Евгений Мешалкин, доктор технических наук, профессор, вице-президент по науке НПО «Пульс», прокомментировал для журнала RUБЕЖ итоги заседания Подкомитета №5 Технического Комитета (ТК) №274.
12 и 13 февраля 2020 года во ВНИИПО МЧС России состоялось заседание Подкомитета №5 Технического комитета №274 «Пожарная безопасность».
В состав этого подкомитета входят около 70 предприятий, организаций из 111 членов ТК №274, в заседании приняли участие более 50% .
На двух заседаниях рассмотрены проекты окончательных редакций трёх сводов правил (взамен ныне действующего более 10 лет без каких-либо изменений СП 5.13130.2009):
- СП «»Автоматические установки пожаротушения»;
- СП «Системы пожарной сигнализации и автоматизации управления»;
- СП «Перечень зданий, сооружений, помещений, подлежащих оборудованию АУП и СПСиА».
По мнению Евгения Мешалкина, Федеральная Палата проделала огромную работу по анализу и обобщению многочисленных дополнительных замечаний, предложений от членов Палаты, поступивших за период с октября 2019 года по январь 2020 года.
Для более эффективной работы до даты заседания ПК-5 Палата направила во ВНИИПО в электронном виде варианты проектов названных СП с учётом поступивших, а также собственных замечаний, предложений.
Наиболее активное участие в этой трудоёмкой работе приняли участие руководители и ведущие специалисты от: ГК «Пожтехника» (Москва), НПО «Простор», ООО «АРГУС СПЕКТР», ООО «Гефест» (Санкт-Петербург), ООО «ЭФЭР» (г.Петрозаводск), ООО «ДПК» (Ростов-на-Дону), ООО «Технос-М» (Нижний Новгород), ООО «Источник плюс» (Бийск), ООО «Спецавтоматика (Бийск), ООО «Рубеж», ООО «Газснабинвест» (г.Саратов) и др.
В результате очень активного обсуждения проектов названных нормативных документов, особенно СП по АУП, и заверению их разработчиков- отделов ВНИИПО до 90% замечаний и предложений Палаты будут учтены при подготовке окончательных редакций названных СП к передаче на утверждение в МЧС России.
Одними из значимых изменений станут:
внесение в проект СП по АУП раздела по установкам пожаротушения тонкораспылённой водой низкого и высокого давления, модульного и агрегатного типа;
расширенное применение систем раннего обнаружения пожаров в жилых зданиях, причём не только в многоквартирных, но и одноквартирных и блокированных, где происходит до 70% пожаров и приходится около 80% погибших и травмированных;
применение в СП по СПСиА мультикритериальных, комбинированных извещателей, аспирационных и других современных средств раннего обнаружения пожаров;
расширение Перечня зданий, сооружений, подлежащих оснащению АУП и СПСиА, включая жилые здания и встроенно-пристроенные в них помещения общественного назначения, а также в которых возможно пребывание маломобильных групп населения.
В таблицах с численными значениями показателей зданий, сооружения (площади, линейные размеры и др.) допускается отклонение приведенных значений в пределах +-5%.
Новые редакции СП существенно расширяют сферу применения современной продукции обнаружения пожаров и пожаротушения, позволяют заметно сократить число оснований для разработки и согласования Специальных технических условий. Вместе с тем, такие современные нормы требуют также существенной корректировки методик определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях (приказы МЧС России №382 и №404), т.к. в них до настоящего времени не принимается во внимание эффективность и надёжность тех или иных систем противопожарной защиты, не учтено их влияние на развитие опасных факторов пожара и обеспечение эвакуации людей при пожаре.
Вместе с тем, остались ряд принципиальных положений проектов СП, которые вызвали активное обсуждение и расхождения во мнениях предприятий и разработчиков норм. В частности, это касается существенного повышения ВНИИПО значений минимальной огнетушащей концентрации для галогеносодержащего состава «Novec 1230», который широко применяется в системах пожаротушения на уже эксплуатируемых, проектируемых и строящихся объектах атомной энергетики как в России, так и за рубежом. В этой связи Палатой с участием заинтересованных предприятий вносится дополнительное обоснование руководству ТК №274, которое всё-таки позволит гармонизировать требования с европейскими нормами и избежать необоснованных, избыточных и дорогостоящих вложений в системы противопожарной защиты опасных производственных и других пожароопасных объектов.
Работа ПК-5 в эти дни показала, что активность достаточно большого числа участников обсуждения всё-таки недостаточна, а роль Палаты могла бы стать ещё более значимой, когда такие организации, предприятия использовали высокий статус и опыт работы Палаты для продвижения необходимых требований в нормативные документы.
Принципиально важным на современном этапе становится возложение в законодательстве ответственности разработчиков нормативных документов в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, поскольку в соответствии с ФЗ №69 «О пожарной безопасности» и ст.60 Градостроительного Кодекса РФ (ФЗ №190 от 29.12.2004г.) такая ответственность возложена на собственника , а в порядке регресса к проектировщику, СРО, организации, проводившей экспертизу проектной документации и др. Получается, что все эти работы проводятся на основе действующих нормативных документов, однако их разработчики не несут при этом никакой ответственности за результаты применения таких требований, включая их технико-экономическую обоснованность!
Более детальную информацию по проектам названных нормативных документов можно получить по соответствующим обращениям.