Георгий Сухадольский
Исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок
Автор: Георгий Сухадольский, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок
Столичный департамент по конкурентной политике объявил о создании открытого реестра экспертов для системы госзакупок Москвы. По словам чиновников, в него должны войти опытные и проверенные специалисты, которые знают этот рынок и способны дать взвешенную и независимую оценку любой закупке.
Национальная ассоциация институтов закупок активно сотрудничает с департаментом, участвует в совместной работе по совершенствованию столичных госзакупок, а также регулярно проводит экспертную оценку сверхдорогих госзакупок, стоимостью более миллиарда рублей. Поэтому, на наш взгляд, создание такого реестра, безусловно, важная и полезная инициатива.
По моему личному опыту, хорошие специализированные организации начали формировать свои собственные реестры еще более десяти лет назад. Однако это были более-менее локальные проекты.
Создание же реестра экспертов для всех госзакупок Москвы – это более масштабная и сложная задача.
К этому процессу надо подходить очень аккуратно, чтобы отобрать реально действующих, незаинтересованных в "продавливании" интересов своего спонсора специалистов, которые будут работать для города и ради результата.
Пока не совсем понятно, на какой стадии планируется привлекать экспертов. Их оценка может использоваться для разных целей на разных этапах закупки. Самая первая в рамках контрактной системы – появление извещения и другой закупочной документации. Соответственно, эксперты со своей стороны могут проверить документацию, включаемые в ее состав проект контракта, техническое задание. Причем эксперты могут работать как со стороны заказчика, так и быть независимыми.
Следующая стадия – выбор контрагента. Хотя сегодня внешние эксперты для принятия решения на этой стадии привлекаются редко. Третья стадия – исполнение контракта. Эксперты могут проверить его качество, достигнуты ли все показатели. Наиболее вероятно, что речь идет о третьем варианте. Однако не исключены и первые два.
Предложенный механизм для Москвы, когда эксперты могут самовыдвигаться в реестр, наверняка предусматривает дополнительную проверку со стороны города. Ведь эксперты, которые привлекаются на разных стадиях, должны быть специалистами в разных областях. На первой стадии – в области процедур закупок. Для проверки технического задания или приемки продукции они должны разбираться в содержательной части продукции, то есть быть «погружены» в отраслевую специфику.
При этом не всегда оценка одного эксперта может быть достаточной. В важных или сложных закупках должна работать какая-то экспертная лаборатория, целая организация, которая проведет отдельное исследование предмета.
Главная цель привлечения экспертов – это повысить эффективность закупки.
В связи с этим должна быть установлена и ответственность с их стороны. Минимум – моральная, максимум – финансовая, материальная. В зависимости от того, на каком уровне работает эксперт. Если окажется, что от его решения будет зависеть многомиллиардный контракт, а эксперт не несет никакой ответственности, то это, мягко говоря, неправильно. Впрочем, логика и опыт департамента Москвы по конкурентной политике позволяет сделать вывод, что он эти нюансы видит и собирается учитывать.