Минстрой утвердил генплан для «Умных городов»

12 апреля 2019, 18:27 227

Сразу после форума «Умный город. Инструкция по применению», прошедшего в Калуге с 14 по 15 марта 2019 года, замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис сменил работу. Теперь он врио губернатора Мурманской области. А «Умные города» остались без куратора. На сегодня форум в Калуге - пиковое мероприятие по теме цифровизации городского хозяйства, проведенное под руководством команды, горевшей идеей. Инвесторы очень хотят  верить, что на этом расцвет Smart City в России не окончен. Ведь им впервые предложили понятный реалистичный механизм вложений и возврата средств по развитию территорий.

Текст: Станислав  Тарасов, Дмитрий Воронин

Бюджетная развилка

На строительство «Умных городов» нужно 360 млрд рублей - такую цифру озвучил на форуме Андрей Чибис. Он же обозначил принцип: минимум расходов из бюджета. Тем более, что в паспорте ведомственного проекта зафиксировано только 13 млрд рублей на весь срок до 2024 года. Из них Минстрой намерен потратить 12 млрд на апробацию цифровых и инженерных решений для преобразования городской среды, еще 100 млн рублей - на адаптацию нормативной базы и проведение организационных, методических и технологических мероприятий на федеральном уровне. Остаток в 900 млн рублей пойдет, согласно документу, на «тиражирование решений, доказавших свою эффективность». И все.

За дополнительными деньгами из казны представители министерства прямо на форуме адресовали регионалов к программам «Цифровая экономика» и «Комфортная городская среда».  Как заявлял еще в конце 2018 года координатор федерального проекта «Единой России» «Городская среда», заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев, финансирование федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2019 году составит 41,2 млрд рублей. Всего до 2021 года в благоустройство городских территорий среды бюджет вложит до 120 млрд. рублей.

 

На форуме в Калуге Андрей Чибис внес существенное уточнение: уже в 2019 году местные администрации смогут компенсировать из этих фондов затраты, в первую очередь, на интеграцию платформ по вовлечению граждан в управление городами, создание систем «умного освещения» и интеллектуальные системы видеобезопасности. Поиск внебюджетных денег на запуск «Умного города»ляжет на плечи муниципалитетов и будет полностью зависеть от интереса инвесторов к проектам SmartCity.

Проспекты ГЧП  

Главное отличие «Умного города» в интерпретации Минстроя от МЧС-ориентированного«Безопасного города» - в отказе от ставки на финансирование из бюджета. Минстрой сходу вакцинировал муниципалитеты от иллюзий: субсидий, тем более авансовых из казны ждать не стоит. Компенсировать затраты на SmartCity регионам будут только по факту, только при подтвержденной работоспособности систем.

«Гвоздем программы» на калужском форуме стали кейсы и пошаговые инструкции применения государственно-частного партнерства и концессий. В секции «Синергия государства и бизнеса» их представили сразу несколько докладчиков от авторитетных организаций - Национальный центр государственно-частного партнерства, Сбербанк, Ростелеком, ФРИИ.

Частный инвестор возвращает деньги при правильно рассчитанной инвестиционной модели проекта. То есть должен понимать экономическую пользу от внедрения решения и брать на себя риск возврата вложений. Государственный бюджет, таким образом, полностью избавлен от рисков. Таков лейтмотив практически каждого из выступлений.

Докладчики в деталях описали примеры успешного взаимодействия публичной и частной стороны в проектах по энергетике, освещению и безопасности.

По словам Максима Ткаченко, исполнительного директора Национального центра ГЧП, сегодня на российском рынке «Умных городов» реализуется 80 проектов (без учета 10 энергосервисных проектов ПАО «Ростелеком») с государства и коммерческих компаний. Сюда входят 19 проектов обустройства автомобильных дорог (фото-видеофиксация, весогабаритный контроль), 2 проекта автоматизированных систем централизованного оповещения (РАСЦО), 6 проектов организации парковочного пространства, 22 проекта улично-дорожного (внешнего) освещения, 8 проектов информатизации на общественном транспорте («умные остановки», единые карты оплаты).

Хорошая новость для интеграторов - в «Умных городах» границы ГЧП-возможностей существенно расширены. С 2018 года предметом ГЧП-контрактов могут быть и объекты IT-инфраструктуры.  29 июня 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2018 № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ дополнил перечень объектов концессионных соглашений и соглашений о ГЧП такими объектами, как информационные системы или программные платформы.

Объекты IT-инфраструктуры, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений или соглашений государственно-частного партнерства

Объекты информационных технологий (объекты IT)

- Тех. средства обеспечения функционирования объектов IT

Центры обработки данных

- программы для ЭВМ

- базы данных

- информационные системы (в т. ч. государственные)

- сайты в сети «Интернет» или других сетях (в составе которых программы для ЭВМ, базы данных)

- совокупность указанных объектов

- объекты IT

- имущество, технологически связанное с объектами IT, предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности

Совокупность:

- зданий

- частей зданий

- помещений

- объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами IT

- и предназначенных для:

автоматизации процессов

обработки информации (с

использованием программ для

ЭВМ и баз данных)

обеспечения доступа к

информации

представления и распространения информации

ТОП-10 муниципальных подсистем «Умного города»

(ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГЧП по 224-ФЗ  и 115-ФЗ)

1. Системы контроля и управления инженерной инфраструктурой в зданиях, находящихся в хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином праве у муниципальных организаций (структур);

2. Автоматизированные информационно-измерительные системы учета энергетических и коммунальных ресурсов;

3. Системы дистанционного контроля и управления объектами централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения («умный водоканал», «умная теплосеть»);

4. Системы управления городским наружным освещением;

5. Городская система видеонаблюдения: цифровое наблюдение, фотовидеофиксация и биометрия (в т. ч. распознавание лиц);

6. Интеллектуальные транспортные системы (автоматизированные системы управления дорожным движением), включая «умные» пешеходные переходы и светофоры;

7. Системы управления парковочным пространством на улично-дорожной сети

8. Системы управления оплатой пользования городским общественным транспортом (единые транспортные карты);

9. Модернизация остановочных пунктов с системой информирования пассажиров о графике и маршрутах общественного транспорта («умные остановки»);

10. Система городского территориального планирования на базе городской информационной модели.

Механизмы государственно-частного партнерства

Аспект

Концессия

ГЧП

Правовое регулирование

Федеральный закон №115-ФЗ

«О концессионных соглашениях»

Федеральный закон №224-ФЗ

«О государственно-частном партнёрстве…»

Суть правоотношений

Инвестор (Концессионер, Частный парнер):

➸ финансирует полностью или частично создание/модернизацию объекта;

➸  эксплуатирует объект.

Государство (Концедент , Публичный партнер):

➸ предоставляет необходимое для реализации соглашения имущество.

➸ гарантирует возврат инвестиций частной стороны, в том числе за счет бюджетных выплат

Выбор модели по сроку заключения

ГЧП-кейсы ПАО «Ростелеком»

ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ

• ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА: Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения Староминского сельского поселения Староминского района

• ПУБЛИЧНАЯ СТОРОНА: Администрация Староминского с/пСтароминского района

• ДАТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ: 5 февраля 2018г.

• СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА: 72 месяца

• ОПЛАТА: Ежемесячные, при достижении экономии не менее 70%

• СОСТАВ: 1880 светильников, 106 шкафов управления , АСУНО

• ЭТАП: Энергосервисные мероприятия выполнены, идет эксплуатация и подсчет экономии (от 110 % до 127 % в течение 4-х месяцев)

ДОГОВОР АРЕНДЫ

ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА: Создание автоматизированной системы комплексного контроля (мониторинга) состояния автомобильных дорог в Республике Коми

• ПУБЛИЧНАЯ СТОРОНА: ГКУ РК «Дорожный контроль»

• ДАТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ: 27 июля 2018г.

• СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА: по 31 декабря 2023г.

 ОПЛАТА: Ежемесячные арендные платежи

 СОСТАВ: 6 комплексов ВГК, ПО, каналы связи

• ЭТАП: Система создана и передана в аренду, ведется эксплуатация

ДОЛГОСРОЧНЫЙ КОНТРАКТ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА: оказание телекоммуникационные услуги по передаче видеоизображений с видеокамер в центр обработки и хранения данных Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга

• ПУБЛИЧНАЯ СТОРОНА: Комитет по информатизации и связи СПб

• СРОК ПРОЕКТА: с 2015 года по 2020 год (3 долгосрочных контракта)

• ОПЛАТА: Ежеквартально за фактически оказанные услуги

• СОСТАВ: 9 614 шт. подъездных видеокамер, 4 499 шт. фасадных стационарных видеокамер , 413 шт. фасадных поворотных видеокамер , 178 шт. фасадные поворотные камеры с обеспечением зоны доступа WiFi , каналы связи

• ЭТАП: Ведется оказание услуг

КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА: Создать автоматизированную информационную систему,

обеспечивающую социально-досуговую информацию и безопасность населения на

остановочных пунктах общественного транспорта («Умные остановки»)

• ПУБЛИЧНАЯ СТОРОНА: Администрация г.Нижнего Новгорода

• ДАТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ: 20 июня 2018г.

• СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ: 10 лет

• ВОЗВРАТ ИНВЕСТИЦИЙ: от оказания коммерческих услуг

• СОСТАВ: 334 остановочных павильона, диспетчерский центр, каналы связи

• ЭТАП: Ведется создание объекта соглашения

Площадь пилотов  

4 марта 2019 года Минстрой утвердил базовые и дополнительные требования к умным городам - так называемый стандарт «Умного города России».

Порядок запуска пилотного проекта в главном выглядит так: каждый муниципалитет разрабатывает «дорожную карту» по реализации проекта SmartCity и согласует ее с Минстроем. Далее следует подписание трехстороннего соглашения между министерством, субъектами и муниципальными образованиями о придании городам статуса пилотных проектов SmartCity. На полях форума «Умный город. Инструкция по применению» такие соглашения подписали 19 городов из 11 регионов страны.

Города-пилоты берут на себя ответственность досрочно выполнить обязательные и дополнительные мероприятия, включенные в дорожные карты. Руководство Минстроя обещает пилотам хотя бы частичную компенсацию расходов на запуск «Умных городов». И штрафные санкции в случае отклонения от плана. 

«Мы поддерживаем такие инициативы, но будем внимательно контролировать их реализацию», - подчеркнул Владимир Якушев, министр строительства и ЖКХ России, выступая на форуме.

Однако уже на мероприятии стало понятно: ответственность за реализацию «Умных городов» пугает сити-менеджеров меньше, чем риск экономической деградации вверенных им территорий.

Показателен пример одного из наиболее удачных пилотных городов - Сатка в Челябинской области. За последние десять лет количество жителей сократилось здесь на 10% - с 46 503 в 2008 году до 41 798 в 2018. Люди уезжают в более крупные города, например, в столицу области, а малые муниципалитеты оказываются, по сути, на грани существования.

Администрация Сатки совместно с Ростелекомом еще до появления ведомственного проекта, самостоятельно приняла курс на повышение уровня жизни населения цифровыми средствами. Уже 24 августа 2018 года губернатору Челябинской области были представлены реализованные в городе решения: видеонаблюдение с функциями детекции нарушений и распознавания лиц, «умные домофоны» (открытие замка с мобильного приложения, коммуникация между жильцами и управляющей компанией, видеонаблюдение за придомовой территорией, связь с Системой-112), энергосберегающее «умное освещение» (реализовано на территории всего города), а также комплексное решение по учету ресурсопотребления на базе сети передачи данных Lorawan для работы «Интернета вещей».

В этом кейсе есть важный посыл для инвесторов. Города готовы предоставлять свои территории для внедрения. Приоритетными при выборе поставщика решений станут критерии: снижение затрат муниципального хозяйства, комфорт и сервисы, безопасная городская среда.

Список городов-пилотов проекта «Умный город», подписавших соглашения 14 и 15 марта 2019 года:

Базовые мероприятия по реализации проектов цифровизации городской среды «Умный город»

Как пройти в «Умный город»

Министр Владимир Якушев со сцены калужского форума настоятельно рекомендовал муниципалитетам и поставщикам smart-систем не изобретать велосипед, а обращаться к «Банку решений для умного города». По его словам, реестр уже насчитывает более 250 проектов. При этом механизм отбора в «Банк» не понятен. Вендорам предлагается подать заявку на сайте, но критерии отбора в открытом доступе отсутствуют. Как и бизнес-схемы по многим уже реализованным решениям.

Возможно, ответы есть у Национального центра компетенций. Центр создан в начале 2019 года при поддержке госкомпаний «Ростех», «Росатом» и «Ростелеком». Его руководителем назначена Оксана Демченко, ранее возглавлявшая Департамент городской среды Минстроя России (на момент публикации репортажа – первый вице-губернатор Мурманской области – прим. ред.). Центр курирует разработку, внедрение и популяризацию технологий, оборудования, программ, направленных на повышение уровня цифровизации городского хозяйства.

На форуме «Умный город. Инструкция по применению» Оксана Демченко представила концепцию «Умный город» до 2024 года. В концепции выделено три поколения развития SmartCity. Целью для пилотов, а в перспективе для всех городов, объявлен переход к третьему поколению. SmartCity 3.0., по сути, это адаптивная экосистема, где главную роль играют решения самих жителей и их поведенческие особенности (про которые администрация будет узнавать путем анализа BigData). Эталон SmartCity 3.0. положат в основу формирования методики оценки степени и качества цифровой трансформации городского хозяйства - IQ городов.

SMART CITY 1.0 — технологически ориентированный город. Характеризуется применением технологий с целью повышения его устойчивости, жизнеспособности и управляемости. Происходит электрификация и переоснащение физической инфраструктуры, внедряются изолированные IT-решения, формируется полуавтоматическая инфраструктура. Основными заинтересованными лицами являются компании — поставщики технологических решений и услуг.

SMART CITY 2.0 — высокотехнологичный управляемый город. Характеризуется применением технологий с целью повышения качества жизни и решения проблем в области здравоохранения, транспорта, окружающей среды и экологии. Происходит формирование первичной цифровой инфраструктуры SmartCity за счет внедрения технологий интернета вещей, 3G/4G, широкополосного и мобильного доступа к сети Интернет. Основная роль в развитии города отводится городским властям, жители задействованы ограниченно.

SMART CITY 3.0 — высокоинтеллектуальный интегрированный город. Характеризуется объединением технологий, стимулирующих развитие социальной интеграции и предпринимательства. Происходит становление передовых цифровых сервисов (цифровая трансформация секторов) и формирование полностью интегрированной интеллектуальной инфраструктуры, позволяющей в режиме реального времени осуществлять сбор и аналитику данных, реализовывать управление всеми процессами во всех областях инфраструктуры. Происходит переориентация городских процессов относительно потоков данных. Данная единая экосистема способствует вовлечению граждан, делая их активными участниками развития города.

BIG DATA Avenue  

Андрей Чибис пообещал в Калуге, что только на основе анализа больших данных муниципалитеты «Умных городов» будут принимать управленческие решения. Где строить детский сад, торговый центр или сколько денег заложить в бюджет на субсидии по коммунальным платежам для социальных объектов и т.д.

Фундаментально систематизировать и связать между собой информацию должна Национальная система управления данными (НСУД). О планах по ее созданию заявил спустя 10 дней после форума в Калуге руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко.

Концепция системы уже согласована со всеми органами государственной власти и в апреле должна быть внесена на рассмотрение в правительство. До конца 2019 года планируется провести эксперимент по переводу взаимодействия по целому ряду жизненных ситуаций в электронный вид. «Например, Центральная избирательная комиссия в ряде регионов будет формировать списки избирателей только на базе юридически значимых записей в регистре», - рассказал эксперт.

Таким образом, в «Умных городах» появилась ниша решений верхнего уровня. Интерпретация и продажа данных сулит еще один источник доходов для инвесторов «Умных городов».

Тем удивительней, что на форуме в Калуге о таких программных решениях речи не шло. В отличие от битв за единую программную платформу «Безопасного города», на этот раз молчание хранили все - и Ростелеком (активный игрок проектов АПК БГ), и «Мегафон» (выкупивший когда-то решение Техносерва – «Гелиос»), и «Русатом. Инфраструктурные решения» (с базовой платформой управления городским развитием на основе данных).

Возможно, отчасти потому что стандарт, разработанный Минстроем для построения SmartCity в России, не содержит никаких отсылок к единому формату сбора и обработки данных, в нем ничего не сказано о едином информационном центре накопления, учета и применения Big Data.

То есть на данный момент регулятор «Умного города» не заложил регламентов для монетизации данных.  Хотя именно такой продукт мог бы сделать окупаемыми многие кейсы.

Между тем в других странах такой опыт есть. В марте 2019 года китайская интернет- компания JD.com представила новый бренд JD iCity. Компания предлагает комплексные услуги по развитию систем для «умных» городов.

JD iCity собирает и анализирует данные, сгенерированные от 300 млн пользователей платформы JD.com и способные помочь властям создавать собственные социальные рейтинги, инфраструктуру управления дорожным движением с использованием искусственного интеллекта, а также другие «умные» транспортные сервисы.

Остановка «Безопасный город»

Форум в Калуге подтвердил опасения многих компаний рынка систем безопасности – «Умный город» подвел черту под прежними форматами продвижения решений для муниципалитетов.

Во-первых, понятия «безопасность» как отдельной ниши  в концепции «Умных городов» нет. Она распределена среди задач по формированию комфортной городской среды и стабильному развитию территорий. Если взглянуть на примеры реализованных пилотных городов, презентованные в Калуге, то ассортимент решений SmartCity выходит далеко за привычные границы safety-индустрии.

Во-вторых, работать «от бюджета», как привыкли поставщики решений в «Безопасных городах», тоже не вариант. В «Умном городе» вендор должен четко понимать и уметь обосновать жизненный цикл инвестиций и перспективы их конверсии для конкретной территории.  Без этого успешно работать на рынке «Умных городов» будет затруднительно любой компании, и торговой, и производственной.

Что, помимо развития инвестиционной аналитики, актуально для будущих вендоров и интеграторов «Умных городов»?

Наиболее очевиден ответ для торговых компаний. Как минимум,  они могут расширить свой продуктовый портфель. Автоматизированные информационно-измерительные системы учета энергетических и коммунальных ресурсов («умные счетчики»), системы дистанционного контроля и управления объектами централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения («умный водоканал», «умная теплосеть») а также «умные» мусоровозы и мусорные контейнеры. Так выглядит неполный перечень устройств, востребованных в проектах SmartCity.

Развив сервисные компетенции - например, до инжиниринговых и проектантных - торговые дома смогут составить конкуренцию интеграторам и прямым поставщикам комплексных решений.

Сложнее придется вендорам и производителям hardware-продукции. Им предстоит  выбор из вариантов, затратных по деньгам, времени и координированию усилий. Например, открытие новых производств в новых для себя нишах, поиск новых технологических партнеров, или создание карманных инжиниринговых/интеграционных компаний. Если учесть, что deadline по реализации ведомственного проекта «Умный город» определен до 2024 года, пространство для маневра у компаний есть.

Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Yandex.Дзен

    Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
    в Яндекс.Дзен

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

    total time: 2,4597 s
    queries: 266 (0,0528 s)
    memory: 2 048 kb
    source: cache
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.