На фоне беспрецедентного объема введенных в 2022-2023 годах в отношении РФ санкционных ограничений крупнейшие морские линии и транспортные компании отказались от работы на российском направлении, введен запрет на работу российских автоперевозчиков в Европе и на пролет самолетов РФ над территорией ряда стран. Российской стороной введены зеркальные меры. Все это привело к переориентации сложившихся цепочек поставок в пользу дружественных стран. В связи с неопределенной ситуацией в стране и мире можно смело отметить ряд трендов и рисков на 2023 год.
Новый подход к поставкам
В минувшем 2022 году заказчики следовали принципу: главное – привезите. Цена транспортировки при этом практически не имела значения. Необходимо было во что бы то ни стало доставить застрявший груз или выкупить его у поставщика напрямую. В результате, несмотря на волатильность рубля, импортный товар в России стал дороже в среднем на 30%. Этот рост – в том числе следствие не всегда эффективных решений в логистике.
В 2023 году логистический рынок в целом насыщен предложениями. Поэтому заказчики начали более взвешенно относиться к планированию поставок в существующих реалиях.
Рост спроса на сборные грузы
На рынок приходят все новые поставщики, увеличивается объем продаж в сегменте электронной коммерции, снижается спрос из-за сокращения покупательской способности, компании намерены платить лишь за используемое пространство – все эти факторы будут стимулировать игроков рынка ВЭД к более мелким по объему и частым заказам. Таким образом, для повышения оборачиваемости товаров мы ожидаем рост спроса на сборные грузы.
Стабилизация тарифов
В текущем году резкого роста тарифов на перевозку грузов мы не прогнозируем. Незначительные колебания уровня ставок будут происходить вслед за сезонными изменениями спроса. В целом мы ожидаем стабилизацию ставок в 2023 году в сравнении с предшествующими годами.
В то же время инфляция, увеличение себестоимости транспортной деятельности из-за повышения цен на топливо, ограничение провозных емкостей в связи с измененной географией маршрутов доставки продолжат оказывать давление на ставки. Таким образом, падения тарифов мы также не прогнозируем.
Логистические решения станут надежнее
События прошлого года способствовали созданию нестандартных решений доставки грузов. К примеру, в качестве альтернативы железнодорожной и автомобильной транспортировке из Китая появилась их комбинация – доставка грузовыми машинами до Забайкальска и далее по России по железной дороге. Компании начали освоение нового пути перевозки товаров из Китая через Благовещенск – морскими судами из китайских портов в порт Далянь, далее автомобильным или железнодорожным транспортом в приграничный Хэйхэ, затем – грузовиками через мост в Благовещенск и затем по железной дороге в пункт назначения. Кроме того, появились и весьма необычные маршруты авиаперевозок, например через Макао, Мале (Мальдивы), Коломбо (Шри-Ланка).
Становятся привлекательными и развиваются не сильно востребованные ранее маршруты, к примеру, со странами Южной и Юго-Восточной Азии, БРИКС. В частности, коридор «Север-Юг», который пока находится в начальной стадии развития, но в текущих условиях получает новый импульс. Увеличение объемов контейнерооборота через каспийские порты в прошлом году более чем в два раза это подтверждает.
Безусловно, в ближайшем будущем рынок определит, какие из новых маршрутов приживутся, а какие останутся в прошлом. Но мы уверены, что в 2023 году будет происходить дальнейшее формирование логистического рынка в уже сложившихся условиях.
Риски в логистике. Глобальная рецессия
Ситуация на Украине продолжает оказывать влияние на логистическую отрасль не только в России, но и во всем мире. Дополнительные риски может принести растущая напряженность в регионе Тайваня, поскольку через Тайваньский пролив проходит около 50% морских контейнеровозов. В случае негативного сценария развития событий сроки доставки увеличатся, а морские перевозки подорожают.
Риск № 1. Снижение общемировой деловой активности
Ставки на контейнерные перевозки в мире начали стабилизироваться и практически вернулись к докоронавирусным значениям. При этом в России тарифы сократились в среднем на 20-30% по сравнению с действовавшими год назад. Причина – снижение конкуренции из-за ухода глобальных морских линий.
Невысокие ставки отчасти могут сдержать темпы развития Трансазиатского коридора по доставке контейнеров из Китая в Европу через такие страны, как Азербайджан, Грузия, Казахстан и Турция. И хотя на данном этапе реализовать проект непросто, в средней перспективе он может составить конкуренцию транзиту через Россию. Пока конъюнктура в мире складывается так: глобальная рецессия сокращает спрос на контейнерные перевозки, ввод в эксплуатацию дополнительного флота увеличивает общее предложение на рынке – из-за этого тарифы не растут.
Вероятней всего, поставщики пока не будут возвращаться в Россию, чтобы не создавать санкционных рисков на более крупных рынках сбыта. При этом очевидно, что они будут допускать торговлю с российскими компаниями в рамках параллельного импорта, опять же по причине снижения мирового спроса.
В то же время транспортные услуги могут подорожать из-за инфляции, связанной с ростом цен на энергоносители. Сейчас сложно предусмотреть, как будут развиваться инфляционные процессы в 2023 году.
Риск № 2. Новые локальные локдауны
Отказ Китая от политики нулевой толерантности к СOVID-19 может создать риски быстрого повышения уровня заболеваемости и новых локальных локдаунов, что приведет к нарушению логистических цепочек и росту сроков поставок товаров.
Риск № 3. Ослабление взаимного товарооборота
На международную логистику могут оказать влияние даже, казалось бы, совсем не связанные с ней события. Я имею в виду выборы в Турции, которые состоятся в этом году. Эта страна – важнейший внешнеторговый партнер России. В прошлом году был зафиксирован максимальный прирост взаимного товарооборота в сравнении с другими партнерами Турции. Таким образом, результаты выборов в этой стране могут оказать серьезное влияние на торговлю с Россией и организацию путей доставки в нее.