприятий Китая, сбой поставок в логистических цепочках, что, в свою очередь, уже сказывается на активности транспортных узлов, а вернее – ее снижении, увеличении числа контейнерных заторов, на ассортименте импортируемых товаров и комплектующих по всему миру.

Ко всему хотелось бы добавить, что фабрики, которые производят продукцию для физической безопасности – видеорегистраторы, видеокамеры и комплектующие, – довольно быстро перестроились на альтернативные чипсеты, ранее закупавшиеся у компании Huawei и у высокотехнологичных фабрик Тайваня. По информации наших партнеров, которые закупают комплектующие, в том числе процессоры для производства серверов в РФ, неформально Тайвань перестал поставлять Китаю большинство чипсетов под давлением стран Запада. Данная ситуация еще более усугубит кризис логистических цепочек во всем мире, во всех смежных отраслях.

RU: Справятся ли в будущем требующие модернизации погранпереходы и морские порты Дальнего Востока, на которые сейчас легла дополнительная нагрузка в связи с переориентацией грузов из-за отказов глобальных игроков от перевозок в Россию?

Ольга Шаваньгина: Безусловно, погранпереходы и морские порты Дальнего Востока испытывают на себе нагрузку в связи с переориентацией товаропотока на Восток. Помимо этого, таможенные органы вынуждены отслеживать быстро меняющееся законодательство в отношении ввозимых и вывозимых товаров, принимать меры, доносить требования до импортеров, что, в свою очередь, оказывает еще большую  нагрузку.

Со стороны правительства Российской Федерации принимаются дополнительные меры по минимизации нагрузки: по поручению президента был принят план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкционного давления, план включает в себя около 100 мер, часть которых касается деятельности таможенных органов. С целью обеспечения бесперебойной поставки товаров народного потребления была принята мера оформления в приоритетном порядке продуктов питания, медикаментов, медицинского оборудования, комплектующих. Это дает возможность избежать дефицита наиболее значимой продукции для населения и ее оформления на таможне в сжатые сроки.

Что касается модернизации погранпереходов, морских портов и развития региона Дальнего Востока в целом, вопрос широко обсуждался и обсуждается правительством РФ. Считаю, что в связи с текущей ситуацией будут реализованы новые решения.

Опрос проводился совместно с АНО "Консорциум производителей охранных и пожарных систем безопасности"


  Больше новостей и обсуждений в Telegram-канале журнала RUБЕЖ

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru


Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1971 s
queries: 208 (0.0125 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.