Эффективное применение технологий и систем обнаружения веществ и предметов на транспорте напрямую зависит от того, насколько компетентны сотрудники на транспортных объектах. Таков один из главных итогов Научно-практической конференции «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика». По сути, речь идет о том, чтобы кардинально поменять подход к подготовке кадров для работы в сфере транспортной безопасности.
Новые акценты и приоритеты
Конференция состоялась в рамках мероприятий форума «Транспортная неделя-2022», организатором которой выступила Ассоциация «Транспортная безопасность» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
В рамках конференции представители Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр Транспортная безопасность» (НОЧУ ДПО «УЦТБ»)совместно с модераторами из Ространснадзора вновь подняли вопросы подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и усовершенствования программ дополнительной профессиональной подготовки.
Фокус внимания был направлен не только на контроль багажа и ручной клади при авиаперевозках с применением модернизированных систем и приборов. Современные приборы помогают контролировать личный досмотр, а также досмотр крупногабаритных грузов и транспортных средств. Однако вместе с тем продолжает расти статистика попыток проноса на охраняемые объекты транспортной инфраструктуры, а также объекты с массовым пребыванием людей, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в охраняемую зону ограниченного доступа.
В основе противодействия актам незаконного вмешательства (АНВ) продолжает оставаться распознавание предметов повышенной опасности: оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также правильность расшифровки и идентификации этих предметов с помощью рентгенотелевизионных интроскопов. И все же даже при наличии технического оборудования сотрудники сталкиваются с определенными сложностями. В частности, лица, имеющие намерение совершить противоправные действия, порой обладают знаниями и инструкциями о том, как обмануть сотрудников и технические средства. В связи с этим необходимо вводить в практику подготовки специалистов субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) дополнительные виды обучения.
Лабиринт нормативов
В нынешних условиях персоналу на транспортных объектах необходимо в полной мере знать технические особенности стационарных и ручных металлодетекторов, а также принципы применения наблюдения за людьми. В ходе процесса обучения должны использоваться реальные технические средства досмотра, тест-объекты, максимально приближенные к реальным опасным предметам и веществам, а также тренажеры по выявлению предметов повышенной опасности. Необходимы практические занятия, имитирующие реальные ситуации, а не просто устное перечисление признаков и методов выявления, как сейчас поступают при подготовке персонала в организациях, не имеющих тренажеров, опыта и знаний педагогического состава.
В ходе дискуссии участники конференции поддержали НОЧУ ДПО «УЦТБ» в том, что существует острая необходимость пересмотреть процесс подготовки специалистов, обеспечивающих безопасность, а также предусмотреть возможность объединения некоторых программ подготовки. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» предлагается 8 программ обучения для разных категорий сил обеспечения транспортной безопасности (по видам транспорта).
Но при этом есть и нюансы. Так, например, неясно, каким образом категорию сотрудников, осуществляющих досмотровые процедуры (5-я категория) отделить от сотрудников, осуществляющих наблюдение и собеседование (6-я категория)? В приказе Министерства транспорта Российской Федерации №227 от 23 июля 2015 г. четко сказано в п.7, что повторный досмотр проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения и/или собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности. Как сотруднику, прошедшему подготовку и аттестацию по 5-й категории, применять навыки сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ), прошедших подготовку и аттестованных по категории 6? Тем более что именно по результатам наблюдения и/или собеседования принимается решение о проведении дополнительного досмотра с составлением акта о принятом решении (п.8 данных правил).
Актуализация программ обучения
Одно из сформулированных на конференции решений – включить в процесс подготовки специалистов этой категории курс «Профайлинг», то есть изучение модели поведения конкретного человека с целью определения его типа личности и психологических особенностей на предмет совершения АНВ. Профайлинг позволяет оценивать и давать прогноз поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, которые позволят распознать намерения лиц, находящихся или прибывающих на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и в транспортных средствах (ТС). При этом добиться должного успеха в противодействии АНВ возможно только при оперативном взаимодействии персонала ОТИ с силовыми структурами и подразделениями транспортной безопасности (порядок такого взаимодействия также должен быть отработан в ходе обучения).
От теории – к практике
Выполнение обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности требует немалых затрат. Во исполнение требований 16-ФЗ от 09.02.2007г. «О транспортной безопасности» и требований в области ОТБ предприятиями и организациями должны быть разработаны и утверждены планы и паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС. Необходимо выполнить работы по проведению оценок уязвимости, а также провести подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Тем не менее субъекты транспортной инфраструктуры сталкиваются не только с недобросовестными поставщиками услуг по заключенным договорам,но и с предоставлением недостоверной информации в целом. В НОЧУ ДПО «УЦТБ» неоднократно обращались заказчики, сталкивавшиеся с данными проблемами. На подготовку и реализацию необходимых работ были потрачены деньги, но при этом не получено должного результата, также возникла необходимость устранить ошибки, сделанные ранее (в том числе в сфере подготовки персонала). Это тем более недопустимо, если учитывать, что субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специалисты НОЧУ ДПО «УЦТБ» не только предложили свою помощь в регулярных тренировках сил обеспечения транспортной инфраструктуры в процессе подготовки. Заказчикам были даны четкие инструкции по реализации всех необходимых требований в области обеспечения транспортной безопасности. Это позволило устранить все риски, связанные с необходимостью выполнения требований, и подготовить силы обеспечения транспортной безопасности по всем необходимым критериям, прописанным в законодательстве.
Приоритеты предотвращения и профилактики нарушений обязательных требований для субъектов транспортной инфраструктуры (по итогам конференции):
– подготовка сил обеспечения транспортной безопасности, согласно всем требованиям приказа Министерства транспорта РФ от 21 августа 2014 г. № 231;
– внесение коррективов в нормативно-правовую базу обеспечения транспортной безопасности и в процесс подготовки кадров к работе с учетом новых угроз;
– помощь в оснащении ОТИ всеми необходимыми техническими средствами досмотра;
– важность соблюдения при эксплуатации досмотрового оборудования всех регламентных требований по проверке работоспособности, грамотной настройке всех показателей;
– развитие в обществе культуры безопасности.
Взаимодействие на всех этапах
Важный момент по итогам обсуждения подготовки сил обеспечения транспортной безопасности – субъектам транспортной инфраструктуры не стоит опасаться приглашать Ространснадзор для профилактических мероприятий. В своей работе НОЧУ ДПО «УЦТБ» руководствуется принципом, что генеральной линией совершенствования надзорной деятельности, объявленной государством, является не применение санкций по итогам нарушения, а его предотвращение. Только при полном и доверительном взаимодействии лиц, заинтересованных в обеспечении транспортной безопасности, можно гарантировать высокий уровень подготовки специалистов, что позволит свести риски и угрозы в транспортной сфере к минимуму.