Андрей Жерегеля. АО «ГЛОНАСС»
На пороге федерального мониторинга
Менее трёх лет понадобилось АО «ГЛОНАСС», чтобы стать федеральной сетью «подключенных автомобилей» во всех субъектах Российской Федерации. Устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС» оснащено 1,5 млн автомобилей, компания накопила огромный потенциал, и в 2018 году ей предстоит выйти на самоокупаемость. Андрей Жерегеля, генеральный директор АО «ГЛОНАСС», уверен, что задача вполне выполнима, а помогут в этом цифровые сервисы, новые партнерства и интернациональные альянсы.
Беседовал: Станислав Тарасов
R: Как скоро можно ожидать перехода АО «ГЛОНАСС» в статус единого федерального оператора мониторинга автотранспорта?
АО «ГЛОНАСС» уже сегодня располагает всеми возможностями, чтобы стать единым федеральным оператором мониторинга автотранспорта.
Мы владеем самой мощной в России инфраструктурой для решения задач транспортной телематики, это единая распределённая информационно-телекоммуникационная инфраструктура на всей территории Российской Федерации, включающая 82 центра обработки данных.
Техническая инфраструктура государственной автоматизированной информационной системы (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС» выстроена по иерархической территориально распределенной схеме. Региональными компонентами ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» являются навигационно-информационные центры (НИЦ) и региональные коммутационные узлы (РКУ), связанные между собой магистральными каналами связи.
Восемь НИЦ располагаются в каждом федеральном округе, региональные коммутационные узлы в городах – по одному в каждом субъекте Федерации (всего 73 отдельных узла и 9 узлов, совмещенных с НИЦ).
Навигационно-информационный центр первого уровня (НИЦ-1) расположен в Центральном федеральном округе (город Москва) и выполняет функцию главного узла ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Остальные 7 НИЦ относятся к навигационно-информационным центрам второго уровня за исключением НИЦ Северо-Западного федерального округа, который по своей функциональности и техническому составу является резервным главным узлом ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», обеспечивает резервирование НИЦ-1.
Для обеспечения надежности и бесперебойности соединения между узлами ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» магистральные кабельные линии связи состоят из основных и резервных каналов. Данная схема обеспечивает гарантированную доставку сообщений о ДТП и иных происшествиях на автомобильных дорогах России до экстренных оперативных служб, а также иной телематической информации в некорректируемом виде.
Сеть связи, обеспечивающая функционирование ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», построена по модели виртуального оператора связи – full-MVNO. И, за счет возможности регистрации в сетях нескольких операторов подвижной радиотелефонной связи, система имеет максимальную зону радиопокрытия на территории России.
R: Что принесет появление единого федерального оператора?
Для потребителей централизованный федеральный мониторинг принесет огромную пользу. Он позволит решить задачи, стоящие перед контрольно-надзорными органами. Проконтролировать движение маршрутизированного транспорта по всей стране, сохранность грузов и соблюдение ПДД. Создать на базе единой закрытой среды передачи информации федеральную систему обеспечения транспортной безопасности, а также экосистему для интеллектуального транспорта.
R: Какое место в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» занимает автоматизированная система мониторинга «ЭРА» (АСМ «ЭРА»)?
На базе АСМ «ЭРА» как раз и реализован функционал мониторинга транспортных средств в ГАИС. Кроме того, АО «ГЛОНАСС» начинает формировать региональную сеть партнеров по предоставлению Автоматизированной системы мониторинга объектов (АСМО) конечным региональным заказчикам.
АСМ «ЭРА» рассчитана не менее чем на 7 млн автомобилей и может быть масштабирована. Ее функционал позволяет: осуществлять контроль перемещения транспортных средств с возможностью подсчета пробега как по траектории, так и с использованием встроенного в аппаратуру спутниковой навигации одометра; фиксировать нарушения скоростных режимов; учитывать расход топлива «по факту» с фиксацией заправок и сливов; контролировать работу навесного оборудования и расход топлива на его работу. Система может формировать и осуществлять контроль работы транспортных средств на маршрутах различной конфигурации, в том числе с возможным учетом заданных расписаний, передавать уведомления о нарушениях и отклонениях по SMS и электронной почте, следить за соблюдением режимов перевозки грузов, формировать маршруты движения с использованием графа дорог и многое другое.
R: Т.е. современные цифровые технологии помогают обеспечить удобство для заказчиков и пользователей…
АСМ «ЭРА» функционирует с применением облачных технологий. Доступ пользователей к сервисам осуществляется через сеть «Интернет» с использованием WEB-браузера и авторизацией посредством индивидуального логина и пароля.
Облачные технологии оптимизируют затраты государственных органов и коммерческих компаний на содержание штата квалифицированных специалистов и поддержку специализированного софта при внедрении навигационных технологий на транспорте. Использование инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает высокий уровень отказоустойчивости (99,97% доступности системы) и постоянное резервирование данных. Балансировщик нагрузки и резервирование каналов позволяют распределять нагрузку между серверными мощностями, что гарантирует прием и обработку навигационных данных более 5-х млн единиц оборудования.
R: С 2017 года установка устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» стала обязательной для всех новых автомобилей. Могут ли к АСМ быть подключены автомобили, ранее оснащенные навигационным оборудованием, установленным в отсутствие единого стандарта?
Система мониторинга поддерживает возможность приема навигационной информации от более чем пятидесяти видов оборудования. Благодаря поддержке протокола, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 № 285, обеспечивается возможность подключения к системе транспортных средств, ранее оснащенных системами спутниковой навигации.
R: В нескольких субъектах РФ развернута также система повышения точности и надежности навигации (СПТН). Расскажите подробнее, что это такое?
СПТН ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» является подсистемой ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», предназначенной для выработки и передачи потребителям спутниковой корректирующей информации к радиосигналам глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) за счет спутниковых опорных станций. Пользователи подсистемы получают координаты с точностью до 2 см.
Сегодня СПТН представлена в трех регионах РФ: Ленинградской области, Башкортостане (РБ), Республике Крым.
R: Какие риски на транспорте сейчас вы бы назвали доминирующими?
Основной вопрос по-прежнему – безопасность дорожного движения. Статистика смертельных случаев и травматизма в результате ДТП пока еще очень серьезна, сохраняется также риск террористических угроз на транспорте. На втором месте стоит вопрос плотного трафика на дорогах в городах. Решением этого вопроса станет повсеместное внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
R: Какая роль отводится сейчас ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в государственных проектах по безопасности, например в проектах по построению Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» и Системе-112?
ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» – это одна из систем, на которых базируется АПК «Безопасный город». По мере запуска Системы-112 в каждом из регионов, ГАИС сопрягается с вновь образованным сегментом. Именно сюда поступает информация о ДТП в автоматизированном режиме.
R: Сотрудники МЧС разработали свое приложение — «Мобильный спасатель». На его главной странице расположена красная кнопка. При нажатии на нее автоматически отправляется экстренный вызов с просьбой о помощи в службы спасения, а также SMS-оповещение родным и близким пострадавшего. Видите ли вы конкурентов в подобных решениях?
Нет. Чем больше систем, направленных на обеспечение безопасности человека, тем лучше. Важная особенность «ЭРА-ГЛОНАСС» – возможность срабатывания в автоматическом режиме. Даже если пострадавший находится без сознания, помощь будет направлена к месту аварии.
R: Как будет задействована система «ЭРА-ГЛОНАСС» во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018?
Во время ЧМ-2018 ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» поможет в режиме реального времени контролировать перемещение автобусов, их скоростной режим, маршруты следования, а также обеспечивать оперативное реагирование на любые нештатные ситуации. Правительство Российской Федерации наделило систему «ЭРА-ГЛОНАСС» статусом главного инструмента для контроля за транспортными средствами в рамках ЧМ-2018. Все данные будут передаваться в автономную некоммерческую организацию «Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации».
ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в цифрах (данные на 09.02.2018 года):
1 541 200 транспортных средств зарегистрировано в системе;
691 779 вызовов принято и обработано;
8 022 вызовов признанно истинными;
19 секунд — среднее время передачи информации в экстренные оперативные службы (в Систему-112)
R: На форуме «Открытые инновации» вы представили решения для обеспечения транспортной безопасности с использованием технологий геопозиционирования, средств и методов психофизиологического мониторинга человека, видеоанализа и машинного обучения. Можете рассказать об этих решениях и проектах подробнее?
Вы говорите про систему оценки психоэмоционального состояния водителя и пассажиров в режиме реального времени. Система пригодна для предотвращения терактов. Всего за две секунды мы можем определить факт усталости водителя, опьянения или стрессового состояния. Система также зафиксирует, отвлекается ли водитель во время работы, например, на еду, разговоры по мобильному телефону и так далее. Данные о каждом таком факте и общем эмоциональном состоянии человека ранжируются и при необходимости передаются в ответственные организации для принятия мер. Это могут быть и перевозчики, и владельцы транспортных средств, и спецслужбы. При этом решение о передаче данных принимается исходя из конкретной ситуации и настроек системы. Появление данного решения стало возможным благодаря сочетанию технологий геопозиционирования, средств и методов психофизиологического мониторинга человека, видеоанализа и машинного обучения.
R: Расскажите о партнерских соглашениях с рядом российских компаний в целях создания интегрированной платформы управления рисками на транспорте и раннего предупреждения террористических угроз. Как интегрироваться в нее вендорам рынка систем безопасности?
Глобальные системы, работающие в интересах и граждан, и различных отраслей народного хозяйства, обязаны быть открытыми для партнерства. Только в этом случае они смогут своевременно и адекватно реагировать на изменения требований потребителя и наиболее полно удовлетворить имеющиеся потребности в тех или иных продуктах и сервисах. АО «ГЛОНАСС», безусловно, стремится именно к открытому варианту сотрудничества, для чего нами разработана Партнерская программа.
Что касается платформы и ее ПО, об этом говорить пока рано. Согласно нашему видению, она в любом случае должна быть открыта для интеграции с другими сервисами аналогичной тематики, что возможно только при наличии открытых интерфейсов API.
R: Вы упомянули интеллектуальные транспортные системы. Минпромторг России разрабатывает «дорожную карту» по внедрению интеллектуальных телематических систем для повышения безопасности на дорогах. Как АО «ГЛОНАСС» участвует в этой работе? Как ГЛОНАСС делает дороги умнее?
Инфраструктура ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» станет важным элементом интеллектуальных транспортных систем. Устройства, массово устанавливаемые в настоящее время на автомобили, в будущем станут единым коммуникатором между человеком и машиной, машиной и дорогой, машиной и ИТС. Классификация автоматизации автомобилей предполагает 6 уровней по степени автоматизации от функции «помощь в вождении» до полностью беспилотной системы. Четвертый уровень предполагает, что водитель может не контролировать машину на дорогах с «предсказуемым» движением (например, автобаны). Развитие беспилотного транспорта пойдет, в первую очередь, по пути систем 4-го уровня на транзитных транспортных коридорах. С экономической точки зрения как раз транспортные коридоры готовы к внедрению этой технологии, именно поэтому инфраструктурная составляющая будет развиваться в первую очередь здесь.
R: Компания-оператор системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) и АО «ГЛОНАСС» планируют разработать национальную цифровую платформу в сфере транспорта на основе создаваемого совместного предприятия. Чему будет способствовать это партнерство? Какие стоят задачи?
Действительно, две системы в настоящее время активно ищут пути кооперации. Несмотря на абсолютно разные задачи и пути их решения, и «ЭРА-ГЛОНАСС», и «Платон» базируются на аналогичных технических решениях и инфраструктурных элементах. Уже только это позволяет при правильном подходе оптимизировать многие процессы и связанные с ними затраты, что в свою очередь позитивно скажется на экономике обеих компаний. Так, в частности, мы обсуждаем возможность кооперации в части создания модульных бортовых устройств с набором функций от обеих систем, использования вычислительных ресурсов, телекоммуникационной составляющей, картографии и высокоточного позиционирования. Именно эти активности и будут осуществляться в рамках совместного предприятия, что позволит выделенным бизнес-направлениям развиваться более гибко и в соответствии с требованиями рынка. Основная идея кооперации в нашем случае – не конкурировать, а взаимно дополнять друг друга.
Безусловно, концепция общей телематической платформы также обсуждается. О деталях говорить рано, тут мы в начале пути, хотя и у нас, и у партнеров богатый опыт в данной сфере. Мы используем каждый свою платформу для обеспечения конкретных задач, понимаем их плюсы и минусы, видим необходимость использования единой системы, и в первую очередь – для снижения «общей стоимости владения» данной системой, для возможности «бесшовного» внедрения новых сервисов на ее базе.
R: Как сегодня складывается взаимодействие ключевых навигационных систем - ГЛОНАСС и GPS в России? Удалось ли открыть синергетический эффект от совмещения этих форматов внутри устройств?
Между навигационными системами ГЛОНАСС и GPS уже давно нет противоречий. Синергетический эффект от совместной эксплуатации обеих систем используется во всех бытовых и профессиональных навигационных устройствах. Особенно это актуально в условиях плотной городской застройки, лесистой и гористой местностях. В данных условиях системы дополняют друг друга, за счет чего повышается надежность и точность позиционирования. Иногда исключительно совместное использование двух систем позволяет получить решение навигационной задачи.
R: Определены ли вероятные сроки реализации проекта по созданию совместного чипсета ГЛОНАСС и Beidou?
Такие чипсеты уже существуют на рынке, например, у компании «Навис». Но серийное производство будет доступно лишь после того, как система Beidou станет глобальной и доступной на значительной территории земного шара.
R: Как вообще компания работает на зарубежных рынках? Есть ли интерес со стороны зарубежных государств и компаний к ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»?
В настоящий момент деятельность компании на зарубежных рынках можно разделить на две составляющие. Во-первых, это взаимодействие со странами, которые реализуют на своей территории системы, аналогичные ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Во-вторых, это развитие сотрудничества с государствами, которые активно внедряют или планируют внедрять в свою транспортную систему навигационно-информационные технологии.
В 2018-2019 годах в Казахстане введут в промышленную эксплуатацию аналог ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» - систему ЭВАК. Мы планируем организовать информационное взаимодействие между системами, чтобы экстренные вызовы от устройств, зарегистрированных в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», могли обрабатываться системой ЭВАК, когда транспортное средство, оборудованное таким устройством, находится на территории Казахстана, и наоборот. 6 декабря 2017 года АО «ГЛОНАСС» подписало Соглашение о намерениях по сотрудничеству с оператором системы.
Опыт, полученный в работе с партнерами из Казахстана, будет транслирован в отношениях с партнерами из Кыргызской Республики, Республики Армения и Республики Беларусь. Эти страны также планируют реализовывать на своей территории системы экстренного реагирования при авариях на дорогах. Конечной целью данного сотрудничества является создание единого безопасного пространства на дорогах в рамках Евразийского экономического союза для того, чтобы каждый водитель, в автомобиле которого установлено устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), мог бы рассчитывать на оказание оперативной помощи при ДТП или других чрезвычайных ситуациях, независимо от того, в какой стране он приобрел свой автомобиль.
R: Ведется ли работа с коллегами из Евросоюза?
АО «ГЛОНАСС» активно взаимодействует со странами Европейского союза. 7 декабря 2017 года мы провели продуктивную встречу с представителями Финляндии. В ходе встречи были обсуждены практические вопросы программы совместных испытаний ГАИС «ЭРА-ГЛОНАС» и системы eCall на территории России и Финляндии. Мы рассчитываем провести испытания в конце февраля – начале марта 2018 года в случае готовности финляндской стороны. Благодаря этим испытаниям мы сможем убедиться, что системы готовы к взаимодействию, а также выработать наиболее эффективный подход к реализации их постоянного информационного взаимодействия.
R: А в Азии есть интерес к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»?
Системой активно интересуются страны АСЕАН. Возможности ГАИС «ЭРА-ГЛОНАС» были продемонстрированы министрам транспорта стран АСЕАН 9 декабря 2016 года в рамках мероприятия, которое прошло в Москве. В 2017 году мы приняли участие в 26-ом заседании Рабочей группы АСЕАН по наземному транспорту. Также в 2017 году мы участвовали в мероприятиях, связанных с визитом Министра транспорта Российской Федерации на Филиппины.
По результатам визита филиппинская сторона выразила заинтересованность в более детальном изучении ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и опыта, полученного АО «ГЛОНАСС» при ее построении и эксплуатации. Мы рассчитываем, что этот интерес перерастет в будущем в реальные проекты. В этом году мы планируем посетить одно из крупнейших мероприятий, посвященных транспортной индустрии, которое пройдет в Латинской Америке, с целью поиска потенциальных партнеров для реализации совместных проектов в странах этого региона.
R: Каким путем компания намерена выйти на самоокупаемость?
1 млрд рублей – столько должно заработать АО «ГЛОНАСС» в 2018 году, чтобы выйти на окупаемость. С 2018 года бюджетное финансирование и субсидии по линии Минтранса России не предусмотрены. В связи с чем мы рассчитываем уже со второй половины 2018 года обеспечивать бесперебойное функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» за счет собственных средств. Перейти на самоокупаемость поможет внедрение новых услуг и сервисов. Мы планируем закрепить за «ЭРА-ГЛОНАСС» статус единой среды передачи в государственные и муниципальные органы информации от аппаратуры спутниковой навигации, устанавливаемой на автобусы, а также грузовые автомобили, в частности, перевозящие опасные грузы.
R: Ранее вы говорили о запуске в ближайшие месяцы ряда информационных сервисов. Что уже сейчас реализовано?
Компания только развивается и, конечно, формирование полной линейки продуктов и сервисов должно занять некоторое время. Но вектор развития определен - мы намерены создать унифицированные сервисы на базе системы «ЭРА-ГЛОНАСС», которыми будут пользоваться и физические лица, и организации любой формы собственности.
Совместно с нашими партнерами был создан, протестирован и уже используется в повседневной жизни автомобилистов сервис «Помощь на дороге». Он позволяет владельцам автомобилей марки HYUNDAI и марки GENESIS воспользоваться кнопкой SOS для вызова технической помощи или эвакуатора в случае непредвиденных обстоятельств, возникших в пути.
Запущен портал АО «ГЛОНАСС» – это многогранный ресурс, где любой желающий может узнать актуальную информацию о работе системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Зайдя на портал, вы можете проверить зарегистрировано ли ваше устройство вызова экстренных служб в системе «ЭРА-ГЛОНАСС». С помощью портала водитель может также стать участником автоклуба и подключаться к нашим сервисам, в том числе к сервису «Помощь на дороге».
R: Какие сервисы, по вашему мнению, станут наиболее востребованными?
Информационные системы АО «ГЛОНАСС» агрегируют огромные объемы данных, тех самых Больших данных (BigData). Поэтому мы считаем страховые и информационные сервисы наиболее перспективными. Для стандартизации данных, передаваемых для оформления ДТП без участия сотрудников полиции (Европротокол), АО «ГЛОНАСС», по заказу Российского союза автостраховщиков, были разработаны национальные стандарты «Комплексной системы унифицированной бортовой аппаратуры ГЛОНАСС». Они начинают действовать с 1 января 2018 года.
Применение этих стандартов позволит расширить функционал устройств вызова экстренных оперативных служб. Новый функционал включается пользователем автомобиля добровольно все через тот же портал АО «ГЛОНАСС». Кроме того, стандарты станут ориентиром для производителей технических средства контроля, устанавливаемых на транспортные средства как дополнительное оборудование.