Фонд консолидирует компетенции в сфере транспортной безопасности
На фоне необходимости корректировок законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в 2024 году должна быть усилена роль отраслевых объединений. Консолидацию мнений регуляторов, надзорных органов и субъектов транспортной инфраструктуры обеспечит Фонд «Транспортная безопасность». По результатам выступлений экспертов фонда на мероприятиях и опубликованных ранее планов работы журнал RUБЕЖ сформулировал наиболее вероятные сценарии и ключевые направления в его деятельности – от межведомственного взаимодействия до законодательных инициатив.
Содействие компетентным органам в реализации требования по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности
За 8 лет с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» по линии МВД сертифицировано менее 10% объектов транспортной инфраструктуры, по линии МЧС менее – 1%.
Одной из основных причин неисполнения требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности является пролонгация действия моратория на проведение проверок надзорными органами.
Следствием низкого спроса на сертификацию стало сокращение количества аккредитованных лабораторий, специализированных организаций, оказывающих консалтинговые услуги и профильных сотрудников компетентных органов.
При существующей инфраструктуре количество проведенных испытаний и выданных сертификатов не будет превышать 500 в год по всем четырем схемам, а это, по приблизительным расчетам, не более 3% объектов транспортной инфраструктуры. Срок действия сертификата, выданного на систему, установленную на объект, – 5 лет.
В этот раз мораторий продлен всего на 1 год – до конца 2024 года.
С целью содействия компетентным органам в реализации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в фонде создана экспертная рабочая группа из представителей компетентных органов и лабораторий, задачами которой являются:
– разработка методик по проверке надзорными органами технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры;
– унификация протоколов испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности;
– разработка методических рекомендаций по подготовке заявок на сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности;
– разработка учебных программ по дополнительной подготовке технических экспертов испытательных лабораторий, специализирующихся непосредственно на работе с техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Содействие отечественным производителям технических средств обеспечения транспортной безопасности
При анализе реестра выданных сертификатов производителей технических средств обеспечения транспортной безопасности экспертами фонда было выявлено, что более 90% действующих сертификатов выдано по так называемой «3-й схеме» – на производителей. При этом обладателями сертификатов по большей части являются представители малого бизнеса и торговые дома, которые фактически не имеют к производству никакого отношения.
В единичных случаях у производителей есть сертификаты Минпромторга. У остальных же преобладает ребрендированная китайская продукция или в составе так называемых систем, когда можно собрать список интересующей номенклатуры, позиционируя ее как компоненты единого комплекса, но имея возможность продавать независимо друг от друга.
Могут ли такие производители давать гарантийные обязательства или осуществлять ремонт, если в Китае снимут данную линейку камер с производства?
Эксперты фонда намерены такую практику скорректировать в сторону усиления приоритетности технологического суверенитета при оснащении техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
В частности, путем исключения из законодательства «лазейки» в виде сертификации серий оборудования. Сейчас ее принцип состоит в проведении испытаний базовой модели, а остальные одноименные улучшающие модификации автоматически становятся сертифицированными на период действия сертификата, а что там может быть изменено или дополнено за 3 года, никто не знает, что может превратить средство обеспечения безопасности в новую угрозу.
С целью содействия в поддержке и развитии отечественных производителей технических средств обеспечения транспортной безопасности рабочей группой при Фонде «Транспортная безопасность» будет организована работа по анализу практики компетентного органа по сертификации Федеральной службы безопасности и спроецирована на другие компетентные органы по части отказа выдачи сертификатов производителей компаниям, производство которых находится не на территории Российской Федерации, отказ от сертификации серийного и комплексного оборудования, акцент на сертификацию по 4-й схеме с полным обследованием системы, проведение инспекционного контроля действующих производств и методическое сопровождение надзорных органов субъектов транспортной инфраструктуры.
Содействие Министерству транспорта и подведомственным службам и агентствам
По инициативе сотрудников подведомственных агентств Министерства транспорта в Фонде «Транспортная безопасность» была создана экспертная рабочая группа.
Предпосылкой для создания рабочей группы стала необходимость оперативной комплексной подготовки нормативно-правовых актов в свете новых возникающих угроз и необходимости реагирования на них, а существующие привычные форматы проведения конференций в данном случае малоэффективны.
Также рабочей группой при заинтересованности регионов будут проводиться выездные мероприятия с целью информирования о реализации действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и исследования в его «пробелах» непосредственно от сил обеспечения транспортной безопасности для дальнейшей проработки.