17 сентября 2019 года в Москве начала работу научно-практическая конференция « Вокзалы России. Проблемы и перспективы». Мероприятие докладом о вопросах и задачах проектирования объектов инвестиционной программы Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) открыл начальник Дирекции Георгий Геворкян.
Спикер рассказал, что программа развития российских вокзалов до 2030 года имеет два сценария – базовый и оптимальный.
Базовый сценарий:
- 64 вокзала пройдут комплексную реконструкцию – реставрация, строительство, техническое перевооружение, адаптация, модернизация;
- 60 пассажирских платформ – реконструкция, строительство;
- 4 моста – реконструкция, строительство;
- 3 тоннеля – реконструкция, строительство.
Оптимальный сценарий:
- 144 вокзала пройдут комплексную реконструкцию – реставрация, строительство, техническое перевооружение, адаптация, модернизация;
- 127 пассажирских платформ - реконструкция, строительство;
- 8 мостов - реконструкция, строительство;
- 6 тоннелей - реконструкция, строительство.
По словам начальника ДЖВ, усилия по реконструкции и модернизации объектов призваны решить ряд проблем, стоящих перед вокзалами России, в частности:
- устаревание инженерных сетей и систем;
- неполное соответствие требованиям предоставления услуг для маломобильных групп граждан;
- неполное соответствие требованиям пожарной и транспортной безопасности, а также энергоэффективности и экологической безопасности;
- устаревание систем навигации и информирования;
- структура вокзалов не в полной мере отвечает современным требованиям технологии обслуживания пассажиров;
- вокзалы – объекты культурного наследия нуждаются в реставрации и приспособлении к современному использованию.
При реализации инвестиционной программы важно преодолеть ряд нормативных проблем, с которыми сталкиваются ДЖВ на стадии проектирования объектов. В ходе доклада Георгий Геворкян указал на следующие проблемы:
- не учтены новые требования по безопасности;
- не предусмотрены мероприятия для маломобильных групп населения;
- отсутствуют современные требования по услугам и комфорту для пассажиров;
- отсутствуют требования по инновационным технологиям и материалам;
- нерациональные методики расчета вместимости;
- не предусмотрено соответствие техническим характеристикам современного подвижного состава;
- не соответствует современным рыночным условиям;
- не предусмотрен порядок размещения на вокзале поста ЭЦ и других объектов станции;
- отсутствуют расценки на BIM-проектирование и модульное строительство.