23 апреля 2025 года в Москве в рамках международной выставки Securika Moscow прошел Инженерный форум PROПроект. Мероприятие собрало на одной площадке ведущих экспертов отрасли пожарной безопасности, проектировщиков, представителей органов власти и образовательных организаций. На форуме рассматривали вопросы, касающиеся импортозамещения, адаптации проектной деятельности к обновленным нормативам, укрепления технологической независимости, изменениям в нормативных документах. Поднимались вопросы образования в отрасли пожарной безопасности. Обо всем по порядку.
Текст: Мария Тарасова, Роман Кабанов
К единому знаменателю
Одной из важных тем форума стало обсуждение изменений в нормативных документах отрасли пожарной безопасности. Было отмечено, что все требования пожарной безопасности переходят в нормативные документы ведения МЧС России, которые требуют пересмотра в определенный промежуток времени. В рамках регуляторной политики правительства раз в пять лет пересматриваются даже хорошо работающие нормы. Как отметил начальник нормативно-технического отдела Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Юрий Журавлев, сейчас планово проходит пересмотр СП 2 «Обеспечение огнестойкости объектов защиты». СП 6 глобально изменен, на основе анализа области двойного нормирования электроустановок. В целом проведена работа, которая позволит привести требования пожарной безопасности к отсутствию противоречий и несостыковок. Юрий Журавлев отметил: «Определенные пожары дают, к сожалению, необходимую область знаний, которую надо отражать в нормативных документах, чтобы проектировщики могли ее обозначить в рамках проектной документации. По каждому направлению нормативного регулирования должен быть один регламентирующий документ, чтобы проектировщику было от чего отталкиваться».
В борьбе за отечественное
На форуме обсуждали применение национального режима в закупках систем безопасности. Ключевым инструментом здесь стала автономная некоммерческая организация в сфере поддержки отечественных производителей «Консорциум «Производители охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (АНО «Консорциум ПОПСБ»). Данная организация создана ведущими российскими производителями систем пожарной и охранной сигнализации, пожаротушения, систем контроля управления доступом. Консорциум сразу после своего появления получил легитимный статус в диалоге с госструктурами. Так, 25 марта 2022 года было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между АНО «Консорциум ПОПСБ», МЧС России и Министерством промышленности и торговли. Как отметил директор по развитию АНО «Консорциум ПОПСБ» Михаил Динеев, по сути все производители систем безопасности, у которых есть какие-то инициативы, устремления в направлении государственного сектора, имеют возможность направить свои предложения на почту АНО «Консорциум ПОПСБ». Так государственный сектор гарантированно услышит обращения и пожелания отрасли.
Одним из главных направлений Консорциума является усиление и выстраивание национального режима в закупках. Михаил Динеев сказал:
Мы мониторим тендеры, которые размещаются на портале закупок, и там, где видим нарушение национального режима, не соответствующее требованиям закона применение иностранного оборудования, информируем органы ФАС. Только за пять месяцев 2025 года мы охватили пять регионов, в числе которых Калининградская, Самарская, Свердловская, Липецкая, Томская области. Выдано 19 положительных заключений об отмене закупок, где есть нарушение национального режима.
Немаловажной функцией Консорциума является работа по отмене параллельного импорта систем противопожарной защиты. По словам Михаила Динеева, существуют российские производители систем пожарной безопасности, выполняющие собственную разработку изделий с нуля, имеющие собственные конструкторские бюро и производственные площадки. Однако на рынке России присутствует оборудование, производители которого приостановили техническую поддержку своих изделий, систем, установленных в том числе на объектах критической инфраструктуры. Чтобы пресечь риски при эксплуатации объектов, формально оснащенных системами безопасности, Консорциум осуществляет работу по отмене параллельного импорта. Михаил Динеев сказал:
Мы добились внесений изменений в соответствующие постановления Минпромторга. В 2025 году мы активно контролируем применение этих ограничений. Консорциум в этом вопросе несет функцию общественного контролера.
Одним из нововведений Консорциума является разработка проекта балльной системы определения уровня локализации производства на территории России. Определение российского или иностранного статуса производителей систем безопасности будет зависеть от количества набранных баллов.
Российское — в приоритете
Начальник отдела развития в Департаменте радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Иван Соловьев рассказал о регуляторной политике в отношении продукции систем пожарной безопасности российского происхождения. Он обратил внимание на то, что, если на закупку оборудования систем пожарной безопасности выходит иностранная продукция и российская, приоритетной становится отечественная закупка при условии, что у нее есть регистровый номер. При этом иностранная заявка автоматически отменяется, а тендер разыгрывается только относительно российской продукции.
Иван Соловьев сказал:
Никакие дальнейшие мероприятия, если закупка прошла по всем нормам, не нужно проводить. Главный момент — рассмотрение заявок. Следует разделять три приложения: запрет, ограничение, минимальная доля. В зависимости от того, в какую группу попадает продукция, устанавливаются соответствующие дополнительные требования.
Он также добавил, что могут и иностранные компании выходить на закупку, однако, если будет российский представитель, он выиграет, но с соответствующим подтверждением.
В качестве подтверждения «российскости» происхождения, в случае, если у продукции есть баллы, необходимо эти баллы предоставлять комиссии. С момента, когда вводится балльная система оценки, у организации возникает необходимость провести оценку-переоценку, по итогам которой продукция получает необходимые баллы. Иван Соловьев сказал:
До момента получения этих баллов, но с этапа, когда они являются обязательными, вы не сможете на закупках представлять свою продукцию. Нельзя зайти сейчас на три года, прописать баллы для будущих своих коллег и конкурентов и жить спокойно три года в этом режиме. Необходимо будет проходить соответствующую переоценку, получать баллы и участвовать в закупках с их указаниями.
Было отмечено, что законодательство также играет важную роль в ориентировании участников рынка на использование российской продукции. Под особым вниманием находятся критически важные объекты информационной инфраструктуры.
Говоря о Консорциуме, Иван Соловьев отметил, что это действенный инструмент, через который организациям в разы проще донести информацию до департамента. Консорциумы являются эффективным инструментом для ускорения процессов согласования. В рамках работы с Консорциумом проводятся изменения, касающиеся параллельного импорта кода 8531 для пожарных и охранных сигнализаций. Работа продолжается по другим направлениям, включая системы видеонаблюдения. Он добавил:
Мы, безусловно, в постоянном контакте с отраслью, мы слушаем и слышим, пытаемся сделать все шаги для того, чтобы российская промышленность процветала, создаем преференциальные режимы. Параллельно мы ужесточаем требования к тому, что мы хотим называть российским, то есть к преференции взамен на будущую локализацию и укрепление нашего технологического суверенитета.
По правилам закупок
Коснулись вопроса о том, как балльная система оценки отечественных производителей повлияет на проектирование систем безопасности. Было отмечено, что после 2022 года доступ к известным западным производителям ограничился, проектирование на западных системах осталось доступно только для состоятельных организаций, а государственный сектор столкнулся с новыми вызовами, причина которых — постановление №1875. Оно вводит новые требования, которые, безусловно, должны учитываться при проектировании систем безопасности.
Как отметил заместитель директора Научно-исследовательского центра развития радиоэлектронной аппаратуры ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники» Алексей Кусакин, проектировщики должны учитывать ограничения, связанные с 44-ФЗ (государственные закупки) и 222-ФЗ (закупки, проводимые государственными компаниями). После проектирования заказчику необходимо закупить оборудование. Это может быть сделано напрямую. При этом выбор вендора влияет на процесс закупки. Так, если в тендере участвует поставщик с аналогичной продукцией, его предложение может быть отклонено, даже если оно дешевле. Западные вендоры могут быть отклонены по правилам закупок. Было отмечено, что заказчики сталкиваются с трудностями, связанными с перепроектированием на стадии R. Это требует повторного прохождения всех этапов в рамках P-стадии.
Алексей Кусакин обратился к коллегам из МЧС, Минстроя и Главгосэкспертизы с просьбой поддерживать импортозамещение на этапе нормативных документов, когда проходится экспертиза в стадии P. Следует давать четкие сигналы для проектировщиков о предпочтении местного оборудования. При этом не следует отклонять иностранное оборудование, если увидели его в проекте. Алексей Кусакин подчеркнул, что при возникновении сложностей с подбором оборудования крупные заказчики включают в контракты затраты проектировщика на перепроектирование. Это может негативно сказаться на бизнесе проектировщиков. При этом следует учитывать возможные изменения цен на оборудование.
Говорили о том, что ранее вендоры предоставляли удобные конфигураторы для проектировщиков, такие как автоматический расчет спецификаций, согласование с производителем. Сейчас важно, чтобы данные инструменты были доступны для российских производителей. Кроме того, необходима поддержка российского программного обеспечения. Алексей Кусакин выразил готовность обсудить этот вопрос с Минпромторгом.
Где скрываются «иностранцы»?
Обсуждали тему рисков применения иностранного оборудования в проектной документации.
Главный специалист отдела информатизации связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения ФАУ Главгосэкспертиза России Павел Перминов рассказал, где могут скрываться материалы и оборудование иностранного производства в проектной документации.
По словам Павла Перминова, определенные ограничения на использование оборудования и материалов проектной документации накладывают источники финансирования — бюджет какого-либо уровня или частные средства. Ограничения могут быть связаны с техническими условиями на подключение, присоединение, когда есть существующий объект, происходит реконструкция какого-то участка объекта. Возникают условия по взаимодействию вновь проектируемых систем с системами, которые существуют на объекте. В рамках 44-ФЗ необходимо указывать конкретный тип продукции, на базе которого можно осуществлять проектирование. Иногда применяются вендорные листы. Павел Перминов сказал:
Меня в этом плане радует Московский регион, который одним из своих нормативных документов по проектированию исключил требование каких-либо писем с указанием технических характеристик оборудования и материалов, марок, производителей, также различные вендорные листы. Ограничил пожелание заказчиков на конкретику какого-либо предпочитаемого им оборудования, отдав все это в руки проектировщиков.
Павел Перминов обратил внимание на истоки происхождения импортного оборудования в проектной документации. Он отметил, что пожелания заказчика и проектировщика могут носить разные характеры, в том числе финансовую заинтересованность интеграторов, поставщиков оборудования, а также частных лиц, выполняющих бронирование продукции под проект.
Он подчеркнул, что на 90-95% российское слаботочное оборудование, в числе которого системы охранно-пожарной сигнализации, СКУД, полностью удовлетворяют предъявляемым требованиям. Павел Перминов сказал:
Софт постоянно дорабатывается, устраняются выявленные в нем недостатки, но по своему функциональному назначению наше оборудование российского производства полностью удовлетворяет требованиям, которые предъявляют для данных объектов/
Важно, что экспертная организация не рассматривает производителей конкретного оборудования, а анализирует проектную документацию на соответствие требованиям различных технических регламентов: надежность, функциональность, а также вопросы, связанные с эксплуатацией данного объекта. По словам Павла Перминова, для эксперта безразлично, какой производитель будет указан в проектной документации. Самое главное — описание и обоснование принятых решений, в числе которых технические параметры оборудования, изделий, материалов, позволяющие использовать их для осуществления деятельности по возведению объектов капитального строительства.
Павел Перминов обратил внимание, что в стандартах определенных организаций есть требование об исключении указания в проектной документации конкретных марок оборудования и производителей. Он сказал:
Часто, когда такая документация приходит, можем только исходя из своего опыта понимать, какое конкретно оборудование будет использоваться в проекте. Чтобы не применять в проектной документации большой перечень технических характеристик, которым богаты различные паспорта на изделия, иногда проектировщики прописывают какого-то производителя словосочетанием “аналогичное по своим характеристикам”. Это позволяет перейти на какое-либо оборудование в процессе торгов.
Если заказчик хочет, чтобы экспертиза оценила стоимость работ по строительству объекта, кроме проектной документации предоставляется сметная часть. В смете могут появляться конкретные производители оборудования, в том числе зарубежного, и в дальнейшем фигурировать при закупках. Когда проект реализуется за счет средств бюджета, сметная часть — это объем финансов, который требуется для строительства объекта (начальная, максимальная цена лота). Она формируется на основании конъюнктурного анализа, который проводится по запросу коммерческих предложений. Павел Перминов обратил внимание: когда проектировщики или сметчики формируют запрос коммерческого предложения на соответствующую стоимость оборудования, необходимо указывать, иностранного оно происхождения или отечественного. Данный шаг диктует реестр постановления Правительства №719. Павел Перминов сказал:
Бывают ситуации, когда направляются три коммерческих предложения от трех организаций, аффилированных между собой. Производитель один и три продавца. Такого быть не должно. При этом производитель по характеристикам и качеству продукции ответов не дает.
Рычаги для кадров
Эксперты отвечали на вопросы аудитории, касающиеся регламентов и стандартов работы пожарной автоматики, силового электрооборудования. Кроме того, рассмотрели новые подходы в подготовке проектировщиков, профессиональные стандарты и пути решения кадрового дефицита путем создания профессиональных сообществ. Было отмечено, что необходимо актуализировать профессиональный стандарт. Секретарь Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в ЧС, член экспертной группы Национального Агентства развития квалификаций Михаил Своеступов обратил внимание, что необходимо сделать идентичными требования для специалистов независимо от того, эксплуатируемым объектом они занимаются или капитальным строительством.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!



