/ /

Подготовка кадров на транспорте – время навести порядок

Подготовка кадров на транспорте – время навести порядок

19 декабря 2022, 18:34    752

Екатерина Седова

Екатерина Седова

Директор НОЧУ ДПО «Учебный центр Транспортная безопасность»

Эффективное применение технологий и систем обнаружения веществ и предметов на транспорте напрямую зависит от того, насколько компетентны сотрудники на транспортных объектах. Таков один из главных итогов Научно-практической конференции «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика». По сути, речь идет о том, чтобы кардинально поменять подход к подготовке кадров для работы в сфере транспортной безопасности.

Новые акценты и приоритеты

Конференция состоялась в рамках мероприятий форума «Транспортная неделя-2022», организатором которой выступила Ассоциация «Транспортная безопасность» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

В рамках конференции представители Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр Транспортная безопасность» (НОЧУ ДПО «УЦТБ»)совместно с модераторами из Ространснадзора вновь подняли вопросы подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и усовершенствования программ дополнительной профессиональной подготовки.

Фокус внимания был направлен не только на контроль багажа и ручной клади при авиаперевозках с применением модернизированных систем и приборов. Современные приборы помогают контролировать личный досмотр, а также досмотр крупногабаритных грузов и транспортных средств. Однако вместе с тем продолжает расти статистика попыток проноса на охраняемые объекты транспортной инфраструктуры, а также объекты с массовым пребыванием людей, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в охраняемую зону ограниченного доступа.

В основе противодействия актам незаконного вмешательства (АНВ) продолжает оставаться распознавание предметов повышенной опасности: оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также правильность расшифровки и идентификации этих предметов с помощью рентгенотелевизионных интроскопов. И все же даже при наличии технического оборудования сотрудники сталкиваются с определенными сложностями. В частности, лица, имеющие намерение совершить противоправные действия, порой обладают знаниями и инструкциями о том, как обмануть сотрудников и технические средства. В связи с этим необходимо вводить в практику подготовки специалистов субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) дополнительные виды обучения.

Лабиринт нормативов 

В нынешних условиях персоналу на транспортных объектах необходимо в полной мере знать технические особенности стационарных и ручных металлодетекторов, а также принципы применения наблюдения за людьми. В ходе процесса обучения должны использоваться реальные технические средства досмотра, тест-объекты, максимально приближенные к реальным опасным предметам и веществам, а также тренажеры по выявлению предметов повышенной опасности. Необходимы практические занятия, имитирующие реальные ситуации, а не просто устное перечисление признаков и методов выявления, как сейчас поступают при подготовке персонала в организациях, не имеющих тренажеров, опыта и знаний педагогического состава.

В ходе дискуссии участники конференции поддержали НОЧУ ДПО «УЦТБ» в том, что существует острая необходимость пересмотреть процесс подготовки специалистов, обеспечивающих безопасность, а также предусмотреть возможность объединения некоторых программ подготовки. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» предлагается 8 программ обучения для разных категорий сил обеспечения транспортной безопасности (по видам транспорта).

Но при этом есть и нюансы. Так, например, неясно, каким образом категорию сотрудников, осуществляющих досмотровые процедуры (5-я категория) отделить от сотрудников, осуществляющих наблюдение и собеседование (6-я категория)? В приказе Министерства транспорта Российской Федерации №227 от 23 июля 2015 г. четко сказано в п.7, что повторный досмотр проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения и/или собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности. Как сотруднику, прошедшему подготовку и аттестацию по 5-й категории, применять навыки сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ), прошедших подготовку и аттестованных по категории 6? Тем более что именно по результатам наблюдения и/или собеседования принимается решение о проведении дополнительного досмотра с составлением акта о принятом решении (п.8 данных правил).

Актуализация программ обучения 

Одно из сформулированных на конференции решений – включить в процесс подготовки специалистов этой категории курс «Профайлинг», то есть изучение модели поведения конкретного человека с целью определения его типа личности и психологических особенностей на предмет совершения АНВ. Профайлинг позволяет оценивать и давать прогноз поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, которые позволят распознать намерения лиц, находящихся или прибывающих на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и в транспортных средствах (ТС). При этом добиться должного успеха в противодействии АНВ возможно только при оперативном взаимодействии персонала ОТИ с силовыми структурами и подразделениями транспортной безопасности (порядок такого взаимодействия также должен быть отработан в ходе обучения).

От теории – к практике

Выполнение обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности требует немалых затрат. Во исполнение требований 16-ФЗ от 09.02.2007г. «О транспортной безопасности» и требований в области ОТБ предприятиями и организациями должны быть разработаны и утверждены планы и паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС. Необходимо выполнить работы по проведению оценок уязвимости, а также провести подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Тем не менее субъекты транспортной инфраструктуры сталкиваются не только с недобросовестными поставщиками услуг по заключенным договорам,но и с предоставлением недостоверной информации в целом. В НОЧУ ДПО «УЦТБ» неоднократно обращались заказчики, сталкивавшиеся с данными проблемами. На подготовку и реализацию необходимых работ были потрачены деньги, но при этом не получено должного результата, также возникла необходимость устранить ошибки, сделанные ранее (в том числе в сфере подготовки персонала). Это тем более недопустимо, если учитывать, что субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Специалисты НОЧУ ДПО «УЦТБ» не только предложили свою помощь в регулярных тренировках сил обеспечения транспортной инфраструктуры в процессе подготовки. Заказчикам были даны четкие инструкции по реализации всех необходимых требований в области обеспечения транспортной безопасности. Это позволило устранить все риски, связанные с необходимостью выполнения требований, и подготовить силы обеспечения транспортной безопасности по всем необходимым критериям, прописанным в законодательстве.

Приоритеты предотвращения и профилактики нарушений обязательных требований для субъектов транспортной инфраструктуры (по итогам конференции):

– подготовка сил обеспечения транспортной безопасности, согласно всем требованиям приказа Министерства транспорта РФ от 21 августа 2014 г. № 231;

– внесение коррективов в нормативно-правовую базу обеспечения транспортной безопасности и в процесс подготовки кадров к работе с учетом новых угроз;

– помощь в оснащении ОТИ всеми необходимыми техническими средствами досмотра;

– важность соблюдения при эксплуатации досмотрового оборудования всех регламентных требований по проверке работоспособности, грамотной настройке всех показателей; 

– развитие в обществе культуры безопасности.

Взаимодействие на всех этапах 

Важный момент по итогам обсуждения подготовки сил обеспечения транспортной безопасности – субъектам транспортной инфраструктуры не стоит опасаться приглашать Ространснадзор для профилактических мероприятий. В своей работе НОЧУ ДПО «УЦТБ» руководствуется принципом, что генеральной линией совершенствования надзорной деятельности, объявленной государством, является не применение санкций по итогам нарушения, а его предотвращение. Только при полном и доверительном взаимодействии лиц, заинтересованных в обеспечении транспортной безопасности, можно гарантировать высокий уровень подготовки специалистов, что позволит свести риски и угрозы в транспортной сфере к минимуму.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2377 s
queries: 210 (0.0147 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.