ТБ Форум-2025: новым вызовам — опережающий ответ
Как применить новое законодательство в сфере безопасности, не отстать в гонке цифровых вооружений и выбрать самые эффективные способы борьбы с беспилотной угрозой — на эти и многие другие актуальные вопросы предлагали свои ответы представители государственных структур и коммерческих компаний в рамках юбилейного 30-го форума «Технологии и безопасность». В самом знаковом отраслевом мероприятии года смогли поучаствовать не только эксперты, но и все желающие: трансляция конференций велась в онлайн-формате, а записи выступлений доступны для просмотра на сайте организатора.
Текст: Александр Бычков
Транспортная безопасность: требования закона и эффективность
Первый день деловой программы открыла одна из ключевых конференций форума «Терроризм и безопасность на транспорте», которая в этом году состоялась в 29-й раз и по праву заслужила статус самой авторитетной деловой платформы для общения специалистов и представителей индустрии на транспорте. Большая часть конструктивных предложений участников этой конференции уже реализована в федеральном и региональном законодательстве.
На состоявшемся заседании участники обсуждали вопросы внедрения отечественных технологий на транспортном комплексе, оптимизации нормативно-правового регулирования, практики реализации законодательства в регионах Российской Федерации. В частности, эксперты отметили, что в марте 2025 года вступает в силу значительное количество изменений в 16-ФЗ «О транспортной безопасности», что накладывает дополнительные непростые обязательства на владельцев транспортной инфраструктуры.
Интересный кейс на эту тему представил на конференции начальник Управления транспортной безопасности «Норникель» Александр Тормышев. Он сообщил, что в эксплуатации Норильской железной дороги находится 38 мостов. В соответствии с требованиями законодательства, каждый из них необходимо оснастить отдельным пунктом управления транспортной безопасности, инженерно-техническими системами безопасности, группой быстрого реагирования. Но география эксплуатации затрудняет применение к ней нового законодательства о транспортной безопасности.
У нас порядка 60% — это мосты, которые расположены в районах Крайнего Севера, и мы не только не можем обеспечить их электричеством, но не можем и оставить людей в пунктах управления, расположенных в тундре за 80 километров от любого населенного пункта, это небезопасно для их жизни. Подобные уникальные особенности эксплуатации транспортных объектов необходимо учитывать в применении нового законодательства.
— заявил Александр Тормышев.
Производители рынка систем безопасности, в свою очередь, предлагают решения, которые позволят повысить экономическую эффективность от внедрения дополнительных мер. Как отметил во время своего доклада технический директор ГК ЮПХ Алексей Шабля, при закупке систем безопасности, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры, заказчики, как правило, приобретают оборудование для защиты от наиболее очевидных угроз (огнестрельное и холодное оружие, взрывчатка), тогда как наибольший ущерб, в том числе экономический, причиняют как раз не самые очевидные угрозы (пронос радиоактивных, химических и биологических агентов). При этом заказчик часто исходит в своих расчетах только из закупочной стоимости оборудования.
В действительности, чтобы правильно оценить эффективность систем безопасности, необходимо учесть целый комплекс факторов. Во-первых, затраты включают в себя не только расходы на закупку, но и стоимость монтажа, пусконаладки, интеграции, проектных работ, техобслуживания и ремонта, расходных материалов, обучения, подготовки и оплаты труда персонала. При этом размер расходов сильно зависит от производителя: импортное оборудование в среднем в 10 раз дороже отечественного. Во-вторых, оценка эффективности самого оборудования должна включать в себя такие сложные факторы, как ущерб от пропущенного тревожного события, стоимость реагирования на ложные сигналы тревоги, а также вероятность атаки на конкретный объект.
Только комплексная оценка всех этих показателей позволит принять обоснованное решение, насколько та или иная система безопасности окупает расходы на ее приобретение и эксплуатацию.
Цифровая трансформация: вызовы импортозамещения
На второй день форума важным событием стала конференция «Цифровая трансформация для предприятий и органов власти: управление данными и управление на основе данных». Участники обсуждали вопросы цифровой трансформации, кибербезопасности, представили свои решения и опыт в этих областях, а также обсудили проблемы и вызовы, связанные с внедрением новых отечественных технологий.
Так, президент консорциума «Интегра-С», главный конструктор АО «Интегра-С», заслуженный изобретатель РФ Владимир Куделькин представил на конференции отечественную разработку, не имеющую аналогов за рубежом: семейство умных систем безопасности, основанных на принципе привязки видеоизображения к координатам пространства и времени (4GIS). Эти системы позволяют в автоматическом режиме уведомлять о происшествиях и оперативно реагировать на происходящее.
Одна из них уже поддерживает режим безопасности на Крымском мосту. На ее вооружении 100 тысяч датчиков, 100 различных систем, 10 тысяч камер с нейроаналитикой. Однако оператору нет нужды следить за каждой камерой: он получает только информацию, связанную с событием, локализованным территориально. В случае, если нейросеть, управляющая системой, оценивает вероятность угрозы в 95% и выше, она действует вне зависимости от решения оператора: самостоятельно вызывает специалистов экстренных служб.
К сожалению, не всегда отечественные решения достаточно зрелые, чтобы полностью заменить импортные оригиналы. Но и эту проблему необходимо решать, чтобы выстоять в санкционной войне. Своим опытом в этой сфере поделился заместитель начальника департамента цифровой трансформации и информационных технологий, начальник управления цифровой трансформации «Россети Северо-Запад» Никита Холмов.
Он рассказал, как из-за санкций компания вынуждена была импортозамещать налаженное решение по бизнес-аналитике Power Bl на отечественный аналог Visiology. Решение позволяло визуализировать огромный массив регулярно поступающих данных и анализировать их в режиме реального времени, что критически важно для оперативного контроля состояния электрических сетей.
Однако отечественное решение не позволило на 100% заменить иностранный оригинал, что пришлось компенсировать за счет расширения состава команды. Тем не менее работа по улучшению отечественного ПО позволяет надеяться, что рано или поздно цель 100%-го импортозамещения будет достигнута.
Этой цели удалось достигнуть в РЖД, судя по докладу начальника управления анализа и статистики Департамента информатизации ОАО «РЖД» Дмитрия Быстрицкого. Работа с информацией в таких крупных компаниях, как РЖД, требует особых подходов, и цена ошибки здесь особенно велика. Для этого в РЖД разработали собственное корпоративное хранилище данных глубиной в 20-25 лет (при этом полный переход на импортонезависимые хранилища будет завершен уже в 2025 году), а также единый портал для работы с данными, в т.ч. единое клиентское Bl-решение собственной разработки, которым пользуется топ-менеджмент компании.
Подводя итог обсуждениям, модератор конференции, начальник Управления проектов стратегии безопасности «Норильский никель» Сергей Кузнецов отметил, что состоявшиеся дискуссии наглядно свидетельствуют о том, что цифровизация уже перешла из разряда «модных» тем форумов и конференций в практическую плоскость — в число реальных корпоративных бизнес-процессов.
Новая угроза: на повестке дня — защита от БПЛА
В этот же день состоялась конференция, посвященная самой актуальной теме последних лет: «Выбор и построение систем защиты от БПЛА. Обнаружение, подавление, инженерная защита объектов». В рамках конференции участники обсудили специфику физической безопасности предприятий и охрану периметровой зоны объектов, в том числе защиту промышленных объектов и объектов ТЭК, нефтегазового комплекса и электроэнергетики от угроз с воздуха.
На ключевую проблему эффективности представленных на рынке антидронных средств обратил внимание экспертов научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии Алексей Михайлов. Он отметил, что в связи с бурным развитием БПЛА на сегодняшний день уже нельзя ограничиваться только комплексами радиоэлектронного противодействия (РЭП) и радиотехнической разведки. Они неэффективны против оптоволоконных FPV-дронов. Что касается комплексов РЭП, то они должны иметь возможность расширять и снижать предельные диапазоны частот.
Нужно понимать, что комплексы вы приобретаете на достаточно долгое время и затрачиваете огромные средства, а изменчивость средств противодействия, то есть БПЛА, происходит очень быстро. Поэтому у вас должна быть перспектива развития этого технического комплекса в плане его усовершенствования.
— отметил эксперт.
Также необходимо учесть, что для эффективного противодействия дронам понадобится не один, а несколько комплексов РЭП, потому что один может быть неэффективен в ситуации «старта около забора» или полета БПЛА на предельно большой высоте (3-5 км).
Очень важно, чтобы представляемые производителями комплексы проходили полигонные и приемосдаточные испытания, позволяющие проверить заявленные характеристики, а заказчики предоставляли для испытаний не только комплексы, но и сами дроны для их испытания — как вертолетного, так и самолетного типа с повышенной мощностью передатчиков и стойкостью каналов связи.
Одну из таких эффективных систем борьбы с БПЛА представил на конференции менеджер проекта Radar-IQ компании «Диагностика-М» Михаил Качалкин. Система способна в автоматическом режиме определять дроны, безошибочно отличая их от других объектов (птиц, качающихся деревьев). Это возможно благодаря тому, что в системе используются камеры высокого разрешения, которые оснащены контроллерами с искусственным интеллектом. Они работают по радарным данным: сначала радар наводит камеру на цель, затем система видеоаналитики определяет, является ли цель дроном, и если да, проводит отслеживание его полета.
На пути к комплексной безопасности
На третий день форума большое внимание экспертов конференции привлекли нормативные аспекты безопасности. Рассмотрение этих вопросов состоялось в рамках конференции «Технологии защиты периметра и комплексная безопасность объектов промышленности, нефтегазового сектора и энергетики».
Об основных направлениях совершенствования регулирования в области промышленной безопасности рассказал начальник правового управления Ростехнадзора Дмитрий Яковлев.
В целом на сегодняшний день ситуация с аварийностью и смертельным травматизмом на опасных производственных объектах стабильна. Но тем не менее тренд, когда эти показатели достаточно уверенно снижались, закончился, что, безусловно, говорит о необходимости принятия дополнительных мер по повышению уровня промышленной безопасности как организациями, так и на уровне государства.
— отметил он.
В частности, эксперт сообщил, что с 1 сентября 2025 года вступит в силу ряд серьезных изменений для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты первого класса. Для них станет обязательным проведение аудита системы управления промышленной безопасностью с рассмотрением его результатов и принятием решений по ним. Одновременно вступят в силу и изменения в Кодекс об административных правонарушениях, существенно повышающие санкции при наиболее грубых нарушениях требований при ведении горных работ, вплоть до оборотных штрафов, исчисляемых из объема выручки.
Обзор актуальных проблем проведения экспертизы и обеспечения антитеррористической защищенности объектов капитального строительства сделал представитель ФАУ «Главгосэкспертиза России» Михаил Карпов. О том, как производится оценка эффективности контроля надзорной деятельности, рассказал советник генерального директора ООО «Газпром газнадзор» Валерий Лесных.
Комментирует модератор конференции, начальник Управления экспертизы проектов безопасности «Норильский никель» Ксения Купцова:
Строительство новых либо реконструкция действующих промышленных объектов требует глубокой предварительной экспертизы с учетом фактора угроз безопасности. Логика очевидна: еще на этапе предпроектного обследования необходимо формировать модель угроз и образ потенциального злоумышленника и только с учетом этого прописывать конкретные требования и меры защиты в задании на проектирование. Это позволит сбалансировать бюджет проекта и оптимизировать затраты и ресурсы на его обслуживание в целом.
Программа форума была очень насыщенной. Всего за 3 дня в формате живого общения состоялись 12 конференций, десятки докладчиков представили свои экспертные мнения, которые заслушали тысячи руководителей и специалистов. В онлайн-формате работа форума возобновилась 18 февраля и продлилась до 7 марта. Создание эффективных и уникальных технологий безопасности продолжается.
