/

Росгвардия делает ставку на интегрированные системы

Росгвардия делает ставку на интегрированные системы

23 сентября 2023, 22:12    1011

Постановлением Правительства РФ от 12.05.2023 г. № 740 утверждены Правила осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. Эксперты, опрошенные журналом RUБЕЖ, пояснили, какие объекты ТЭК сегодня контролирует Росгвардия, в рамках каких нормативов и какие базовые требования предъявляются к интегрированным системам безопасности для их охраны.

Текст: Евгения Булатова

Законодательный ландшафт 

 В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – ФЗ № 256) на Росгвардию возложена функция федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, которым присвоена категория опасности. Уточняющие требования к безопасности и антитеррористической защищенности объектов утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» и от 19 сентября 2015 г. № 993 «Об утверждении Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса».

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования» (ред. от 10.09.2016) устанавливает перечень исходных данных, необходимых для проведения категорирования объектов ТЭК, порядок и критерии категорирования.

Из сферы частной охранной деятельности выведены объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности. Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2021 г. № 1820 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587».

 При этом с 26 декабря 2022 вступила в силу новая редакция отдельных положений ФЗ № 256, в которой прописаны требования к системам физической защиты объектов.

Утверждены требования к частным охранным организациям, которые имеют право осуществлять физическую защиту объектов ТЭК с низкой и средней категорией опасности, а также объекты, которым не присвоена категория опасности или которые не подлежат категорированию.

В числе таких требований, в частности, наличие у организации не менее трехлетнего опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, наличие охранников 5-го и 6-го разрядов в количестве, указанном в паспорте безопасности объекта ТЭК. Кроме того, размер уставного капитала частной охранной организации должен составлять более 0,75 млн рублей.

Правительство обновило и правила контроля Росгвардией антитеррористической защищенности категорированных объектов ТЭК. Так, Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2023 г. № 740 утверждены Правила осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности. Документ опубликован на портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..) и вступает в силу 1 января 2024 г.

Согласно правилам, госнадзор, осуществляемый Росгвардией, предполагает:
– профилактику нарушений обязательных требований в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК);

– оценку соблюдения обязательных требований субъектами ТЭК;

– выявление нарушений обязательных требований;

– принятие мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований.

Проверки и требования

В настоящее время ГУ Росгвардии контролирует 6501 объект ТЭК, в том числе 52 объекта высокой, 808 средней и 5641 низкой категорий опасностей. В 2022 году на основании утвержденного плана проверено более двух тысяч объектов. В 2023 году к проверкам запланировано 1807 объектов ТЭК.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) периодичность проверок составляет:

– для объектов средней категории опасности не чаще 1 раза в год;

– для объектов низкой категории опасности не чаще 1 раза в 3 года.

По оценкам экспертов, в среднем на одну проверку приходится до 3 нарушений обязательных требований. В результате плановых проверок объектов ТЭК Росгвардией за 2022 год на 1635 объектах выявлено более 25 тысяч нарушений обязательных требований. То есть нарушения есть на 65% объектах из числа проверенных.

Стратегия обеспечения безопасности

Основные положения функционального назначения ИСБ, их состава определены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57674-2017 (разработан специалистами ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии совместно с ГУВО Росгвардии, в рамках деятельности технического комитета по стандартизации «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» – ТК 234).

В 2022 году Федеральная служба войск национальной гвардии РФ утвердила Рекомендации Р 089-2022 «По охране особо важных объектов с применением интегрированных систем безопасности». Они предназначены для инженерно-технических работников подразделений вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и специалистов служб безопасности различных организаций, занимающихся вопросами выбора, проектирования и ввода в эксплуатацию ИСБ. Помимо текущих требований к ИСБ, в них представлены перспективы развития ИСБ, переход к PSIM-системам.

В соответствии со «Списком технических средств безопасности, удовлетворяющих «Единым требованиям к системам передачи извещений, объектовым техническим средствам охраны и охранным сигнально-противоугонным устройствам автотранспортных средств, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» для применения в подразделениях вневедомственной охраны. рекомендованы следующие ИСБ: «Кодос А-20» (ОАО «КОДОС», г. Москва), «Ладога-А» (ООО НПП «Риэлта», г. Санкт-Петербург), «Р-08» (ООО «Викинг», г. Москва), «Стрелец-Интеграл» (ЗАО «Аргус-Спектр», г. Санкт-Петербург), «Орион» (ЗАО НВП «Болид», г. Королев, МО), «Рубеж-СБ» (ООО «КБ Пожарной Автоматики», г. Саратов). 

В зависимости от категории опасности определено использование до двух десятков систем инженерных и технических средств охраны и защиты объекта ТЭК. Применение систем, указанных в Рекомендациях, в зависимости от категории опасности объекта обязательно для субъектов ТЭК при построении комплекса инженерно-технических средств защиты объекта ТЭК.

Согласно требованиям ГОСТ Р 57674-2017, в состав ИСБ должно входить не менее трех из следующих базовых систем:

– система телефонной связи (СТС);

– звуковые оповещатели (СОС);

– система охранного телевидения (СОТ);

– система контроля и управления доступом (СКУД).

В стандарт введены требования по составу обязательных извещений, передаваемых на автоматизированные рабочие места (АРМ) ИСБ (для локальных ИСБ) и АРМ СЦН (для централизованных ИСБ), а также отображаемых на внутренних и/или внешних устройствах отображения (оповещатели, индикаторы, индикаторные панели и т.п.).

Привязка ИСБ к категориям опасных производственных объектов

Частным случаем опасных производственных объектов являются взрывоопасные объекты. Для организации охраны таких объектов (нефтегазового комплекса, складов хранения боеприпасов и взрывчатых веществ, различных объектов химического и мукомольные производства и т.д.)  оборудование должно быть выполнено в специальном взрывозащищенном исполнении. Действующими нормативными документами в области взрывозащищенного оборудования являются серия стандартов ГОСТ Р 30852.9-2002 (МЭК 60079-10:1995), которые соответствуют требованиям международной электротехнической комиссии и европейским стандартам, а также 7-й раздел Правил устройства электроустановок.

Уровень взрывозащиты элементов ИСБ зависит от класса взрывоопасной зоны, который в соответствии с п. 7.3.38 ПУЭ, должен определяться технологами совместно с электриками проектной или эксплуатирующей организации. Классификация взрывоопасных зон определена в пп. 7.3.40 - 7.3.46 ПУЭ и зависит от концентрации, химических свойств огнеопасных веществ и их агрегатного состояния (газ, пар, жидкость или пыль). Класс взрывоопасной зоны также зависит от того, определено ли присутствие огнеопасных веществ нормальным режимом работы, или это возможно только в результате аварий или неисправностей.

Различие между уровнями взрывозащиты оболочки или искробезопасной электрической цепи в ИСБ заключаются в степени надежности этой цепи. Так, цепи уровня «ia» не должны вызывать воспламенения взрывоопасной смеси даже при двух повреждениях, цепи уровня «ib» при одном повреждения, а цепи уровня «ic» не допускают таких повреждений.

С видом взрывозащиты «взрывонепроницаемая оболочка» выпускается, например, извещатель для работы в подсистеме СОС – ИО 209-22 «СПЭК-11», уровень взрывозащиты «взрывобезопасный», маркировка взрывозащиты 1ExdIIBT5X.

Параметры базовых элементов ИСБ для промышленных объектов и объектов ТЭК

ИСБ для опасных производственных объектов (ОПО) и объектов ТЭК должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 57674-2017. Поставка таких ИСБ заказчику должна производиться от одной вендорной компании, которая несет ответственность по гарантийным обязательствам по всем компонентам ИСБ.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) локальных ИСБ должны исключать возможность автоматического (программного) сброса (пропадания с устройств визуального отображения информации) поступивших тревожных извещений, сброс (отработка) извещений должен осуществляться исключительно оператором АРМ.

Возникновение криминальной угрозы, выявленной СТС, СОС или СОТ, должно переводить СКУД в режим реагирования на соответствующую криминальную угрозу по алгоритму, учитывающему специфику защищаемого объекта.

Адресные и безадресные ШС СОС и СТС должны соответствовать требованиям ГОСТ 52436-2005. Время от момента перехода любого адресного извещателя в тревожный режим до момента отображения тревожного извещения на световых и звуковых охранных оповещателях, индикаторных панелях, пультах управления АРМ не должно превышать 10 с.

В СОС и СТС должны быть реализованы функции управления внешними световым и звуковым оповещателями со следующей тактикой оповещения.

Для светового оповещателя:

– СОС снят с охраны – оповещатель находится в режиме отсутствия свечения;

– СОС и СТС в дежурном режиме – оповещатель находится в режиме непрерывного свечения;

– СОС и СТС в тревожном режиме – оповещатель находится в режиме прерывистого свечения с частотой повторения от 0,5 до 2 Гц.

Для звукового оповещателя:

– СОС снят с охраны, СОС и СТС в дежурном режиме – оповещатель выключен;

– СОС и СТС в тревожном режиме – оповещатель включен на ограниченное время.

Сигналы СТС должны отличаться от других сигналов.

Системы контроля и управления доступом (СКУД) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51241-2008. Технические средства, относящиеся к преграждающим управляемым устройствам (далее – УПУ), входящим в состав систем контроля и управления доступом (СКУД), должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54831-2011. СКУД рекомендуется оборудовать:

– въездную группу (управление шлагбаумом на центральном въезде-выезде);

– турникеты входов в здание;

– кабинеты руководства;

– двери выходов из лифтовых холлов;

– служебные входы;

– помещения охраны;

– помещения, в которых непосредственно сосредоточены материальные ценности;

– режимные помещения и зоны ограниченного доступа (АТС, серверные, кроссовые, аппаратные, диспетчерские пункты, помещения жизнеобеспечения здания и т.п.);

– помещения, согласованные с руководителем объекта дополнительно в ходе проектирования.

Функции отдельных АРМ СКУД могут объединяться на одном рабочем месте.

Телекамеры, предназначенные для контроля территории объекта или ее периметра, должны работать при температуре окружающего воздуха от минус 40 °C до плюс 50 °C (от минус 50 °C до плюс 55 °C для климатических зон с холодным климатом) и размещаться в герметичных термокожухах, имеющих солнцезащитный козырек.

От ИСБ к PSIM 

На фоне неуклонного тренда на автоматизацию и поддержку принятия решений посредством машинной (интеллектуальной) обработки данных с предоставлением оператору АРМ ИСБ возможных сценариев принятия решений, актуальным становится переход от классических ИСБ к системам сценарного реагирования – PSIM.

К основным функциям PSIM-систем в контексте безопасности ОПО и объектов ТЭК следует отнести:

– функцию анализа входного потока событий для исключения создания дубликатов уже обрабатываемых инцидентов;

– функцию создания интерактивных пошаговых инструкций по реагированию на инциденты. В том числе, с возможностью проактивного прогнозирования развития ЧС и инцидентов;

– функцию гибкой цифровой интеграции, объединения с разнообразными существующими и планируемыми системами, без ограничения оборудованием конкретного поставщика.

Таким образом, Постановление № 740 дополняет полномочия, которыми Росгвардия уже наделена в контексте обеспечения безопасности объектов ТЭК. Необходимо усовершенствовать и механизм ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов ТЭК и постоянно улучшать техническую оснащенность субъектов противодействия терроризму. В связи с этим проектные решения в части организационно-технических мер противодействия терроризму для объектов ТЭК должны быть разработаны при обязательном соблюдении требований технических регламентов.

В 2022 году Росгвардией было проведено 30 проверок в отношении следующих категорий объектов ТЭК:

Январь 2022 года

– ООО «Газпромнефть-Восток» – 3 объекта (Низкая категория).

Февраль 2022 года

– АО «Томскнефть-ВНК» – 11 объектов (Низкая категория).

Март 2022 года

– ООО «Стрежевойнефтепродукт» – 1 объект (Низкая категория).

Апрель 2022 года

– ООО «ТЗК Томск» – 1 объект (Низкая категория).

Май 2022 года

– АО «Томскнефтепродукт» ВНК – 1 объект (Низкая категория).

Июнь 2022 года

– ООО «Газпром трансгаз Томск» – 5 объектов (Низкая категория).

Июль 2022 года

– ООО «Александровский НПЗ» – 1 объект (Низкая категория).

Сентябрь 2022 года

– АО «Транснефть – Западная Сибирь» – 1 объект (Низкая категория);

– АО «Транснефть – Сибирь» – 1 объект (Низкая категория).

Октябрь 2022 года

– ООО «Стрежевской НПЗ» – 1 объект (Средняя категория).

Ноябрь 2022 года

– АО «Томская Генерация» – 3 объекта (Средняя категория/Низкая категория).

Декабрь 2022 года

– ОАО «Томскоблгаз» –1 объект (Низкая категория).

Фото - пресс-служба Росгвардии

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2573 s
queries: 225 (0.0272 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.