Игорь Кудинов. Okdesk
Принятие новых сводов правил проектирования и ГОСТов для систем пожарной защиты потребовало от компаний корректировки конструктива устройств, пересмотра подходов к их продвижению. Что это дает в итоге отрасли? Способствуют ли изменения в правилах развитию конкуренции, или же лишают производителей уникальных преимуществ, отодвигая технологическую конкуренцию на второй план? Об этом журнал RUБЕЖ спросил ведущих игроков рынка пожарной безопасности.
Отвечает Игорь Кудинов, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграции в Okdesk
RUБЕЖ: Каким образом именно ваши решения приводят систему пожарной безопасности в соответствии с требованиями норм?
- Мы помогаем представителям индустрии соответствовать новым требованиям (ГОСТ, СП) в части обслуживания и ремонта систем и средств пожарной безопасности.
Чтобы было понятнее, в качестве примера приведу ГОСТ по СПС. На сегодняшний день большая часть популярных отечественных разработок в полной мере не соответствует требованиям новой нормативки. В частности, АПК не умеют автоматически оповещать ответственных лиц на объекте и со стороны обслуживающей организации о неисправностях, считать время с момента начала инцидента и до его устранения, вести графики регламентных работ и т. д.
Если обслуживающая организация будет использовать Okdesk в своей работе, то можно смело заявлять, что соответствие новой нормативке в части обслуживания и ремонта выполнено в полной мере. На практике это означает, что:
В автоматическом режиме будут оповещены ответственные за эксплуатацию СПС на объекте и специалисты обслуживающей организации в случае ложного срабатывания или возникновения неисправности.
Инциденты будут устранены в соответствии со сроками, прописанными в ГОСТе.
В отношении каждого объекта будет создан интерактивный график ТО.
Заявки о неисправностях и ложных срабатываниях будут фиксироваться в автоматическом режиме без участия диспетчера.
Можно будет контролировать количество ложных срабатываний для своевременного инициирования модернизации системы или отдельных её элементов.
RUБЕЖ: На ваш взгляд, в какую сторону развернули рынок изменения нормативов, которые инициировало ВНИИПО в этом году?
- Выделю два основных тренда. Первый – это повышение уровня технологичности систем и средств пожарной безопасности. А второй тренд – интеграция, обусловленная необходимостью соответствовать новым требованиям.
RUБЕЖ: Как эти тренды, на ваш взгляд, меняют бизнес-процессы? И как влияют на конструктивные особенности продукции?
- Первый тренд, связанный с технологическим усложнением и усовершенствованием АПК, скорее всего, приведёт к тому, что часть вендоров не смогут больше продавать своё оборудование в силу его морального устаревания и несоответствия новым требованиям. Очевидно, что это окажет влияние на всю индустрию: произойдёт в некоторой степени передел рынка.
Второй тренд приведёт к тому, что производители будут вынуждены дорабатывать недостающие функциональные модули за счёт собственных разработок и интеграции с другими системами для полного соответствия новым требованиям. Могу привести в качестве примера интеграцию между Streletz-Cloud и Okdesk, которая позволяет компаниям, обслуживающим СПС, в полной мере соответствовать требованиям нового ГОСТа в части обслуживания и ремонта.
RUБЕЖ: В чем реально заключается повышение технологической конкурентности в сфере пожарной безопасности в результате появления этих ГОСТов? И вообще происходит ли это повышение?
- Мы уже начали говорить про системы пожарной сигнализации, новый ГОСТ, который регулирует данный класс систем, давайте продолжим обсуждать данный пример. Если раньше на законодательном уровне не было возможности вести журнал ТО в электронном виде, то новая нормативка это допускает.
Логично ожидать, что вендоры начнут соответствовать подобного рода нововведениям, и это шаг вперёд. При этом отмечу, что в целом уровень технологической конкуренции в данном сегменте индустрии достаточно низкий. За редким исключением большая часть рынка продаёт оборудование с технологиями советского периода.
RUБЕЖ: Новые нормативные требования – они как-то подталкивают компании к этому? Или… не очень?
- Подталкивают. Повторюсь, в части ремонта и обслуживания производители хоть и продвигаются вперёд под влиянием ГОСТов, но крайне медленно.
Процессы проектирования и инсталляции комментировать не буду – не мой профиль.
RUБЕЖ: Назовите примеры того, как ваши клиенты, партнеры перестраивали свои линейки под новые требования, технологически модернизируя их.
- На текущий момент процесс обслуживания и ремонта систем и средств пожарной безопасности организационно происходит по старинке: заполняются бумажные журналы, вручную распределяются инцидентные заявки, график ТО ведётся в Excel и т. д.
Это чревато серьёзными организационными трудностями. Например, всегда есть риск забыть провести плановое ТО или вовремя не среагировать на инцидент, возникают проблемы с персональной ответственностью, качеством и т. д.
Наши клиенты с помощью Okdesk не только обеспечивают соответствие новым требованиям, но и сокращают издержки за счёт автоматизации типовых и рутинных процессов, и дополнительно зарабатывают на выездном сервисном обслуживании.
RUБЕЖ: А на ваш взгляд, нужна ли в России система пожарного страхования, аналогичная системе FM Global?
Я бы выделил несколько гипотез, отвечая на ваш вопрос, почему в России этого нет.
Первая – российский рынок пожарной безопасности максимально зарегулирован государством. И логично предположить, что отсутствие системы подобного рода или даже использование уже готовой системы FM Global — это нежелание регуляторов.
Вторая гипотеза, которую я бы тоже выделил, это консерватизм. Он свойственен в целом всей индустрии безопасности. Многие её участники, в том числе регуляторы и заказчики, просто привыкли работать определённым образом.
Возможно, есть какие-то ожидания, связанные с рисками того, что страховые компании не выплатят всей суммы по страховке. Всё-таки рынки страхования в России и развитых капиталистических странах сильно отличаются.
Кроме этого, отмечу, что изменения подобного рода предполагают тотальный пересмотр всех взаимоотношений внутри индустрии между заказчиками, регуляторами, обслуживающими организациями. Сейчас, например, все взаимоотношения регулирует Госпожнадзор, а при работе по FM Global всё уйдёт в руки страховщиков.
Нужно понимать ещё и экономический аспект внедрения систем подобного рода. Сейчас соответствовать требованиям регуляторов вполне можно, используя сертифицированное оборудование вендоров низкой ценовой категории. А если у нас будет система страхования по аналогии с FM Global, то начнет применяться шкала, которая предполагает зависимость страховых взносов от уровня используемого оборудования. Всё это приведёт к удорожанию обеспечения пожарной безопасности.
RUБЕЖ: На ваш взгляд, какие в принципе, драйверы развития технологической конкуренции могли бы быть, но отсутствуют сегодня в сфере пожарной безопасности?
- Нужно повышать уровень конкуренции отечественных производителей за счёт постепенного допуска иностранных компаний на российский рынок.
С одной стороны, нужно делать это плавно, чтобы отечественные компании успели перестроиться и привыкнуть, а с другой – решительно, чтобы уровень конкуренции медленно, но верно повышался. Такой подход в долгосрочной перспективе будет способствовать повышению технологичности и конкурентоспособности отечественных разработок.