13 ноября 2018 года в Москве Национальная палата инженеров при поддержке оргкомитета «Металл-Экспо`2018» состоялась VI Всероссийская конференция «Технологический Инжиниринг и Проектирование».
Мероприятие стало площадкой для обсуждения ключевых вопросов развития инженерного дела в России. В мероприятии участвовали депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Минстроя России, Минпромторга России, руководители и главные инженеры проектных и строительных компаний, руководители саморегулируемых организаций в сфере строительства, предприятий машиностроительного, энергетического, нефтехимического секторов, ректоры технических ВУЗов, представители научного и экспертного сообществ.
В этом году основными темами для дискуссии стали:
- разработка законодательной базы в инженерной сфере,
- формирование Национального реестра специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий,
- BIM технологии при реализации инвестиционно-строительных проектов, ценообразование в инжиниринге, роль инновационных технологий в обеспечении безопасности при строительстве.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Юрий Важенин, член комитета Совета Федерации РФ по экономической политике.
- В советское время инженер считался штучным товаром и всегда был в цене, - отметил представитель СовФеда. - Конкурс в технические вузы доходил до 15 человек на место. На сегодняшний день мы ощущаем провал в подготовке этих кадров. Отсюда и низкое качество проектов. Я считаю нам не выжить сегодня без технологического прорыва. И без качественного высшего образования он не произойдет. К сожалению, большое количество профессионалов уехали за рубеж. Надеюсь, что сегодня с помощью таких конференций удастся вернуть былой престиж инженерного дела. Также необходимо принимать законодательные инициативы для внедрения в проектирование и строительство новых технологий. Я готов взять в разработку предложения, высказанные участниками конференции.
Проблема подготовки кадров была раскрыта в сессии, посвященной вопросам ведения Национального реестра специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий. В частности, об аспектах профессионального образования специалистов по организации проектирования в своем докладе затронул Дмитрий Мурзинцев, вице-президент Национальной палаты инженеров.
Большой блок вопросов был рассмотрен на сессии, посвященной информационному моделированию. В первую очередь правовым пробелам в данной сфере.
- Сегодня мы видим, как успешно применяется BIM у коммерческих предприятий, - рассказала Вице-президент Национальной палаты инженеров, директор по развитию ООО «К4» Елена Колосова. - У них есть свобода деятельности, возможность самостоятельно формировать свой бюджет. А вот в государственном секторе – проблемы. Причина одна - законодательство опаздывает. Сегодня во всех странах говорят о BIMе, не только в России. Национальные палаты инженеров европейских стран также пытаются сформулировать определения для BIM-технологий и определить какие-то законодательные рамки. Мы в свою очередь также стремимся систематизировать то, что называем BIM. В ближайшее время планируется утверждение Меморандума на европейском уровне. В нем очерчен понятийный аппарат. Кроме того, в документе есть отдельный раздел, посвященный требованиям при применении BIM. Особо хотелось отметить, что в Меморандуме говорится о поддержке малого и среднего бизнеса. Инженерный бизнес в Европе – это не большие предприятия, группы в 20-25 человек с оборотом, несравнимым с нашими компаниями.
Кроме создания законодательной базы инженеры и проектировщики говорили о информационном моделировании как основе экономической безопасности государственных инвестиций.
Владимир Малахов, вице-президент Национальной палаты инженеров, исполнительный директор НАИКС, поднял другую важную проблему для проектировщиков и строителей. BIM-модель это не только инструмент трехмерного отображения объекта при проектировании.
Информационное моделирование является еще и инструментом для инвестиционной привлекательности объекта на всех этапах жизненного цикла.
Неэффективность строительной отрасли является следствием, в том числе, и слабого рынка проектных организаций. Даже в достаточно крупных и давно существующих институтах, приходится на каждый новый проект создавать команду специалистов по всем разделам с нуля. И каждый приходит со своим внесистемным опытом использования информации, базой знаний, в результате чего требуется большое время на банальную притирку. Для каждого проекта сбор информации и существующих решений часто начинается с нуля.
Еще более усугубляет ситуацию непрофессиональные требования заказчиков, которые сначала чрезмерно упрощают задачу, а поняв её серьезность – требует снижения стоимости и сроков при наборе завышенных требований. И все вместо того, чтобы быстро начинать проект в рамках уже существующих механизмов и процедур сильной инжиниринговой компании, поэтому говорить о качестве и подходах средних и малых проектных организаций без определённых оговорок – невозможно в принципе.
- BIM создаст моментальный бюджет проекта, - сказал Владимир Малахов. - Исходные ценовые параметры генерируются в совершенно различных программах и с использованием самых разных баз данных. Динамика изменения показателей стоимости достигает таких высоких скоростей, что даже ежедневный ввод факта не дает адекватной и точной оценки. Сегодня необходима перестройка механизма формирования цен в строительстве, исключающая неоправданное увеличение материалоемкости на стоимость готовой строительной продукции, пересмотр сметных цен и расценок в капитальном строительстве с целью усиления их роли в повышении эффективности капитальных вложений и улучшении работы проектных и строительных организаций.
Для того чтобы решать успешно эти задачи, необходимо учитывать специфику работы строительных организаций, заказчиков и инвесторов, контрольно-надзорных органов и инженеров, консультантов, и, соответственно, ценообразования их услуг и продукции. Сейчас особо остро стоит задача: проанализировав плюсы и минусы текущего состояния системы, выработать план ее совершенствования и реализовать этот план. При этом необходимо учитывать опыт зарубежных стран, но применять его не путем бездумного копирования, а с учетом особенностей развития отрасли в России.
Александр Болдин, руководитель проектного офиса ОЦКС госкорпорации «Росатом», руководитель рабочей группы по BIM-технологиям Комитета РСС по инжинирингу; отметил, что сегодня отсутствует понятие, объединяющее объект капитального строительства и объект, который затем эксплуатируется. Но с точки зрения жизненного цикла такое понятие необходимо. Нужно расширить область применения термина «Объект капитального строительства» на стадии эксплуатации. И самое главное - сформировать единый реестр информационных моделей.
- Использование информационной модели здания существенно облегчает работу с объектом и имеет массу преимуществ перед прежними формами проектирования, - пояснил Александр Болдин. - Понятие BIM следует понимать гораздо шире. Это не просто информационное моделирование зданий, это также информационное моделирование строительства.
Новые технологии открывают совершенно новые горизонты для всех участников строительства объекта: инвестора, заказчика, проектировщика, генподрядчика.
Если рассматривать традиционное проектирование как 2D проектирование, работу с объёмными моделями - как 3D проектирование, то применение BIM технологии открывает новые измерения в области проектирования и реализации проектов.
Применение информационной модели здания существенно облегчает работу с объектом и имеет массу преимуществ перед традиционными формами проектирования. Прежде всего, такой подход позволяет собрать воедино, сформировать и согласовать создаваемые разными специалистами и организациями системы здания. Ответственные люди могут заранее проверить их жизнеспособность, функциональную пригодность и эксплуатационные качества основных систем, их безопасность, а также избежать самого неприятного для проектировщиков - внутренних нестыковок (коллизий).
4D BIM - это такой подход в проектировании, когда объект рассматривается не только в пространстве, но и во времени, то есть «3D плюс время».
Ведь информационная модель существует в течение всего жизненного цикла здания, и даже дольше. Содержащаяся в ней информация может изменяться, дополняться, заменяться, отражая текущее состояние здания.
Соответственно в данной модели для каждого элемента определяются сроки его возведения или монтажа, а также реалистичные сроки доставки на площадку. Система сама отслеживает соблюдение графика и выдает предупреждения, если он начинает срываться. Менеджер только следит за выполнением работ. Возможность контроля за соблюдением сроков появляется и у заказчика строительства.
5D модель – это «время плюс деньги». Каждый элемент модели имеет стоимость. В нашем случае это реальная стоимость - она берётся из базы предложений поставщиков региона и усредняется.
Корзины автоматически формирующихся закупок выкладываются на электронную торговую площадку, где проводятся торги. Менеджер в нужный момент выбирает наиболее экономичное предложение из всех предложений самое оптимальное по цене и делает заказ. Конечная цена всегда оказывается ниже заложенной в модели. У заказчика есть инструменты финансового контроля: модель однозначно говорит, сколько именно материала требуется, и сколько он стоит в настоящий момент у реальных поставщиков.
6D модель можно назвать вершиной мастерства в деле использования BIM модели в строительной отрасли. Это уже стадия формирование системы мониторинга и эксплуатации здания после сдачи объекта. Цель создания данной модели, полученной на стадии проектирования, - быть хранилищем всех изменений и реконструкций уже после возведения. Имея на руках всю историю изменений в виде BIM модели здания, владелец или служба эксплуатации здания, всегда будут иметь полный контроль над ситуацией. Появляется возможность размещать различного рода датчики на здании во время возведения и, таким образом, отслеживать отклонения реальных конструкций от проектных значений.
Таким образом, построенная специалистами информационная модель проектируемого объекта, затем становится основой для 4/5/6D и активно используется для создания рабочей документации всех видов, разработки и изготовления строительных конструкций и деталей, комплектации объекта, заказа и монтажа технологического оборудования, экономических расчетов, организации возведения самого здания, а также решения технических и организационно-хозяйственных вопросов последующей эксплуатации.
Для поиска коллизий достаточно обычного 3D-проектирования; полноценная BIM модель содержит также всю информацию по стоимости материалов и конструкций, их поставщикам, срокам и графикам работ, эксплуатации систем здания и их ремонту и, в идеальном случае, даже процессе его сноса. Разработка такой модели сложнее и дороже обычного 3D-проекта, однако эти затраты окупятся в процессе строительства благодаря четко прописанному реалистичному графику работ и возможности выбора материалов и поставщиков.