24 января 2020 года прошло совместное заседание Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» и Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА. Темой для обсуждения стало законодательное обеспечение авиационной и транспортной безопасности.
Мероприятие прошло при поддержке и участии Минтранса России, Росавиации, Ространснадзора, ФКУ НПО "СТиС" МВД России. В заседании также приняли участие представители Ассоциации «Транспортная безопасность», Фонда «Транспортная безопасность», ПАО ГМК «Норильский никель», ООО ПТБ «Арктика» и ведущих предприятий авиаотрасли.
Общественный совет при АНО в качестве экспертного органа был образован в ноябре 2019 года. Цель его создания – выявление проблем, мешающих развитию транспортной безопасности. Также
Общественный Совет призван решать следующие задачи:
- общественный контроль над деятельностью Минтранса РФ,
- участие в мониторинге качества государственных услуг,
- участие в обсуждении общественно значимых законопроектов,
- реализация контрольных функций,
- оценка эффективности госзакупок, а также иных вопросов, предусмотренных законодательством.
Заседание Общественного Совета открыл Александр Старовойтов, зампред Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, председатель Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» и зачитал Приветственное слово Александр Юрчика, заместителя министра транспорта России. В нем, в частности, говорится:
Министерство транспорта России особое внимание уделяет повышению уровня безопасности в сфере авиаперевозок. По результатам плановой проверки ИКАО в сфере авиабезопасности, аудиторы международной организации отметили полное соответствие и соблюдение стандартов ИКАО в области авиационной безопасности, а также высокий уровень ее обеспечения в аэропортах России. За последние два года произошло ужесточение законодательства за нарушения требований авиабезопасности. Были внесены ряд поправок в Административный кодекс, Уголовный кодекс и ряд других законодательных актов. Проводится работа по исключению повторного досмотра транзитных пассажиров в аэропортах при внутренних воздушных перелетах. Это необходимо для сокращения времени при стыковочных перелетах, что положительно повлияет на пропускную способность аэропортов.
В своем выступлении Александр Старовойтов подчеркнул, что основной проблемой авиаотрасли остается двойное регулированием в сфере авиабезопасности. Предприятие отрасли руководствуются в своей деятельности статьей 83 Воздушного кодекса, в которой четко указано, что авиабезопасность – защищенность от актов незаконного вмешательства (АНВ). Однако Россия, как член ИКАО, должна внедрять международные стандарты в области безопасности в авиации.
Таким образом в гражданской авиации сложились две системы правового регулирования.
Основные проблемы двойного регулирования сводятся к следующим вопросам:
- обеспечение защиты гражданской авиации от АНВ,
- соотношение подразделений ТБ и служб авиационной безопасности,
- аккредитация в качестве подразделений авиабезопасности и сертификация юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере авиабезопасности, подготовка и аттестация сил обеспечения авиабезопасности, а также обучение сотрудников авиационной безопасности.
- Из-за расхождения российского и международного законодательства авиапредприятия вынуждены финансировать работу двух параллельных систем безопасности.
Проблематика двойного регулирования авиабезопасности и ТБ будет являться актуальным вопросом в ближайшее время, требующим скорейшего разрешения, - подчеркнул Александр Старовойтов.
Докладчик отметил, что во время заседания Общественного совета будут выслушаны разные мнения по данной проблеме и намечены дальнейшие действия по ее решению.
Далее выступил Анатолий Демьянов, директор Департамента транспортной безопасности и специальных проектов Минтранса России, который озвучил Приветствие Николая Захряпина, заместителя министра транспорта России, в котором было отмечено:
Выражаю уверенность в том, что надежная и безопасная работа авиационной отрасли невозможна как без труда тысяч специалистов промышленности и строительства, создающих объекты и технические средства досмотра, охраны, связи и информационного обеспечения в авиации, так и без совершенствования всей системы безопасности.
Сегодняшнее мероприятие послужит дополнительным импульсом в деле объединения направленных на недопущение актов незаконного вмешательства в деятельность организаций гражданской авиации усилий всех органов власти, ведомств и служб, отвечающих в нашей стране за безопасность населения.
В рамках заседания прозвучали экспертные доклады участников мероприятия – Александра Невзорова, председателя Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации "Аэропорт" ГА, заместителя генерального директора АО «Шереметьево Безопасность», Владимира Чертока, советника Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Александра Иванова, начальника направления Фонда «Транспортная Безопасность», Виктора Шестернина, директора Учебного Центра АиТБ АО «Шереметьево Безопасность» и других.
В своих докладах они осветили в актуальные проблемы в сфере авиабезопасности вопросы: оснащение аэропортов средствами транспортной безопасности, внедрение программ для профессиональной подготовки, повышения квалификации сотрудников авиаотрасли, обеспечение безопасности в сфере воздушного транспорта.
Начальник управления объектовой безопасности ПАО «ГМК «Норильский никель» Николай Будзинский посвятил свой доклад особенностям обеспечения безопасности аэропортов, расположенных на труднодоступных территориях, в моногородах. «Как основную особенность здесь можно отметить малый пассажиропоток, а следовательно – низкую финансовую обеспеченность. Вместе с тем затраты на безопасность иногда кратно возрастают в связи со сложной логистикой доставки технических средств, трудностями в подборе, обучении и аттестации персонала. Отмечу, что последний аспект «Норникель» решил на водном транспорте путем привлечения к обеспечению транспортной безопасности на морских и речных объектах ПТБ «Арктика», которое сейчас находится в процессе получения аккредитации и в области воздушного транспорта», - заявил эксперт. Он также выступил за скорейшее разрешение ситуации с двойным регулированием ТБ и АБ, поскольку для повышения эффективности обеспечения полноценной защиты одним из ключевых факторов является скорость получения и обработки информации, скорость принятия решений и реагирования. В этой связи еще более актуально наличие четких нормативов, регламентирующих аспекты обеспечения защиты ОТИ и ТС от АНВ.
В завершении заседания было принято решение продолжить конструктивную работу в этом направлении.