Анонс, который сопровождает новости о любой крупной аварии на производстве: «следователи пришли к выводу, что основной причиной происшествия стал человеческий фактор». Но на самом деле это просто удобная отговорка в неудобных ситуациях. Настоящая проблема не в людях, а в том, как устроены системы, в рамках которых эти люди работают.
Переложить ответственность на другого
Найти виновного и закрыть дело — это выгодно. Ведь никому, кроме этого человека, не придётся ни за что отвечать. И в большинстве случаев не нужно будет ничего предпринимать.
Российское законодательство поддерживает идею человеческого фактора. Инспекторы Ростехнадзора и других ведомств, которые проводят расследования происшествий, обязаны определить ответственного и установить степень его вины в процентах.
Подход, который позволяет управленцам не брать на себя ответственность за происшествия, перекладывая её на исполнителей, не принесёт благих результатов. Вместо пострадавшего или уволенного («виноватого») придёт новый сотрудник, который совершит абсолютно ту же ошибку.
И это всё потому, что условия, в которые попал новый работник, не изменились. Поведение исполнителя, не соблюдающего инструкции, — это не то следствие, с которым стоит бороться.
Может возникнуть вопрос: почему здесь говорится о системе, условиях, если сотрудник не выполнил конкретный пункт правил? Он ведь должен понимать, что во время производственных работ надо следовать регламенту, который он сам подписал. Однако ответьте себе на вопрос: поможет ли нам такая установка снизить количество происшествий и связанных с ними потерь ресурсов? Очевидно, что нет.
К истокам проблемы
Давайте попрощаемся с мифом, что люди ошибаются по собственной «инициативе». Просто задумайтесь над истоками этих ошибок. Выделю из практики Tactise три ключевые категории этих причин, которые мы встречали, сотрудничая с другими компаниями:
• У нас так принято. Новый сотрудник попадает в коллектив и перенимает устоявшиеся «нормы», как выполнять те или иные производственные работы.
• План ценой жизни. Рабочие предпочитают не соблюдать некоторые стандарты безопасности, чтобы успеть достичь требуемых производственных показателей.
• «А что, так можно было?» Многие работники предприятий даже не обучены безопасному проведению опасных работ.
Да, все подписывают инструкции. Но эти инструкции порой написаны непонятным языком и не имеют отношения к конкретным производственным процессам. В документах также крайне редко перечисляют все возможные негативные сценарии, которые могут произойти с человеком во время работы и от которых надо подстраховаться.
Даже такой довольно простой анализ позволит вам увидеть ситуацию в компании не с точки зрения «рабочие ведут себя небезопасно, потому что они не не хотят жить», а с позиции «что я могу сделать, чтобы улучшить их практику и тем самым сократить потери?»
Четыре первых шага к производственной безопасности
Безопасность — сложный системный процесс, и на его отработку обычно уходит не один год. Но если вы твёрдо решили сократить количество происшествий в своей компании, то начните со следующего:
1)Не ссылайтесь на человеческий фактор как на первопричину происшествий. Запретить себе и своей команде это делать. Любое происшествие нужно расследовать так, чтобы найти коренную причину, по которой сотрудники в данном случае ошиблись или не следовали правилам безопасности.
2)Собирайте обратную связь по всей управленческой вертикали. Пусть сотрудники сообщают о факторах, которые могут привести к происшествию. Полученные данные нужно анализировать, структурировать и превращать в задачи по устранению рисков.
3) Обучайте сотрудников производственным операциям, включая соблюдение стандартов безопасности. Это подразумевает не только передачу знаний в аудитории, но и контроль над тем, как их усвоили, перенесли в практику на рабочем месте.
4) Создайте условия, в которых соблюдать регламенты по безопасности будет легко или хотя бы реально.
Описанные выше действия желательно выполнять одновременно.
Человеческий фактор — удобная отговорка и возможность не чувствовать себя ответственным за происшествие. Но она не только удобная, но ещё и непродуктивная.
Попробуйте взглянуть не на сотрудников, которые допускают ошибки, а на системные условия, которые к этим ошибкам приводят. И эффективность процессов в вашей компании сразу же увеличится.