Систему автоматизированного вождения грузовых поездов АВ-РТ дополнят новыми функциями

Share to Telegram Share to VK
clock 12 августа 2025, 15:38
Систему автоматизированного вождения грузовых поездов АВ-РТ дополнят новыми функциями © freepick.com

Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) разрабатывает технологию автоматизированного ведения грузовых поездов — систему АВ-РТ с функционалом САУ-ОП. Как сообщает rzddigital.ru, она позволяет управлять длинными и сверхмассивными поездами с распределённой тягой, где локомотивы находятся по всей длине состава. Координация между ними осуществляется по радиоканалу, что обеспечивает слаженное «общение» и синхронное управление.

Система уже прошла приёмочные испытания на участках Свердловской, Западно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорог. В 2025–2026 годах АВ-РТ получит новые функции на основе моделей искусственного интеллекта.

Как работает система АВ-РТ

АВ-РТ построена на беспроводной связи между локомотивами. Её ключевое преимущество — согласованное управление несколькими локомотивами в одном составе, даже если они разделены сотнями метров. Это особенно важно для поездов повышенной массы, соединённых составов и поездов с блоком хвостового вагона (БХВ).

Центральный модуль управления, установленный на головном локомотиве, собирает данные:

- о массе и длине состава;
- профиле пути;
- текущем положении;
- характеристиках локомотивов.

На основе этой информации система рассчитывает оптимальный режим движения, минимизируя продольно-динамические усилия в составе и энергопотребление, при строгом соблюдении графика и требований безопасности.

Технически количество локомотивов в составе не ограничено — главное условие: каждый должен быть оснащён соответствующим оборудованием и поддерживать радиосвязь.

Компоненты системы АВ-РТ

Система включает следующие элементы:

- Блок автоведения — бортовой вычислитель на каждом локомотиве, интегрированный с системой управления, торможения и радиомодемами.
- Центральный модуль управления — формирует стратегию движения и отдаёт макрокоманды.
- Вычислительные модули автоведения — реализуют команды на каждом локомотиве.
- Модули передачи данных — радиомодемы основного и резервного каналов.
- Программное обеспечение — реализует алгоритмы безопасного и энергоэффективного вождения.

Для работы используются данные от бортовых навигационных систем (ГЛОНАСС/GPS), датчиков локомотива и цифровых карт пути.

Роль машиниста и требования к инфраструктуре

Система не исключает участие машиниста, но значительно снижает его нагрузку. Он контролирует процесс и вмешивается только в нештатных ситуациях. АВ-РТ берёт на себя рутинные операции: разгон, движение с заданной скоростью, торможение, выбор режима тяги.

Для внедрения требуется совместимость с системой управления и безопасности локомотива и наличие цифровой системы управления и навигационного оборудования;

При этом технология не требует глубокой модернизации путевой инфраструктуры. Желательно наличие покрытия мобильной связи. В условиях ограниченного покрытия система работает автономно за счёт внутреннего радиоканала или технологии DMR («виртуальная сцепка»).

Эффект и планы на будущее

По итогам испытаний подтверждены ключевые эффекты:

- снижение динамических нагрузок в составе;
- уменьшение нагрузки на локомотивные бригады;
- повышение точности соблюдения графика.

В 2025–2026 годах планируется расширение пилотных зон применения и внедрение новых функций на базе ИИ. Это позволит ещё точнее адаптировать управление к реальным условиям движения.

Отечественная разработка с международным потенциалом

АВ-РТ — полностью российская разработка, адаптированная к суровым климатическим условиям, большим расстояниям и сложным профилям пути. Ожидается, что она будет интересна странам СНГ, Азии и Латинской Америки.

В 2019–2020 годах ВНИИЖТ совместно с китайской CRRC и железными дорогами Узбекистана реализовал проект по поставке программного обеспечения для синхронного управления соединёнными поездами.

Применение за пределами магистральных перевозок

Потенциал АВ-РТ выходит за рамки магистральных железных дорог. Технология может быть востребована:

- в горнодобывающей промышленности (управление карьерными поездами);
- в нефтегазовой отрасли (внутризаводские перевозки);
- в портах и терминалах (автоматизация маневровых работ);
- в городской логистике при интеграции с беспилотными решениями.

 

Читайте также: Более 32 тысяч нарушений безопасности на железнодорожных переездах выявил Ространснадзор за год.


Был ли вам полезен данный материал?


Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.