Трудно не признать, что за последние 3 года вопрос импортозамещения в России стал одним из главных. Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ проделали колоссальную работу. При взаимодействии с Правительством РФ были внедрены расширенные инструменты, которые позволили перестроить отношение миллионов людей к тому, что ранее считалось практически невозможным. Общий стереотип, что гражданской электроники в России быть не может, наконец пошатнулся. От сотен ОЕМ стеллитов азиатских производств рынок уже откровенно устал, и наконец выражение «сделано в России» стало модным.
Российские производители были свидетелями обвинений со стороны западных игроков в адрес Правительства России в протекционизме, нарушении условий конкуренции и т.п. А ориентированность рынка государственных закупок и преференции для произведенной в России электроники стала стимулировать недобросовестных производителей к имитации производств и попыткам внести в Единый реестр радиоэлектронной продукции Министерства промышленности и торговли РФ импортное оборудование. Все помнят и яркие «разоблачения» азиатской продукции с российскими логотипами, но тем не менее, подобные попытки остаются. Вероятно, внедрение Минпромторгом РФ «бальной системы» оценки степени локализации против системы адвалорных долей значительно снизило бы подобные манипуляции, чего с нетерпением ожидают большинство добросовестных разработчиков и производителей в нашей стране. Однако, есть и противники бальной системы, для которых в этом случае становится «неудобным» обосновывать локализацию производства в России огромными суммами себестоимости на «переупаковку» и оплату труда «армии упаковщиков» (или иными затратами, не относящимися к электронике).
«Мы видим целый ряд компаний, которые называют себя «Российскими производителями радиоэлектроники», при этом не имея на руках достоверной конструкторской документации, а предоставляемые в Минпромторг РФ документы имеют мало общего с разработкой электроники. И когда компания за несколько месяцев становится производителем и попадает в Единый реестр радиоэлектронной продукции, то стоит задуматься о достоверности заявленных данных», - директор НИЦ «Технологии» Вадим Присяжнюк.
Увы, не всегда даже разработчик электронных устройств и модулей может оценить достоверность документации другого разработчика. Этим пользуются недобросовестные производители, вводя в заблуждение подобием конструкторской документации органы ТПП и Минпромторг РФ. Однако есть предельно простой способ проверить пригодность документации – произвести по ней образцы на любом контрактном производстве в России. Если произведенный образец может быть признан рабочим, то конструкторская документация к электронному устройству или модулю корректна. «Компэл», «Резонит» и десятки других профессиональных контрактных производителей с легкостью могли бы производить образцы для верификации документации. Такой этап проверки значительно бы усложнил задачу недобросовестным производителям электроники, которые не занимались разработкой, но очень хотят внести импортную технику в Единый реестр радиоэлектронной продукции Министерства промышленности и торговли РФ.
Меры господдержки доступны и реальны
Введение новых нормативных актов, а также изменение и ужесточение уже существующих, ориентируют рынок страны на использование российской радиоэлектроники. Так, например, изменения Постановления № 878 Правительства РФ напрямую указывают государственному заказчику на работу с российским производителем. Очевидно, что Правительством и Минпромторгом РФ проделана огромная работа: большинство нормативных актов логичны и понятны, а разработанные меры поддержки доступны и реальны. Также необходимо отметить, что Правительством РФ выделены большие ресурсы на поддержку российских производителей в целом, и производителей радиоэлектроники в частности. Разработан ряд мер поддержки разработчиков и производителей как на региональном, так и на федеральном уровнях. Так, в Краснодарском крае, уже действует льготная программа кредитования местных производителей с льготной ставкой в 0,1% годовых. На федеральном уровне разработаны и уже работают ряд программ по субсидированию проектов научно-изыскательной деятельности. В целом, поддержка сферы разработки и производства радиоэлектроники оказывается очень и очень серьезная.
Но 2022 год преподнес разработчикам электроники в России еще один сюрприз. Три года идет активная работа Минпромторга РФ по настройке инструментов оценки степени локализации радиоэлектроники в России. Много сложных и правильных нормативных документов было внедрено. Отрасль начинает формироваться, определяются отдельные добросовестные производители, их становится все больше. Принятие решения в 2022 году о признании продукции, происходящей из государств членов Евразийского экономического союза импортозамещающей – это серьезный удар по развитию радиоэлектроники в нашей стране. Нормативные акты Армении, Казахстана, Белоруссии и Киргизии значительно отличаются от критериев, которые сформировались в России за эти годы. Выходит так, что требования импортозамещения для российских предприятий строже, нежели требования к компаниям из стран ЕАЭС. Подобное решение привлечет в российскую отрасль очередные «Белорусские креветки». Так, для государственного заказчика в России уже поступают Китайские видеокамеры, которые получили сертификат СТ-1, например, в Армении. Таким образом в скором времени ожидаем в России целый ряд азиатских брендов, но якобы произведенных в странах членах ЕАЭС.
В конечном итоге выходит интересная ситуация, в которой Президент, Минпромторг и Минцифры максимально форсируют развитие импортозамещения и отрасли, внедряя нормативные акты, направленные на применение в закупочных процедурах государственных органов российской продукции и отечественной радиоэлектроники, но некоторые из министерств и ведомств игнорируют требования национального режима импортозамещения.
Так, например, большинство проектов государственных заказчиков по оснащению инженерными средствами охраны проходят государственную экспертизу. Требований по соблюдению национального режима импортозамещения государственная экспертиза Минстроя РФ не выдвигает, не смотря на усилия Минпромторга РФ. Получается, что проекты с заложенным импортным оборудованием вопреки национальному режиму импортозамещения утверждаются государственной экспертизой Минстроя РФ. И соответственно, государственный заказчик закупает то, что утверждено.
Нужны стандарты импортозамещения
Возникает сложная ситуация, когда государственный заказчик вынужден усидеть на двух стульях сразу: закупить импортное оборудование, которое утверждено в проекте, но ФЗ-44 и ряд постановлений Правительства принуждают заказчика приобрести российские аналоги. Государственный заказчик публикует конкурсную процедуру для реализации проекта. Участники торгов подают жалобу в ФАС, в которой ссылаясь на постановления Правительства указывают, что торги организованы с нарушением ряда постановлений Правительства. И зачастую возникает абсолютно иррациональная ситуация: ФАС признает претензии участников торгов состоятельными и нарушение нормативных актов РФ, но отказывается выносить предписание на исправление недочетов. Таким образом, после игнорирования государственной экспертизой Минстроя РФ требований к импортозамещению, ФАС в случае разбирательства признает требования нормативных актов РФ недостаточным основанием для остановки закупочных процедур. К сожалению, в радиоэлектронике мы сталкиваемся с этим регулярно, на протяжении нескольких лет. Вероятно, пока не будут внедрены стандарты импортозамещения на этапе согласования проектных документаций в государственной экспертизе Минстроя РФ и пока ФАС не исключит практику игнорирования обоснованных претензий, некоторая дихотомия в закупочных процедурах будет происходить.
Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что за последние три года страна сделала большой шаг на пути импортозамещения как в законодательном, так и в политическом и идеологическом плане. Да, привести программу, в которой участвуют большое количество подразделений, министерств и органов власти, в идеальное состояние за три года невозможно. Но то, что уже сделано, дает «реальным» российским производителем электроники надежду на то, что к ним будут прислушиваться и будут их поддерживать в дальнейшем.