На вооружение в МЧС России принято универсальное плавающее пожарно-спасательное транспортное средство на гусеничном ходу (ПТС-ПС) «ТРИТОН», разработанное учеными ВНИИ ГОЧС. Амфибия поступит в региональные поисково-спасательные отряды, спасательные центры и региональные головные управления МЧС России. Приказ об этом подписан главой ведомства Александром Куренковым.
Впервые такая машина создавалась специально в помощь спасателям для более эффективной работы в зонах ЧС. Благодаря своим уникальным характеристикам современный вездеход сможет обеспечить эвакуацию пострадавшего населения из зон сильных разрушений или с подтопленных территорий. Его значительно расширенный функционал позволяет выполнять и другие работы.
«Такой вездеход-амфибия впервые создан специально для наших спасательных подразделений. Уникальность его в том, что он может использоваться для выполнения нескольких задач. Прежде всего — в подтопленных населенных пунктах для перевозки пострадавших и транспортировки необходимых грузов. Также это полноценная аварийно-спасательная машина. В укладках на борту есть комплект аварийно-спасательного инструмента, осветительные башни для работы в темное время суток. Скажем, после прибытия спасателей к месту ЧС, они сразу смогут начать работу. Кроме того, на «ТРИТОНе» установлены кран-манипулятор, способный поднимать до 1 тонны грузов, и съемный пожарно-насосный модуль для тушения возгораний. Таких многофункциональных машин в МЧС России еще не было», — рассказал об особенностях новой техники заместитель начальника ВНИИ ГОЧС Владимир Мошков.
Опытный образец был создан в 2020 году. Ученые ВНИИ ГОЧС в течение двух лет работали совместно с НПО «Транспорт». Название «Тритон» было выбрано не случайно – пэтээска может и по суше бегать, и по воде плыть. Скорость передвижения на земле – 40 км/час, максимальная скорость на плаву – более 8 км/час.
«Существующие аналоги плохо ездят по суше. Их назначение, в основном, работа в качестве «паромов»: подошли к берегу, разгрузились-загрузились и назад. Условно их можно назвать «лодками на гусеницах». При этом грузоподъемность на воде у них выше, чем на суше. У нашего вездехода – наоборот. Можно сказать, что это машина, которая плавает. Грузоподъемность у нее на суше — 8 тонн, на воде — 6 тонн», — отметил Владимир Мошков.
В отличие от своих предшественников транспортное средство обладает высокой маневренностью и проходимостью. Специалисты отмечают, еще одну важную характеристику – плавность хода. Технически это стало возможно благодаря усовершенствованному амфибийному шасси за счет гидравлического привода, водомета и низкого удельного давления машины на грунт.
Одним из значимых достоинств «ТРИТОНа» и одновременно его преимуществом перед аналогами является тот факт, что машину можно оперативно доставить в район ЧС на самолете. Из ведомственной авиации с этой задачей справится Ил-76.
«Это единственная машина среди гусеничных аналогов с большой грузоподьемностью, габариты которой позволяют ее перевозить воздушным транспортом», — уточнил Владимир Мошков.
Кстати, о габаритах. Эксперты сознательно делали компактную по размерам машину. Благодаря этому она может работать непосредственно в зоне подтопления населенных пунктов, передвигаясь между застройками и не повреждая уже частично затопленные строения.
Кроме того, оснащение «ТРИТОНа» дает возможность тушить возгорания на месте ЧС и вести откачку больших объемов воды с затопленных территорий и объектов. И это – благодаря установленному на машине пожарно-насосному модулю, который при необходимости можно снимать и устанавливать на земле. Он может работать автономно, укомплектован высоко производительным насосом, как на пожарных машинах, подающим до 100 литров в секунду. В составе модуля пожарные рукава различного диаметра. Экипаж машины из двух человек при необходимости вполне справится с установкой модуля на суше.
Еще одно усовершенствование — перспективный вездеход оборудован краном-манипулятором, который крайне необходим при проведении погрузочно-разгрузочных работ в условиях ЧС.
Создатели амфибии отмечают, что стоимость серийного образца будет существенно ниже аналогов за счет установленного на «ТРИТОНе» силового агрегата от «КАМАЗа» полностью отечественной сборки, который обладает большим моторесурсом. Это делает машину, в том числе, дешевле в обслуживании и эксплуатации.
Все свои характеристики универсальное плавающее пожарно-спасательное транспортное средство подтвердило во время приемочных испытаний на полигоне завода-изготовителя в Нижнем Новгороде в октябре 2020 года. Тогда его тщательно проверили более чем по 20 параметрам и характеристикам. К этому этапу перспективная разработка пожарно-спасательной техники по результатам предварительных испытаний претерпела ряд изменений. Была доработана система управления водометом, улучшена плавность рулевого управления, перемещено осветительное оборудование, а также усовершенствован кузов для возможности крепления ПТС-ПС при транспортировке самолетом.
После этого жизнеспособность транспортера и его востребованность подтвердил год опытной эксплуатации в Тульском спасательном центре и в ГУ МЧС России по Тверской области.
Кстати, впервые ВНИИ ГОЧС представил ПТС-ПС «ТРИТОН» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». За создание уникального плавающего пожарно-транспортного средства на гусеничном ходу разработчики были отмечены дипломом.
«Тритон» — не единственная разработка ученых ВНИИ ГОЧС, которая способна повысить эффективность работы спасателей, а значит, и сохранить больше человеческих жизней. Сейчас практически завершена опытная эксплуатация двух уникальных мобильных комплексов для поиска пострадавших в снежных лавинах («Поиск-ПЛ») и под завалами разрушенных зданий («Завал»), которые тоже планируется принять на вооружение в МЧС России», - сообщил Владимир Мошков.
Тактико-технические характеристики
Грузоподъемность ПТС-ПС составляет 8 000 кг на суше и 6 000 кг на воде. При снаряженной массе в 14 тонн среднее давление на грунт составляет 0,16-0,24 кг/см2, что примерно в 2-3 раза меньше давления от пешехода на грунт.
Максимальная скорость — 40 км/ч на суше и более 8 км/ч на воде.
Минимальный радиус разворота — 2,35 м.
Длина ПТС-ПС составляет 9,5 м, высота – 3 м, ширина – 3,222 м.
В качестве силовой установки используется дизельный двигатель от КАМАЗа мощностью 360 л.с./260 кВт.
Моторесурс основных узлов и агрегатов до первого ремонта – 5000 моточасов.
Фото - ВНИИ ГОЧС