Иван Иванченко
Ведущий специалист нормативно-правовой службы СРО «Ассоциация Промжелдортранс»
В РФ требования по обеспечению транспортной безопасности (ТБ) установлены Федеральным законом № 16-ФЗ, но четкость их применения была определена только для пассажирских железнодорожных перевозок. Обязательное исполнение требований ТБ участниками грузовых железнодорожных перевозок началось с идентификации груза как «груза повышенной опасности» согласно Постановлению № 341, которое вступило в силу 1 марта 2023 года. Однако существующие законодательные акты так и не позволяют однозначно разграничить ответственность за ТБ между участниками перевозочного процесса.
Критерием соблюдения требований ТБ на железнодорожных путях необщего пользования выступало проведение работ с грузами повышенной опасности. При этом четко обозначенного термина в законодательстве не было: п. 7.3 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» давал довольно вольное определение «грузы повышенной опасности – отнесенные к представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды». Это позволяло оставлять требования по ТБ без внимания. Вступившее в силу 1 марта 2023 г. Постановление № 341 содержит четкий перечень «грузов повышенной опасности». Оно активировало обязательное выполнение требований к безопасности грузовых перевозок в нормативных актах. Но неясность разграничения ответственности между участниками перевозочного процесса осталась.
Безопасность грузоперевозок: примеры законодательных противоречий
В п. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» написано: «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим и иными федеральными законами».
Определение субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) дано в п.9 ст.1 этого же закона: к СТИ относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
При осуществлении грузовых железнодорожных перевозок в качестве СТИ одновременно могут выступать:
- оператор железнодорожного подвижного состава (собственник транспортного средства);
- грузоотправитель и грузополучатель (пользователи транспортного средства);
- владелец железнодорожного пути необщего пользования;
- владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (собственники объектов транспортной инфраструктуры).
Самый распространенный на ж/д транспорте вариант процесса перевозки – отправление груза в вагонах, принадлежащих оператору железнодорожного подвижного состава. Грузоотправитель использует вагоны на основании договора по предоставлению ж/д подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом. В данной ситуации в соответствии с положениями Федерального закона № 16-ФЗ оператор железнодорожного подвижного состава является СТИ на основании наличия факта собственности. В то же время грузоотправитель также является СТИ на основании факта пользования вагонами.
Таким образом, в Федеральном законе № 16-ФЗ нет четкого разграничения ответственности за обеспечение транспортной безопасности и последствия при ее нарушении.
Аналогичные неточности можно обнаружить в приказе Минтранса России от 20 ноября 2023 г. № 385 о порядке уведомления о планируемой перевозке груза повышенной опасности. В п. 2 установлено, что уведомление направляется:
- субъектом транспортной инфраструктуры – в случае осуществления перевозки груза повышенной опасности субъектом транспортной инфраструктуры транспортными средствами внутреннего водного и (или) железнодорожного транспорта, находящимися в его собственности или использующимися им на ином законном основании;
- перевозчиком – в случае осуществления перевозки груза повышенной опасности транспортными средствами внутреннего водного и (или) железнодорожного транспорта, находящимися в собственности перевозчика или использующимися им на ином законном основании.
Еще один пример – постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. № 1653 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта». В соответствии с п.2 и п.5 постановление применяется в отношении железнодорожного подвижного состава, осуществляющего перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности, и является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками). Однако на разных этапах перевозочного процесса железнодорожный подвижной состав имеет одновременно и собственника, и пользователя. Следовательно, снова возникает неопределенность в части определения ответственных за исполнение Постановления № 1653.
Пути решения
Отсутствие принципа правовой определенности в положениях законодательства в части присвоения статуса СТИ и разграничения ответственности за обеспечение требований транспортной безопасности осложняет процессы грузоперевозок. Тенденция прослеживается во многих подзаконных нормативных правовых актах. Для развития сектора грузовых перевозок необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу транспортной деятельности. В частности, разграничить права и ответственность перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, грузовладельцев, операторов подвижного состава, владельцев объектов инфраструктуры, операторов терминальных мощностей, государственных организаций и органов, а также иных участников транспортной деятельности.
Одним из вариантов решения этой проблемы может стать установление в положениях подзаконных актов дополнительных индикаторов, определяющих круг лиц, ответственных за выполнение требований по обеспечению транспортной безопасности. Например, применение понятий, установленных не только законом о транспортной безопасности, но и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» (статья 2).
В состав СРО Ассоциация «Промжелдортранс» входит более 175 предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования от Калининградской области до Приморского края. Это организации разных отраслей и видов деятельности:
- предприятия промышленного железнодорожного транспорта (50%);
- крупные производственные предприятия, имеющие железнодорожные подразделения (10%);
- сервисные компании по ремонту и обслуживанию подвижного состава (33%).
Среди предприятий Ассоциации «Промжелдортранс» к СТИ относятся:
- предприятия-собственники участков железнодорожных путей необщего пользования, на которых осуществляются подача и (или) уборка вагонов с грузами повышенной опасности, маневровые работы для вагонов с грузами повышенной опасности, а также стоянка вагонов с грузами повышенной опасности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1442;
- собственники железнодорожного подвижного состава, осуществляющие перевозку грузов повышенной опасности, включая перевозку таких грузов в контейнерах согласно подп. е п. 11 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ.