/

Борис Глазков. «Безопасность монетизировать невозможно, но можно монетизировать данные»

Борис Глазков: «Безопасность монетизировать невозможно, но можно монетизировать данные»

Борис Глазков

вице-президент по стратегическим инициативам компании «Ростелеком»

Борис Глазков. «Безопасность монетизировать невозможно, но можно монетизировать данные»

25 октября 2019, 23:28    365

На панельной дискуссии «Безопасные и комфортные города» в рамках VII ежегодного Всероссийского форума «Взгляд в цифровое будущее» представители заинтересованных структур — МЧС, Минстроя, Росатома и Ростеха — впервые напрямую обменялись позициями о перспективах совместного развития АПК «Безопасный город» и ведомственного проекта «Умный город». Об итогах дискуссии в интервью журналу RUБЕЖ рассказал вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков.

Беседовал Михаил Динеев

- Как изменились мнения о подходах к построению «Умных городов» в России с форума прошлого года? Что привнесло в дискуссию подключение к разговору МЧС и лично заместителя министра Александра Чуприяна?

 — Принципиально ничего не изменилось. Хорошо, что коллеги из МЧС, Минстроя России публично и внятно признали некоторый дуализм между проектами «Безопасный город» и «Умный город». Министерство по чрезвычайным ситуациям курирует тему безопасных городов уже 7 лет, проект остается в активном статусе, другое дело, что там были проблемы с финансированием. «Умный город» как проект Минстроя появился год назад. И хорошо, что ведомства сейчас обсуждают, как объединить оба проекта и получить синергетический эффект.

К сожалению, проблемы остались. В первую очередь, выделение федеральных средств регионам. Разве что в Минстрое несколько поменяли правила распределения региональных субсидий в рамках федерального проекта «Комфортная городская среда», это облегчило процедуру получения денег. Как показала дискуссия, ведомствам до конца пока не ясно, как учитывать при распределении денег потребности безопасных и умных городов.

- В прошлом году на форуме «Взгляд в цифровое будущее» отдельная секция была посвящена работе по схемам государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессиям. В этом году решили обойтись без нее. Почему?  

— Да, в этом году в плотной программе форума не осталось времени для отдельного круглого стола. Но тема по-прежнему актуальна. Могу ответственно сказать, что без ГЧП и концессий ничто не взлетит, никакой безопасный или умный город, даже если проекты объединятся.

Безусловно, вопросы обеспечения безопасности крайне важны, тут я полностью согласен с выступлением Александра Петровича Чуприяна. Безопасность — базовая функция государства и вопрос бюджетного финансирования. Это не про прибыль, не про бизнес. Вместе с тем, сейчас количество и стоимость технологий, которые нужно внедрить для обеспечения безопасности таково, что никаких бюджетных денег не хватит. Поэтому важно найти какие-то модели привлечения внебюджетных источников. Безопасность монетизировать невозможно, но можно, например, монетизировать данные, которые собираются системами «Безопасного города».

- И каким образом можно монетизировать такие данные?  

- Вот об этом я как раз сегодня и спрашивал у Эдуарда Анатольевича Лысенко (министр правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы — прим. ред.). Рекомендую всем обратить внимание на опыт Москвы. Именно от умения использовать массивы данных напрямую зависит успех ГЧП-сервисов, которые могут появиться на инфраструктуре АПК «Безопасный город».

- А как на Ваш взгляд, что в московском опыте заслуживает наибольшего внимания для дальнейшего тиражирования?

— Я думаю, что цифровизация ЖКХ — обслуживание сетей, обслуживание дорог, уборка улиц. Почему? Да потому, что за некачественную работу по данным направлениям можно штрафовать, то есть генерировать дополнительный финансовый поток, попутно повышая качество коммунальных сервисов. Поскольку там возникает экономика, понятно, на каких принципах должен работать весь блок ЖКХ в умном городе. И только потом можно делать следующие шаги — искать смежные отрасли, в которых эти данные будут полезны. Например, транспорт и медицина — там также можно оптимизировать финансовые потоки, и тем самым снизить нагрузку на бюджет.

- А миссия «Ростелекома» в проектах «Умных городов» как-то поменялась в сравнении с прошлым годом?

— Никаких принципиальных изменений у нас нет, мы по-прежнему одинаково доступны для партнерств, как государственных, так и частных. Мы ищем любые решения, которые по закону позволяют запустить проекты в реализацию, даже в условиях дефицита необходимого финансирования на уровне регионов и муниципалитетов.

 - Будет ли пополняться банк умных решений?

 — Безусловно. В настоящий момент мы анализируем проекты, выявляем успешные кейсы и передаём их оператору банка решений — Минстрою России. «Банк решений умного города» — это открытая база знаний, доступный регионам помощник в цифровизации городского хозяйства. На портале уже собрано более 350 решений. Проекты представлены по самым различным направлениям: от решений в сфере ЖКХ и городской среды до решений по безопасности и транспорту. Банк знаний позволяет не изобретать велосипед: регион может выбрать и адаптировать подходящее решение для конкретной задачи, которое уже доказало свою эффективность в одном из субъектов федерации.

- Как будет развиваться формирование нормативной базы для объединенной стратегии умных и безопасных городов?  

— На панельной дискуссии поднимался вопрос по стандартизации систем видеонаблюдения, нам очень интересен дальнейший разговор по этой тематике. Мы готовы пересекающийся с Москвой опыт поднимать на уровень стандарта. И намерены принимать участие в стандартизации системы видеонаблюдения и других решений умного города с технологической точки зрения.

- Можете привести для наглядности пару примеров таких показателей?  

— В первую очередь, все, что связано с измеримыми вещами: энергоэффективность, теплоэффективность, время движения транспортных средств, время их ожидания и т.д. Когда мы говорим о стандарте, мы всегда хотим сделать так, чтобы его применение было не просто измеримым, а чтобы простые жители могли увидеть и понять, чем конкретно им полезен умный город. Хотелось бы выйти на показатели, которые ощутимы конечным потребителем. Все цифровые системы, которые применяются в городе, должны быть направлены на одну цель — повысить качество жизни человека.

- На всякий случай уточню — варианты распространить оплату финансирования умных решений в городах на самих жителей не рассматривается?

 — Ни в коем случае! В текущей финансово-экономической ситуации перекладывать на граждан дополнительно расходы на цифровизацию — этого никто не поймёт. Искать деньги нужно с другой стороны. В наших городах большой потенциал повышения эффективности работы разных административных служб. Если сократить различного рода потери с помощью умных сервисов, то экономия будет существенной. Вот ее и надо направлять на финансирование. Брать деньги нужно не с жителей, а с неэффективных процессов городского управления, по фактам некачественного оказания услуг.

Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Yandex.Дзен

    Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
    в Яндекс.Дзен


    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

    total time: 1,9896 s
    queries: 304 (0,6430 s)
    memory: 4 096 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.