Россия обновила план гражданского судостроения до 2038 года: акцент на Северный морской путь и импортозамещение
© Фото: freepik.com
Правительство РФ обновило стратегию гражданского судостроения до 2038 года: планируется построить свыше 2 тысяч судов, включая 115 единиц ледового класса для Севморпути. Об этом пишет газета «Ведомости».
Новый план – более 2000 судов к 2038 году
Согласно документу, за следующие 13 лет в стране планируется построить 2062 судна, однако на текущий момент финансирование подтверждено лишь для трети из них.
По состоянию на конец ноября 2025 года:
— заключены контракты на 358 судов;
— 71 судно уже передано заказчикам;
— 79 заказов остаются неподтверждёнными;
— 1550 единиц составляют перспективную потребность.
Стоимость строительства 593 судов из общего плана оценивается в 3,3 трлн рублей. Источники финансирования:
— 1,14 трлн рублей из федерального бюджета;
— 1,87 трлн рублей – за счёт собственных средств компаний-заказчиков;
— 290 млрд рублей через лизинговые программы.
Северный морской путь: 115 новых ледоколов и спецсудов
Особое внимание уделено обеспечению судоходства по Северному морскому пути (СМП). Текущий портфель заказов включает 26 судов, из них 5 уже в строительстве. По актуализированному плану дополнительно потребуется 115 судов ледового класса для расширения экспортных маршрутов. Однако 35 заявленных проектов пока не подтверждены реальным спросом.
Рыбопромысловый флот: «квоты под киль»
Программа «квоты под киль» остаётся ключевым драйвером обновления флота:
— 107 судов на первом этапе;
— 34 судна на втором этапе;
— всего построено – 48 судов;
— платёжеспособный спрос подтверждён на 67 судов общей стоимостью 278 млрд рублей.
Грузовые и речные суда: сокращение господдержки
Для перевозок по морским и речным путям обеспечено строительство 111 грузовых судов на 123 млрд рублей – в том числе в рамках программ льготного лизинга. Эти суда используются для экспорта российской продукции.
Однако в декабре 2025 года правительство сократило финансирование этой линейки вдвое – до 134,85 млрд рублей на период 2023–2028 годов, что может повлиять на темпы реализации проектов.
Стратегическое значение
Актуализированный план подчёркивает переход к технологической независимости в судостроении, развитие арктической логистики и поддержку отечественного промышленного экспорта. Успех стратегии будет зависеть от сочетания господдержки, частных инвестиций и реального спроса со стороны заказчиков.
Читайте также: В России запускают ФГИС «Северный завоз» — цифровой двойник арктической логистики
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!
