В Республике Беларусь действует комплексная система страхования объектов: услуга противопожарного страхования отдельно не предоставляется, а входит в полис страхования юридических лиц. Собственники не спешат оснащать объекты дополнительными или более высокотехнологичными системами безопасности. Согласно действующим правилам, они могут определять величину риска и потенциальный ущерб сами, но фактически это делается на глаз. И страховые компании обязаны принять такую оценку пожарных рисков к возмещению.
Текст: Елена Крошева
В рамках закона
Ситуацию с пожарным страхованием объектов белорусские страховщики оценивают как неподконтрольную им. При оформлении заявления страхователь должен указать, какими системами безопасности оснащен объект. Он не информирует страховую компанию о том, какие именно вопросы безопасности могут быть самостоятельно закрыты. Объект страхования не рассматривается с точки зрения уровня риска и эффективности существующих на нем систем безопасности. Ответственность за указанные сведения несет заявитель. Специалисты страховой компании не выезжают и не оценивают технический уровень заявленных систем безопасности, а представители Государственного пожарного надзора и обслуживаемой организации не имеют юридического права на осуществление всего комплекса действий по проверке работоспособности оборудования.
В рамках Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь в редакции указа Президента РБ от 14 апреля 2014г. № 165 был создан законопроект «Порядок и условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов». Помимо обеспечения страховой защиты, данный вид обязательного страхования предполагает предупредительные меры.
Страхователь обязан:
- ежегодно в течение всего периода осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, заключать договоры страхования;
- уплачивать страховые взносы;
- при заключении договора страхования сообщить страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, если эти обстоятельства неизвестны и не должны быть известны страховщику;
- при заключении договора страхования, а также при наступлении события, которое впоследствии может быть признано страховым случаем, предоставлять страховщику необходимые сведения и документы.
Также в Беларуси действует ТКП-316 (технический кодекс установившейся практики) «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией». Согласно этому документу, и сотрудники организации, и ее руководство отвечают за техническое состояние средств пожаротушения. Специалисты ответственных служб при первичном осмотре обязаны проверить наличие приемо-сдаточной, проектной и эксплуатационной документаций, соответствие системы пожаротушения объекту в целом и их работоспособность (п. 5.8). Данная проверка — один из основных аспектов системы контроля качества выполняемых организацией работ. Недостатки относительно технического состояния, а также некомплект необходимой документации могут грозить предприятию жесткими санкциями вплоть до лишения лицензии.
Комплексный подход и превентивные меры
Сегодня государственные и коммерческие компании Беларуси балансируют между технической защищенностью объектов и их страхованием. Установка дополнительных или более современных технических систем безопасности в силу их высокой стоимости не всегда экономически целесообразна, так как страховые выплаты позволяют компенсировать значительную часть ущерба. Услуга страхования от пожаров в Беларуси отдельно не предоставляется. Она является частью комплексной системы страхования юридических лиц и вписывается в соответствующий полис.
Согласно гл. 1. п. 1 «Общих положений о добровольном страховании граждан республиканского унитарного предприятия «Белгосстрах», владельцем которого является Министерство финансов, пожарное страхование входит в подпункт «страхование от несчастных случаев». Пожар трактуется как «неконтролируемое горение, возникшее вне специальных мест или вышедшее за пределы этих мест, способное к самостоятельному распространению и причиняющее материальный ущерб. Пожаром признается не любое возникновение огня (загорание), а его распространение». Страховые риски в данном случае включают не только сам пожар (возникновение загорания, включая поджог), но и прямое попадание молнии в застрахованное имущество, взрыв, воздействие звуковой волны и ряд аналогичных факторов.
Имущество страхуется от пожаров по общим правилам, включающим в себя ряд иных рисков природного и техногенного характера, а тарифы устанавливаются индивидуально. Страховать следует, если риск возникновения пожара достаточно высок. При небольших рисках и достаточной оснащенности предприятия системами безопасности отказ от страхования может быть оправданным:
- При низкой вероятности наступления события страховая премия может оказаться неоправданно дорогой. Даже небольшая сумма премии, умноженная на длительный срок эксплуатации активов, может превысить сумму потенциального ущерба.
- Предприятие может создать собственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Это позволяет избежать расходов на страховку и контролировать средства самостоятельно.
- Современные технологии и эффективные системы безопасности существенно уменьшают вероятность возникновения чрезвычайной ситуации. Что позволяет страхователю снизить расходы на страховые премии и уменьшить количество обращений за выплатами.
Любая страховая компания в Беларуси обладает накопительным фондом превентивных отчислений. В определенных случаях у компании-страхователя есть возможность использовать резервные средства, например, на установку противопожарного оборудования. Размер суммы, выделенной на превентивные меры, определяется исходя из общего объема средств, затраченных на страхование.
Вложения в превентивную пожарную безопасность не только являются выгодным решением с точки зрения минимизации рисков повреждения имущества, они также экономически оправданы благодаря снижению стоимости страхования.
Роль систем пожарной защиты
Наличие иностранного или российского оборудования само по себе не является причиной отказа в страховании объектов в Беларуси. Однако ряд факторов может повлиять на условия страхования и размер премии:
- Оборудование должно соответствовать требованиям белорусского законодательства по технике безопасности, экологическим нормам и другим техническим регламентам.
- Страховые компании оценивают состояние оборудования, его возраст, техническое обслуживание и потенциальные угрозы (например, износ, аварии). Современное импортное оборудование зачастую оснащается передовыми технологиями и имеет сертификаты качества, что повышает доверие страховщиков.
- Некоторые виды оборудования могут иметь высокую восстановительную стоимость. В таком случае премия за страхование может оказаться выше среднего уровня.
- Часто иностранные производители предоставляют гарантии и сервисное обслуживание, что положительно сказывается на оценке рисков страховщиками. Наличие обслуживающей организации также увеличивает шансы на благоприятные условия страхования.
- Учитывается доступность запчастей и компонентов для ремонта поврежденного оборудования. Если необходимые комплектующие трудно достать, срок восстановления может увеличиться, что негативно скажется на условиях договора.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© Сгенерировано ИИ


