УК «Аэропорты Регионов» и Сколтех разработают газоанализатор для обнаружения взрывчатых веществ
© Фото: RUБЕЖ
Управляющая компания «Аэропорты Регионов» и Сколковский институт науки и технологий заключили соглашение о создании прототипа газоанализатора взрычатых веществ. Устройство получило название «Электронный нос» — компактное оборудование сможет распознавать и классифицировать сложные химические соединения (запахи) с помощью технологии машинного обучения.
Договор на выставке "Иннопром-2025" подписали председатель совета директоров УК «Аэропорты Регионов» Ринат Халиков и ректор Сколтеха Александр Кулешов. Проект рассчитан на один год. В его рамках планируется разработать опытный образец и провести полевые испытания в аэропортах.
Как работает «Электронный нос»?
Технологическая основа прибора — матрица из 17 перекрёстно-чувствительных сенсоров, размещённых на кремниевом чипе. При контакте с летучими соединениями каждый элемент формирует уникальную комбинацию электрических сигналов. Алгоритмы искусственного интеллекта интерпретируют эти данные, позволяя устройству не просто обнаруживать, но и точно классифицировать запахи.
На данный момент аналогичная система уже применяется в пищевой, фармацевтической и химической промышленности. Российские специалисты намерены адаптировать технологию и с её помощью надежно выявлять взрывчатые и запрещённые вещества на объектах транспорта.
"Сегодня в России нет устройств-аналогов в части сочетания используемой электроники, пневматики, материалов сенсоров, и алгоритмов анализа. Успешная разработка такого анализатора позволит расширить инструментарий служб транспортной безопасности и повысить защищённость аэровокзалов и других объектов", - прокомментировал Ринат Халиков.
В свою очередь Александр Кулешов подчеркнул, что в лице УК «Аэропорты Регионов» Сколтех видит высококвалифицированного индустриального заказчика.
"Уверены, что такое сотрудничество станет образцом взаимодействия, когда наука решает практические задачи, а заказчик помогает науке прийти к оптимальному научно-технологическому решению", - сказал Кулешов.
В ближайшие месяцы специалисты займутся оптимизацией сенсорного модуля, созданием макета и обучением системы в условиях реальных аэровокзалов. Если результаты будут положительными, новое оборудование может быть запущено в серийное производство.
Читайте также: В Совете Федерации назвали основные барьеры для импортозамещения на ключевых объектах транспорта.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!


