Сергей Тишкин. «Мы не только производим, но и разрабатываем электронику»
На заводе Dannie в городе Электросталь провели монтаж новой линии для автоматической установки электронных компонентов на плату. Какие комплектующие для сложной электроники делают в Подмосковье, и как помогает регион импортозамещающим компаниям, рассказал генеральный директор группы компаний Dannie Сергей Тишкин.
RUБЕЖ: Новая линия — это расширение линейки существующей продукции или абсолютно новое производство?
Сергей Тишкин: В основном, это новая продукция.Dannie — это контрактный разработчик и производитель электроники. Когда мы планируем своё производство - мы ориентируемся именно на заказы наших клиентов. Поэтому мы не только производим, но и разрабатываем электронику. Так год назад была запущена старт-разработка новых плат для компьютеров, для серверов на процессорах Российской компании «Байкал». Под это мы и рассчитывали нашу новую линию. Ну и конечно надеялись на увеличение размеров бизнеса и по другим направлениям, по текущим заказам.
RU: Способна ли ваша продукция конкурировать с зарубежными аналогами?
Сергей Тишкин: Да. Но есть нюансы. Во-первых, существует риск, что вообще не будет аналогов зарубежных и нам не с кем будет конкурировать. То есть, все наши производства будут импортозамещением. Во-вторых, платы, которые мы разрабатывали для компании «Байкал», построены на российском процессоре. И, несмотря на то, что этот процессор разрабатывается в России, производится он на Тайване, на всемирно известной фабрике TSMC. И в последнее время, эта фабрика не очень горит желанием поставлять продукцию в Россию, останавливает поставки.
Мы очень надеемся, что «Байкал Электроникс» решит эти проблемы или ситуация в целом нормализуется. Но, тем не менее, уровень количества плат, которые мы будем производить, уменьшится. В то же время мы наблюдаем большой поток клиентов, которые ранее покупали какую-то электронику или электронные модули заграницей, а теперь просто не могут этого делать. И они приходят к нам. Компания Dannie group старается помочь провести реинжиниринг этих плат и запустить у себя на производстве. Мы рассчитываем, что вся наша линия будет работать именно на импортозамещение.
RU: По Вашему мнению, в скором времени возможно просто не с кем будет конкурировать?
Сергей Тишкин: Да, я в этом уверен. Но на это необходимо время. Потребуется работа инженеров, проведение всего цикла испытаний новой продукции.
RU: Есть ли возможность производить в России то, что поставляли из Тайваня?
Сергей Тишкин: К сожалению, пока нет. И уровень электроники, которая производится на Тайвани – значительно выше и лучше, чем сейчас в России, к сожалению. На мой взгляд, правильнее было бы первым шагом ориентироваться на помощь наших китайских партнеров. Они сейчас серьёзно продвинулись в уровне электронного производства. Но не достигли тайваньского и американского. А по российскому – да, такие возможности есть, но требуется тоже время, инвестиции, покупка оборудования, которое тоже не факт, что сможем завести. Это период может занять от 5до7 лет.
RU: А какой сейчас ассортимент производит ваше предприятие?
Сергей Тишкин: Ассортимент складывается из ассортимента наших заказчиков. Я ещё подчеркну, что мы не продаем изделия, мы работаем для B2B-сегмента, «Бизнес для бизнеса». Можно выделить четыре основных направления нашей деятельности.
Первое — это вычислительная техника, платы для компьютеров, серверов, планшетных компьютеров. Второе — это умная камера. То есть, некий видеорегистратор, например, который устанавливается в автомобиле и регистрирует все инциденты, которые происходят на дороге и с водителем.
RU: То есть, ваша продукция производится не только для огромных компаний, которые производят промышленную технику, но и для обычных потребителей, например, «умная розетка» в доме, или видеорегистратор в автомобиле?
Сергей Тишкин: Да. Умный дом – у нас были проекты, были даже разработки, но, к сожалению, до массового производства пока не дошло. Я надеюсь, в скором времени эта ситуация изменится, мы тоже и для «умных домов» будем производить оборудование. А так, самая разнообразная техника. Это может быть какая-то плата, которая управляет двигателем трамвая, электрическая. И вы её никогда не увидите. А есть изделия, с которыми вы повседневно встречаетесь – например, касса-онлайн, если вы получаете чек на электронную почту. Почти наверняка он пробит на нашем оборудовании.
RU: Пришлось ли как-то менять свои планы, в связи с текущей мировой ситуацией?
Сергей Тишкин: Несомненно. Мир меняется – планы меняются. У нас были договоренности, практически подписанные контракты с некоторыми иностранными компаниями, которые локализуют производства в России. Сейчас эти планы пришлось приостановить. Я надеюсь, что ситуация стабилизируется и вернётся на круги своя. Потом, например, в городе Электросталь мы взяли две площадки и хотели запустить сразу обе, но тоже одну запустили, а другую приостановили, чтобы присмотреться, как ситуация будет разворачиваться дальше.
RU: В Московской области есть такие партнеры, которые могут вам помочь в этой сфере?
Сергей Тишкин: Наши логисты работают, как и в Подмосковье, так и во Владивостоке, так и вообще по всей стране.
RU: Есть ли в Московской области предприятия, которые могут расшириться и поставлять такое же количество необходимых комплектующих, как поставлял Тайвань?
Сергей Тишкин: Пытались найти производителей компонентов, которые могли бы победить иностранных поставщиков. Но всегда как-то упирались: либо просто аналогов нет в России. Либо качество не очень хорошее. Либо сроки большие. Либо вообще компании не отвечают. Посылаем запросом: «Дайте нам. Вот список тех компонентов, которые вы можете поставлять». Не отвечают, к сожалению.
RU: Насколько выпускаемая в Подмосковье продукция может решить вопрос с импортными комплектующими в сфере электроники?
Сергей Тишкин: Если просмотреть производственную цепочку, мы в ней– вторая цепь. Мы устанавливаем компоненты на плату и собираем готовые изделия. А первая цепочка — это все-таки вот производство компонентов. И вот насколько производители справятся с этой задачей, с производством именно отечественных компонентов - будет зависеть и в целом, как будет развиваться сложная электроника в России.
RU: Вырос ли спрос на вашу продукцию у отечественных компаний? Например, те, кто раньше покупал у иностранных производителей?
Сергей Тишкин: Да. Мы сейчас получаем массу запросов на замещение компонентов. Например, был заказчик, который покупал электронные блоки за границей. Всё было хорошо. Но либо по логистическим причинам, либо просто перестали поставлять изделия, он не может собрать своё конечное изделие, потому что у него не хватает этого блока.
И он прибежал к нам: «Ребята, помогите. Давайте мы повторим, сделаем такую же плату». Но здесь не все осознают сложности вот этого повтора. Потому что одно дело, например, повторить «железо». То есть, схемотехнику разработать, плату спаять — это в принципе, всё можно сделать. Сейчас вся современная цифровая электроника – она построена на «железе + софт» и вот софт написать под конкретную задачу - тоже достаточно серьёзная проблема. И это может занимать время. Всё реально, но такого рода проекты могут длиться до года.
RU: Существуют ли предложения, соответствующие требованиям, чтобы написать подходящий софт для «железа»?
Тишкин С.: Есть программисты, есть умные головы, которые смогут это сделать. Нужны только деньги и время. По прошлому опыту было дороже на процентов 10 – 15. Но сейчас, думаю, ситуация поменяется, потому что, когда мы проводим рендеринг устройству, то есть создаём аналог – мы все-таки вводим какие-то улучшения. Смотрим, где можно сократить себестоимость изделия. Поэтому, чаще всего изделие получается не только лучше, но и подешевле.
RU: Почему ваша компания выбрала базу именно Электростали Московской области? Как вы выбирали место?
Сергей Тишкин: В первую очередь, потому что Восток, ближе к Китаю. Подальше от Запада. Но это шутка, на самом деле мы как-то исторически просто на Востоке и все мои партнеры - они либо живут там, либо работают на Восточном направлении. Поэтому мы сразу смотрели на Восток и Электросталь – она как-то так походила. Во-первых, объекты были подходящие для нас. Во-вторых, транспортная доступность достаточно хорошая.
Сейчас рядом с Электросталью проходит, то есть, очень всё удобно. И вот это вот расстояние там 50 - 60 км от Москвы - оно оптимально, с точки зрения: и добраться можно быстро, заказчика привести, показать производство и в то же время затраты ниже. То есть, и зарплата чуть поменьше по сравнению с совсем ближнем Подмосковьем.
Ну и затраты вообще на организацию бизнеса всё-таки, поменьше. Плюс к этому в Подмосковье есть «смежники», которые нам нужны. Это и литьё пластмассы, и производство металлических каких-то деталей. Ну и, собственно, по электронике тоже много производств, где можем мы передать какие-то,/если мы не справляемся/ - можем передать другим подрядчикам рядом в той же Электростали. В Ногинске есть компании, которые тоже занимаются электроникой.
RU: Ваши партнеры тоже находятся в Восточной части Подмосковья?
Сергей Тишкин: Не только в Восточной, например, Зеленоград. Это другая часть Подмосковья, и хороший кластер электроники. Там тоже есть наши подрядчики. В основном, всё Подмосковье там.
RU: Сколько лет вашей компании и насколько вырос объем со дня образования?
Сергей Тишкин: С 2015 года, в разы, даже в десятки раз. Из года в год компания растет в среднем на 100 % - 150 %, и сейчас по объему производств. Не знаю, как будет в 2022 году, но у нас есть на самом деле подписанные контракты, уже достаточно крупные на этот год. И думаю даже, что и в этом году будет рост.
RU: В связи с открытием нового, так скажем, не кластера, а правильнее будет сказать, наверное, нового направления. Появились ли новые рабочие места?
Сергей Тишкин: Появились, конечно. Сама по себе вот эта smt линия - она не даёт много рабочих мест новых. Ну там она очень высокоавтоматизирована.То есть, степень автоматизации очень там высокая.
RU: То есть, это в основном наладчики?
Сергей Тишкин: Наладчики и операторы. Три человека способны эту линию обслуживать в одну смену. Если это три смены – то девять человек.
Но обычно к smt линии прилипает ещё куча производственных услуг. Потому что мало спаять плату, надо её залакировать. Её нужно протестировать, её нужно упаковать в корпус какой-то.
И появляется такой сборочный конвейер вокруг этой smt линии. То есть, по моим расчётам: где-то 20 – 30 человек — вот одна смена с smt линией вполне может. Еслив три смены – то процентов 90.
RU: Сколько времени уходит на изготовление одной платы?
Сергей Тишкин: Это зависит от сложности платы, её размера и количества компонентов на ней. Например, стандартная плата, которая идёт в видеорегистратор – 1000 – 1500 в смену. Смена 12 часов. То есть, примерно 100 плат в час. Все линии считаются в компонентах. В час машина может устанавливать 70.000 компонентов. Это хороший объём. Главное, чтобы было нужное количество машин.
RU: Сегодня есть предприятия, которые именно теперь начинают развиваться, когда иностранные компании потихонечку стали уходить с российского рынка. Тяжело ли заниматься бизнесом в Московской области в настоящее время?
Сергей Тишкин: Вы знаете, нет. Вот когда мы пришли в Электросталь – мы получали только поддержку. То есть, никаких препятствий. Все службы работают нормально. Администрация вот в последнее время собирает всех предпринимателей на совещания и рассказывает: какие меры поддержки в регионе есть. Мы профессионалы в сборке, в электронике, но мы такие новички совсем в использовании Государственной поддержки. Мы не разу этим не пользовались, на самом деле до текущего времени. Всегда как-то пытались обходиться своими силами. Вкладывали свои деньги. Всегда думали, что поддержка Государства – это что-то сложное. Это вот куча бумаг и потом тебя замучают проверками. И тут я узнаю, что столько возможностей существует и мы наверняка ими воспользуемся. Например, там есть субсидирование платежей по лизингу. А мы всё оборудование в лизинг покупаем, так как одна линия стоит в районе 1.000.000 $.
RU: На старте открытия бизнеса вы пользовались субсидиями? Какие меры поддержки именно вам пригодились?
Сергей Тишкин: На старте не пользовались. В том-то и дело, что мы эту линию конкретно взяли за свои деньги, с привлечением лизинга. «Балт-лизинг» - такая компания есть. Но без субсидирования со стороны Государства. А сейчас мы видим, что есть такая возможность взять ещё одну линию и получить субсидии и от правительства.
RU: Как в целом вы оцениваете инвестиционный климат в регионе?
Сергей Тишкин: На мой взгляд, всё хорошо. Деньги вкладываются активно. В Электростали у нас есть здание купленное, соответственно есть земельный участок, который не очень ровной формы. Мы хотим его сделать прямоугольным и запланировать там постройку ещё одного здания. Для этих целей мы обязательно воспользуемся еще и господдержкой аренды земли за один рубль.
RU: Земля, где сейчас стоит предприятие – оно изначально уже было с боксом? Или всё-таки пришлось что-то строить?
Сергей Тишкин: У нас две площадки. Одна – арендованная, которая сейчас действующая, вторая – здание собственное. Со своей территорией и вот там как раз, мы хотим получить максимальную мощность производства.
RU: В завершении не можем не спросить про развитие вашей компании в Московской области. Куда планируете двигаться? Какие планы?
Сергей Тишкин: Хотим остаться в Электростали. Нам всё нравится. Хотим вот эту линию, которую мы купили запустить не в одну смену – как сейчас она работает, а в три смены. Как минимум. Здание, которое мы купили, потихонечку начнём ремонтировать и, если появится определённый уровень заказов – мы туда тоже будем устанавливать smt-оборудование, настраивать там производственные процессы.
RU: Линия, которая производит, дает какие-нибудь сбои? И чья это техника в принципе?
Сергей Тишкин: К сожалению, европейская. Мы пользуемся поддержкой дистрибьютера. Российский дистрибьютор оказывает поддержку: технические консультации, у них есть склад запчастей определённых.То есть, я думаю, что проблем не будет. Но техника всё-таки новая, поэтому достаточно надёжная и не так часто ломается.
RU: Запчасти, детали, расходники – все есть?
Сергей Тишкин: Сейчас всё есть. В какой-то момент они, конечно, скорее всего, прекратятся. Но, надеюсь, что Китай нам поможет. Там есть оборудование подходящее. И запчасти к оборудованию, в том числе Европейскому. Надеюсь, что здесь проблем не будет. Комплектующие, запчасти, расходники подорожали примерно на 20% - 30%. На цену производимой нами продукции это не сильно влияет, так как в основном стоимость оборудования – является основной составляющей в себестоимости производственного процесса.
Опрос проводился совместно с АНО "Консорциум производителей охранных и пожарных систем безопасности"