Какое будущее у угольной отрасли?

Share to Telegram Share to VK
clock 18 сентября 2025, 16:41
Какое будущее у угольной отрасли? © freepik.com

Последние два года стали для угледобывающего сектора действительно черными. Давление макроэкономических факторов — от снижения мировых котировок до жесткой денежно-кредитной политики и укрепления рубля — резко ухудшило финансовые результаты компаний. Согласно данным Росстата, совокупный убыток предприятий за первые пять месяцев 2025 года достиг 136,2 млрд рублей, и две трети игроков рынка работают в минус. Доля прибыльных компаний упала до 47,6%, а убыточных — поднялась до 62,8%.

Убыток отрасли превысил 136 млрд рублей

Особенно остро проблемы проявились в Сибири и Кузбассе: добыча угля в регионе снизилась на 7,4% г/г, а число простаивающих предприятий увеличилось с 10 до 18. При этом на рынке труда занятость резко сократилась: количество вакансий в отрасли уменьшилось почти вдвое.

За последние несколько лет угольные компании России столкнулись сразу с несколькими проблемами, что привело к «идеальному шторму» на рынке:

  • введение импортных пошлин в Китае;
  • снижение экспортных цен;
  • увеличение транспортного плеча и логистических издержек на фоне ограничений провозной способности Восточного полигона РЖД;
  • как следствие, снижение рентабельности экспорта.

Из финотчетности угольных компаний видно, что прибыльность предприятий снижается, а убытки, напротив, растут из-за падения экспортных цен. При этом в угольной промышленности очень высокий уровень постоянных затрат: поддержание жизнеобеспечения шахты стоит одинаково при объеме добычи в 5 млн тонн в год и 1 млн тонн. При этом выручка во втором случае будет в пять раз меньше.

Бухотчетность угольных компаний по РСБУ по итогам 2024 года

АО «УК «Кузбассразрезуголь»:

  • чистая прибыль — 12,5 млрд рублей (снизилась в 6,3 раза по сравнению с 78,8 млрд рублей в предыдущем году);
  • выручка — 196,54 млрд рублей (сократилась на 35% по сравнению с 302,3 млрд рублей годом ранее).

ПАО «Распадская»:

  • чистая прибыль — 0,684 млрд рублей (снизилась в 18 раз по сравнению с 12,6 млрд рублей в предыдущем году);
  • выручка — 16,5 млрд рублей (сократилась на 46,4% и против 30,8 млрд рублей годом ранее).

«Южный Кузбасс» (UKUZ):

  • выручка снизилась на 14,4% и составила 37,9 млрд рублей;
  • чистый убыток компании составил 19,8 млрд рублей.

«Востсибуголь» (входит в холдинг En+):

  • чистая прибыль — 579,5 млн рублей, что на 32% меньше, чем в 2023 году;
  • выручка — 24,19 млрд рублей, рост на 22,4%;

ООО «Солнцевский угольный разрез»:

  • выручка — 83,9 млрд рублей, снижение на 5%;
  • чистая прибыль — 19 млрд рублей, снижение на 49%.

Отметим, что после попадания в санкционные списки США ряд угледобывающих предприятий перестал публиковать финотчетность.

Трансформация экспорта: поворот на восток

После прекращения поставок в Европу в 2022 году российские угольщики были вынуждены переориентироваться на азиатские рынки. Однако этот разворот сопровождается серьезными барьерами: рост транспортного плеча (с 9,7 до 12,2 тыс. км), ограниченные мощности Восточного полигона и рекордные логистические расходы.

В результате даже при стабильном спросе со стороны Китая и Индии экспорт энергетического угля стал малорентабельным. По итогам прошлого года объем поставок упал в среднем на 8%, а в первом квартале 2025-го экспорт энергетического угля сократился еще на четверть.

На этом фоне выявилась важная региональная специфика. В то время как в центральной части России, включая такие ключевые угледобывающие регионы, как Кузбасс, Бурятия, Хакасия и другие, экспортные поставки заметно сократились, восточные регионы (в частности, Якутия, Забайкальский край и другие) смогли не только удержать объемы экспорта, но и продемонстрировать рост как в течение 2024 года, таки в первом квартале 2025-го. Главным фактором их устойчивости стало выгодное логистическое положение: короткое железнодорожное плечо до портов Дальнего Востока обеспечило конкурентное преимущество в условиях растущих транспортных затрат и давления на маржинальность вследствие глобального падения цен на уголь и укрепления рубля.

На фоне глобального тренда на развитие возобновляемой энергетики перспективы российского экспорта остаются под вопросом.

IEA (International Energy Agency, Международное энергетическое агентство) в своем отчете за 2023/2024 год о ситуации на глобальном рынке угля перечисляет несколько трендов, которые могут сыграть против наращивания поставок сырья отечественными компаниями:

  • Китай сокращает импорт на ~76 млн т: запасы высокие, внутреннее производство устойчиво. Доля низкоуглеродных источников в электрогенерации в КНР может вырасти до 70% в 2040 году с учетом того, что Китай — мировой лидер по темпам ввода возобновляемых источников энергии (ВИЭ). По оценке МЭА, в 2024 году в стране было введено в эксплуатацию 420 ГВт солнечных панелей и ветроустановок, что в полтора раза превышает установленную мощность всех электростанций в ЕЭС России.
  • Индия продолжает наращивать добычу и снижает зависимость от импорта (импорт энергоугля ~150 млн тонн). В стране происходит существенное торможение темпов ввода угольных электростанций. Если в период с 2010 по 2014 гг ежегодно вводилось в строй 16,8 ГВт мощности угольных ТЭС, то в 2020-2024 гг — лишь 4,4 ГВт в год (данные Global Energy Monitor). Крупнейший импортер российского угля планирует увеличить установленную мощность ВИЭ со 176 ГВт в 2023 г. до 500 ГВт в 2030 г.
  • Прогноз на 2025 неутешительный: общий объем торговли упадет на 7%. Торговля металлургическим углем снизится на 7%, до 345 млн тонн на фоне снижения производства стали в Китае.

Тем не менее, в долгосрочной энергостратегии РФ до 2050 года зафиксирован рост экспорта: в оптимистичном сценарии — до 350 млн тонн, в инерционном — до 295 млн тонн. Для реализации этого потенциала потребуются масштабные инвестиции в новые месторождения, модернизацию инфраструктуры и снижение издержек на логистику.

Угольщики тянут в кризис портовую отрасль: ставки перевалки упали на треть

Ситуация в морских терминалах отражает общие проблемы рынка. По данным Центра ценовых индексов, в июле–августе 2025 года стоимость перевалки угля в российских портах снизилась на 31% по сравнению с началом года — до $9,5–13,4 за тонну.

Даже несмотря на падение тарифов, загрузка мощностей остается низкой: в 2024 году средний уровень использования угольных терминалов в европейской части России составил всего 45%, а на Дальнем Востоке — 57%. Это означает, что значительная часть портовой инфраструктуры простаивает.

Высокие расходы на транспортировку (в отдельных случаях до 80% в цене FOB) делают экспортные операции убыточными. Вице-премьер Александр Новак уже поручил разработать антикризисную программу, включая меры субсидирования перевозок. Эксперты считают, что без адресной поддержки и возврата понижающих коэффициентов к тарифам РЖД российские порты рискуют остаться хронически недозагруженными.

Ставка на инвестиции и государственную поддержку

Очевидно, что в сложившейся ситуации отрасль не может обрести экономическую устойчивость без помощи государства. Постановлением Правительства №1105 от 25 июля 2025 были утверждена программа поддержки угольной отрасли. Вот основные ее положения:

  • всем предприятиям отрасли будет предоставлена отсрочка по НДПИ на уголь и страховым взносам до 1 декабря 2025 г.;
  • отсрочка по уплате долга, который образовался на едином налоговом счете по состоянию на 1 июня 2025 года. Отсрочки будут идти без начисления процентов;
  • работающие в Сибири угольные компании получат скидку 12,8% на перевозку угля в порты Юга и Северо-Запада (список таких компаний будет утвержден позже);
  • общий объем финансовой помощи, по предварительным расчетам, может составить около 63 млрд рублей.

Кроме общих мер, продолжают действовать индивидуальные меры поддержки, которые будет рассматривать подкомиссия Минфина под руководством Антона Силуанова. Уже одобрены индивидуальные решения для семи компаний: ПАО «Мечел», АО «Воркутауголь», «СДС-Уголь», АО «УК «Сила Сибири», ООО «ТД «Донские угли», АО «УК «Северный Кузбасс», АО «СУПК».

Часть компаний из этого перечня попала под санкции. Но есть предприятия, которые официально заявили, что не будут обращаться за адресной поддержкой государства. Например, «Эльгауголь» сосредоточится на уже существующих обогатительных мощностях, развитии логистики, но разрабатывать новые месторождения пока не планирует.

По мнению участников отрасли и экспертов в сфере ТЭК, отсрочки по НДПИ и страховым взносам — наиболее значимые из этих мер. Вполне предсказуемыми выглядят скидки на перевозку угля в Южном и Северо-Западном направлениях. Эта мера позволит частично компенсировать санкционные дисконты, которые снижают рентабельность экспорта на фоне и без того упавших мировых цен.

Кроме того, положительно скажется на отрасли развитие портов. Дополнительно в Комплексный план развития инфраструктуры до 2036 года включены крупные портовые проекты: «Коулстар» (17 млн тонн), «Порт Эльга» (30 млн тонн), «Аврора» (25 млн тонн), а также расширение «Дальтрансугля».

Однако эксперты называют еще ряд факторов, которые могут повлиять на развитие угольной отрасли. В частности, Анатолий Попов, зампред правления Сбербанка, на ВЭФ-2025 перечислил условия, при которых добыча угля станет прибыльной:

  • смягчение денежно-кредитной политики;
  • повышение курса доллара до 95 рублей;
  • восстановление цен на уголь.

В свою очередь в Минэнерго полагают, что пик кризиса уже пройден, и отрасль ждет стабилизация в 2026 году. Со следующего года начнется рост производственных показателей в том числе благодаря господдержке. Кроме того, в министерстве видят потенциал для отрасли за счет модернизации угольных ТЭС и развития углехимии, производства полимеров и пластмасс из угля. В Китае ежегодно порядка 150-170 млн тонн угля идет на переработку и получение полимеров и пластмасс.

Источники: «Технологии Доверия», Росстат, Центробанк России, International Energy Agency, Ассоциация морских торговых портов, Минэнерго РФ.


Был ли вам полезен данный материал?


Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.