Систему автоматизированного вождения грузовых поездов АВ-РТ дополнят новыми функциями
© freepick.com
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) разрабатывает технологию автоматизированного ведения грузовых поездов — систему АВ-РТ с функционалом САУ-ОП. Как сообщает rzddigital.ru, она позволяет управлять длинными и сверхмассивными поездами с распределённой тягой, где локомотивы находятся по всей длине состава. Координация между ними осуществляется по радиоканалу, что обеспечивает слаженное «общение» и синхронное управление.
Система уже прошла приёмочные испытания на участках Свердловской, Западно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорог. В 2025–2026 годах АВ-РТ получит новые функции на основе моделей искусственного интеллекта.
Как работает система АВ-РТ
АВ-РТ построена на беспроводной связи между локомотивами. Её ключевое преимущество — согласованное управление несколькими локомотивами в одном составе, даже если они разделены сотнями метров. Это особенно важно для поездов повышенной массы, соединённых составов и поездов с блоком хвостового вагона (БХВ).
Центральный модуль управления, установленный на головном локомотиве, собирает данные:
- о массе и длине состава;
- профиле пути;
- текущем положении;
- характеристиках локомотивов.
На основе этой информации система рассчитывает оптимальный режим движения, минимизируя продольно-динамические усилия в составе и энергопотребление, при строгом соблюдении графика и требований безопасности.
Технически количество локомотивов в составе не ограничено — главное условие: каждый должен быть оснащён соответствующим оборудованием и поддерживать радиосвязь.
Компоненты системы АВ-РТ
Система включает следующие элементы:
- Блок автоведения — бортовой вычислитель на каждом локомотиве, интегрированный с системой управления, торможения и радиомодемами.
- Центральный модуль управления — формирует стратегию движения и отдаёт макрокоманды.
- Вычислительные модули автоведения — реализуют команды на каждом локомотиве.
- Модули передачи данных — радиомодемы основного и резервного каналов.
- Программное обеспечение — реализует алгоритмы безопасного и энергоэффективного вождения.
Для работы используются данные от бортовых навигационных систем (ГЛОНАСС/GPS), датчиков локомотива и цифровых карт пути.
Роль машиниста и требования к инфраструктуре
Система не исключает участие машиниста, но значительно снижает его нагрузку. Он контролирует процесс и вмешивается только в нештатных ситуациях. АВ-РТ берёт на себя рутинные операции: разгон, движение с заданной скоростью, торможение, выбор режима тяги.
Для внедрения требуется совместимость с системой управления и безопасности локомотива и наличие цифровой системы управления и навигационного оборудования;
При этом технология не требует глубокой модернизации путевой инфраструктуры. Желательно наличие покрытия мобильной связи. В условиях ограниченного покрытия система работает автономно за счёт внутреннего радиоканала или технологии DMR («виртуальная сцепка»).
Эффект и планы на будущее
По итогам испытаний подтверждены ключевые эффекты:
- снижение динамических нагрузок в составе;
- уменьшение нагрузки на локомотивные бригады;
- повышение точности соблюдения графика.
В 2025–2026 годах планируется расширение пилотных зон применения и внедрение новых функций на базе ИИ. Это позволит ещё точнее адаптировать управление к реальным условиям движения.
Отечественная разработка с международным потенциалом
АВ-РТ — полностью российская разработка, адаптированная к суровым климатическим условиям, большим расстояниям и сложным профилям пути. Ожидается, что она будет интересна странам СНГ, Азии и Латинской Америки.
В 2019–2020 годах ВНИИЖТ совместно с китайской CRRC и железными дорогами Узбекистана реализовал проект по поставке программного обеспечения для синхронного управления соединёнными поездами.
Применение за пределами магистральных перевозок
Потенциал АВ-РТ выходит за рамки магистральных железных дорог. Технология может быть востребована:
- в горнодобывающей промышленности (управление карьерными поездами);
- в нефтегазовой отрасли (внутризаводские перевозки);
- в портах и терминалах (автоматизация маневровых работ);
- в городской логистике при интеграции с беспилотными решениями.
Читайте также: Более 32 тысяч нарушений безопасности на железнодорожных переездах выявил Ространснадзор за год.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!



