Объём экспорта российского программного обеспечения продолжает восстанавливаться после спада 2022 года. По итогам 2024 года он достиг $5,9 млрд, увеличившись на 7,3% по сравнению с 2023 годом ($5,5 млрд). В 2025 году ожидается рост до $6,5 млрд — это соответствует приросту около 10%, сообщили аналитики компании «ТеДо» на международном форуме Kazan Digital Week 2025, пишет "Ъ".
Переориентация на рынки Глобального Юга
Основной драйвер роста — перенаправление экспортных потоков с западных рынков на страны Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и СНГ.
«Экспорт российских IT-услуг растет последние три-четыре года, но не является максимальным за последние пять лет. В 2021 году он составил $10 млрд. В 2022 году произошел существенный спад, до $5,5 млрд, вызванный геополитическими причинами, когда мы потеряли большую часть западного рынка. С 2022 года начался плавный рост экспорта ввиду переориентации экспорта ПО и IT-услуг на новые рынки — в страны Глобального Юга»,— отметил партнер практики кибербезопасности «ТеДо» Максим Иванов.
По его словам, если ранее основным направлением был Ближний Восток, то сейчас из-за высокой конкуренции российские разработчики всё чаще выходят на более перспективные сегменты — в частности, в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку.
Ключевые сектора и география
Наибольший объём экспорта приходится на:
- страны СНГ — 30–40%,
- Юго-Восточная Азия — 10–15%.
Основными направлениями остаются финтех, edtech, цифровизация госсектора, e-commerce и кибербезопасность.
Вызовы для российских вендоров
Несмотря на положительную динамику, выход на международные рынки сопряжён со значительными барьерами. По словам Татьяны Толмачевой, партнёра iKS-Consulting, успешные кейсы есть, особенно в странах, стремящихся к технологической независимости. Однако для устойчивого присутствия требуются долгосрочные инвестиции в локализацию: перевод продукта, организация технической поддержки, обучение местных специалистов, адаптация под законодательство. Без этого невозможно эффективное „приземление“ ПО в новой стране».
Коммерческий директор ДАР (входит в ГК «КОРУС Консалтинг») Константин Смирнов отмечает, что внутренний рынок остаётся приоритетом: масштабные проекты импортозамещения и цифровизации в госсекторе и бизнесе отнимают основные ресурсы компаний.
Кроме того, конкуренция на целевых рынках растёт: туда активно выходят как западные, так и азиатские вендоры, особенно в узкоспециализированных сегментах.
Читайте также: Рынок IoT-устройств в России вырос на 13,8%.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© freepick.com


