/

Андрей Шпиленко. Ассоциации кластеров и технопарков России

Андрей Шпиленко. Ассоциации кластеров и технопарков России

Андрей Шпиленко

Директор Ассоциации кластеров и технопарков России (АКИТ)

Андрей Шпиленко. Ассоциации кластеров и технопарков России

download PDF
18 сентября 2020, 18:09    438

«Технопарки и кластеры – ключевые инструменты промышленной политики»

В России действует 33 особых экономических зон, 44 промышленных кластера и 179 технопарков. Совокупная выручка их резидентов составляет около 1% ВВП Российской Федерации. Об особенностях функционирования этих инструментов поддержки производства, а также о преференциях, на которые могут рассчитывать компании участники журналу RUБЕЖ рассказал Андрей Шпиленко, директор Ассоциации кластеров и технопарков России (АКИТ).

Беседовал: Юрий Стенов

RUБЕЖ: Кто сегодня может стать резидентом технопарка? На какие меры поддержки смогут рассчитывать такие компании?

Андрей Шпиленко: Резидентом промышленного технопарка может стать компания, которая ведёт производственную, инновационную или научно-техническую деятельность. Резидент получает возможность сократить издержки на реализацию проектов по разработке и производству высокотехнологичной продукции. Общая экономия на издержках может составлять до 30–35%. Это достигается за счёт предоставления в пользование резидентам готовых, уже оборудованных офисных, лабораторных и производственных площадей, а также самого оборудования.

В отличие от бизнес-центров и промышленных площадок, технопарк не просто предоставляет площади в аренду, а создает комфортные и благоприятные условия для роста компании.

Среди преимуществ технопарков:

  • аренда помещений по ценам ниже рыночных;
  • предоставляемые площади готовы для размещения высокотехнологичного производства;
  • доступ к дорогостоящему высокотехнологичному оборудованию и инфраструктуре (3D-принтеры, 3D-сканеры, фрезерные и токарно-винторезные станки, чистые комнаты, лаборатории и т.д.);
  • доступ к консультационным, бухгалтерским, юридическим и прочим услугам;
  • возможность получения налоговых льгот или субсидий в зависимости от региона.

Технопарки – идеальная среда для становления и развития стартапов.

RUБЕЖ: В чем отличие особых экономических зон (ОЭЗ) и промышленных кластеров от технопарков?

АШ: В зависимости от типа особой экономической зоны её резидентом может стать компания, ведущая промышленно-производственную, логистическую, технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность. Как правило, резидент особой экономической зоны – высокотехнологичная компания, которая выходит на многосерийное производство. Стартапы могут быть резидентами ОЭЗ только в том случае, если они реализуют инвестиционно-ёмкие проекты.

Резиденты особых экономических зон имеют значительные налоговые и таможенные льготы, за счёт чего региону удаётся повысить инвестиционную привлекательность территории и привлечь значимых инвесторов, способствующих реализации задач по импортозамещению, повышению уровня локализации производства и наращиванию объемов несырьевого экспорта.

Участник промышленного кластера – компания, осуществляющая деятельность в сфере промышленности. Как правило, промышленный кластер имеет свою специализацию в рамках одного или нескольких регионов, поэтому важно, чтобы компания соответствовала специализации кластера, располагалась на территории, где осуществляет свою деятельность кластер, а также была встроена в технологическую цепочку кластера. Стартапы не становятся участниками кластера, поскольку для соответствия требованиям у участника кластера должен быть существенный уровень кооперации с другими участниками, что невозможно для компаний на ранних стадиях развития.

По итогам совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Юрия Ивановича Борисова было принято решение о возобновлении механизма предоставления субсидий на реализацию совместных проектов промышленных кластеров, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. №41.

RUБЕЖ: Как вы оцениваете значение технопарков и кластеров для современной российской экономики?

АШ: Технопарки и кластеры являются ключевыми инструментами реализации промышленной политики, в том числе на региональном уровне, а также играют значимую роль в развитии малого и среднего предпринимательства.

Технопарки представляют собой промышленную инфраструктуру, целью которой является снижение издержек для промышленных предприятий за счет обеспечения доступа резидентов к технологической инфраструктуре, а также к уникальным сервисам (услуги по прототипированию, инжинирингу, бизнес-консалтинг и др.).

Создание и развитие технопарков благотворно влияет на уровень социально-экономического развития любого региона – на предприятиях-резидентах создаются новые рабочие места, растёт объём налоговых отчислений. Также формирование технопарков приводит к росту количества субъектов МСП, обеспеченных льготным доступом к производственным площадям, открытию производств, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции. Такая инфраструктура особенно важна в контексте задач по импортозамещению и наращиванию несырьевого экспорта, поскольку их выполнение предполагает значительные затраты бизнеса на НИОКР.

Промышленные кластеры в России создаются с целью развития кооперации и выпуска новых видов востребованной и конкурентоспособной продукции. Они позволяют решать целый комплекс проблем, возникающих в связи с нарушением кооперационных связей внутри производственных цепочек: обеспечивают производителей гарантированным спросом на их продукцию, снижают барьеры входа на рынки сбыта, в том числе по локализации производства комплектующих.

Промышленный кластер – это также эффективный механизм привлечения инвестиций, поскольку в рамках системно организованной производственной цепочки формируются более качественные инвестиционные проекты. Кроме того, реализация совместных кластерных проектов подразумевает целевой подход к реализации инвестиционных проектов с учетом технологических приоритетов и имеющихся в регионе кооперационных связей.

RUБЕЖ: Как сейчас выглядит экосистема технопарков в России? Кому они уже помогли – статистика и самые значимые кейсы?

АШ: Сегодня в России функционирует 179 технопарков в 55 регионах России. Общее количество работников компаний-резидентов технопарков ежегодно растет в среднем на 15,4%.

При этом 92,7% резидентов технопарков относятся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Количество создаваемых резидентами технопарков рабочих мест в 2019 г. превысило 110 тыс. чел., из них более половины созданы субъектами МСП.

В последние годы технопарки России демонстрируют рост по всем ключевым показателям эффективности. По итогам 2019 года объем производства высокотехнологичной импортозамещающей продукции резидентов российских технопарков составил 48,5 млрд руб., а совокупный объём экспорта – 21,3 млрд руб.

Важные проекты в сфере импортозамещения реализуют Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Мордовия, Технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина», Технопарк высоких технологий в Свердловской области, Промышленном технопарке «Электрополис». Резиденты данных технопарков занимаются производством таких видов продукции, как композитная арматура, системы трёхмерного проектирования, высокотехнологичные покрытия, элегазовые комплектные распределительные устройства.

RUБЕЖ: Может ли иностранная компания стать резидентом технопарка, кластера или ОЭЗ? Например, недавно АКИТ подписала соглашение с Siemens – какова цель сотрудничества?

АШ: Безусловно, резидентами технопарка, особой экономической зоны, а также участниками промышленных кластеров могут стать иностранные компании, ведущие свою деятельность в России. Пожалуй, наиболее привлекательным инструментом для иностранных компаний является особая экономическая зона - ключевой драйвер привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России, который позволяет расширить взаимовыгодное международное сотрудничество в различных сферах экономики и промышленности.

За время функционирования данного инструмента в российских особых экономических зонах зарегистрировано более 750 резидентов из 38 стран мира. Для реализации своих проектов российские особые экономические зоны выбрали более 120 иностранных компаний, среди которых можно выделить такие мировые бренды, как Honeywell, Kronospan, Boeing. В российских особых экономических зонах открыто порядка 40 крупнейших заводов с мировыми именами, среди которых Yokohama, Bekaert, Ford, Armstrong, Kastamonu, Bettermann и другие. Все это свидетельствует о том, что механизм особых экономических зон в России развивается в правильном направлении с учетом взаимовыгодных интересов государства и бизнеса.

Сотрудничество АКИТ РФ с Siemens Digital Industries Software поможет реализации высокотехнологичных проектов, предоставит возможность оперативно информировать представителей международной компании о разработках членов Ассоциации и обеспечит доступ компаний-резидентов к материалам о цифровых решениях, к актуальным прогнозам и данным о перспективах развития отрасли.

RUБЕЖ: Что делать компании, если в её регионе и в соседних не созданы ни технопарки, ни кластеры? Значит ли это, что получить поддержку с помощью указанных инструментов нельзя?

АШ: В настоящее время активно развиваются межрегиональные промышленные кластеры, объединяющие участников из разных регионов России, в том числе не имеющих общих границ.

Действительно, сохраняется неравномерность распределения технопарков по территории России: наибольшее их количество приходится на Центральный (50%) и Приволжский (20%) федеральные округа. Для решения этой проблемы в рамках обновлённой региональной промышленной политики приоритет при получении мер поддержки будет отдан регионам с низким уровнем социально-экономического развития и геостратегическим территориям.

RUБЕЖ: Как меняются технопарки в контексте принятого в 2015 году ГОСТ Р «Технопарки. Требования»? Что говорят рейтинги АКИТ?

АШ: ГОСТ Р «Технопарки. Требования» представляет собой перечень требований к технопаркам, создаваемым и развивающимся на территории России. В 2017 г. он был впервые скорректирован с учётом изменений в нормативной базе, в 2020 г. он также будет изменён для обеспечения соответствия требованиям Минпромторга России к промышленным технопаркам, заданным в постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. №1863. Что касается фактических изменений в сфере развития технопарков в России, согласно данным Ежегодного обзора «Технопарки России» ключевой тенденцией является повышение доли технопарков, создаваемых частными инвесторами. Частные управляющие компании технопарков реализуют эффективные бизнес-модели управления имущественным комплексом технопарков, оказания услуг действующим резидентам и привлечения потенциальных резидентов.

RUБЕЖ: Государственное регулирование технопарков – какие органы власти в этой области выступают «рулевыми» в 2020 году? Какие проблемы регулирования и программы развития, субсидирования?

АШ: С 2006 года финансированием создания и развития технопарков в рамках различных государственных программ занимались Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, что во многом стало причиной отсутствия единой нормативной правовой базы в этой сфере.

По мнению экспертов Ассоциации, единым уполномоченным органом в сфере регулирования деятельности промышленных технопарков в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» должен стать Минпромторг России. Соответственно, Минкомсвязи России следует передать полномочия в сфере регулирования деятельности технопарков в сфере высоких технологий. Другие органы власти (Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минпросвещения России) следует наделить статусом согласующих при разработке и реализации мер поддержки технопарков.


Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Яндекс.Директ

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам


    Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

    информационных технологий и массовых коммуникаций.

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

    total time: 1,0186 s
    queries: 185 (0,3963 s)
    memory: 2 048 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.