Транспортная инфраструктура — неотъемлемая часть существования современного общества. К сожалению, одной из самых больших проблем цивилизованного мира является терроризм. Так, прокатившаяся во второй половине XX в. волна захватов и угонов воздушных судов поставила перед мировым сообществом вопрос разработки комплекса антитеррористических мер на воздушном транспорте. Разнообразие и непредсказуемость действий радикально настроенных экстремистов на транспорте требует комплексного осмысления и подхода как на научно-техническом и технологическом, так и на законодательном уровне. Специалисты по безопасности разных стран постоянно работают над усилением антитеррористической защищенности объектов.
В России требования к оборудованию объектов инфраструктуры воздушного транспорта утверждены в ряде законодательных актов таких, например, как Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», Приказ Министерства транспорта России от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. № 259 «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила«Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142» и множестве других. Помимо этого, существуют рекомендации международных организаций.
Базовые нормы к безопасности авиа отрасли разработаны Международной ассоциацией гражданской авиации (ICAO) и Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), а также основанной в 1955 г. Европейской конференцией гражданской авиации (ECAC), включающей 19 государств и все европейские организации, занятые в аэропортовой отрасли. Целью ЕСАС является развитие и обеспечение безопасной, эффективной и стабильной работы инфраструктуры гражданской авиации. Несмотря на усовершенствование систем безопасности, террористы уделяют особое внимание нападениям на объекты воздушного транспорта. Именно поэтому требования к аэропортам, получающим сертификат ICAO достаточно строги: обязательная охрана периметра аэропорта, контроль прохода персонала в здание, досмотр пассажиров, зоны досмотра багажа, проверки почты, грузов и бортового питания. Необходимо наличие служебных помещений и пунктов пропуска на контролируемую территорию аэропорта с соответствующим техническим оснащением.
С чего всё начиналось
В США было создано Управление по обеспечению безопасности на транспорте (TSA), основная задача которого — обеспечение защищенности транспортной системы от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
Таким образом, все аэропорты, из которых выполняются рейсы в города США, должны пройти обязательную проверку TSA на соответствие актуальным требованиям к досмотру грузов, перевозимых воздушным транспортом. Эксперты в области обеспечения безопасности утверждают, что рентгеноскопия, физический досмотр и выявление следов взрывчатых веществ с использованием инновационных технологий сканирования — самые эффективные методы проверки, удовлетворяющие высоким требованиям TSA.
Одним из наиболее востребованных в этих целях техническим решением являются двухпроекционные рентген-телевизионные аппараты, сертифицированные и одобренные в соответствии с требованиями ECAC и TSA.
Согласно регламенту международного законодательства, багаж должен быть просвечен под двумя разными углами для формирования более детального представления о его содержимом. Например, один из ведущих мировых разработчиками в сфере решений по безопасности — Rapiscan Systems, чьим официальным дистрибьютором на территории России и стран СНГ выступает компания WEKEY, предлагает двухпроекционные РТУ серии 6ХХ DV. Применение усовершенствованной технологии сканирования позволяет формировать одновременно вертикальную и горизонтальную проекцию багажа, независимо от его положения в рентгеновской установке, тем самым повышая скорость и эффективность обнаружения потенциальной угрозы.
Следующим этапом ужесточения требований международного регламента стал запрет на пронос жидкостей, аэрозолей и гелей (LAGs), объемом свыше 100 мл. за пределы пункта досмотра. ECAC и TSA приняли соответствующие правила по обеспечению авиационной безопасности. Но в 2014 г., EU разрешила пассажирам проносить на борт самолета все жидкости, аэрозоли и гели, купленные в DUTY FREE, если они прошли процедуру досмотра. Также были утверждены специфические требования к досмотровой технике, регламентированные нормами EU 185/2010 и EU 246/2013, описывающими процедуру обязательного сканирования на LAGS.
Для досмотра жидкостей, аэрозолей и гелей (LAGs) компанией Rapiscan Systems, ведущими разработчиками в сфере безопасности, созданы системы досмотра жидких взрывчатых веществ (LEDS), соответствующие стандарту 2 ECAC типа С.
Оснащение входных групп и КПП аэропортов
Усиление террористической угрозы побуждает постоянно совершенствовать системы безопасности, однако, и тактика террористов становится все более непредсказуемой. Взрыв в зале международных прилетов аэропорта Домодедово в 2011 г. показал, что одной из наиболее уязвимых является зона прохода пассажиров и провожающих на территорию аэровокзала. Понимание данной проблемы позволило на законодательном уровне разработать ряд мер, которые были закреплены в Федеральном законе № 15-ФЗ от 03.02.2014 г.
В качестве одной из обеспечительных мер требования ФЗ предусматривают проведение на входе в здание аэровокзала досмотра всех входящих, а также их личных вещей. Россия — одна из немногих стран, где действует понятие, так называемых, входных групп досмотра. По мнению экспертов, это результативная мера по обеспечению безопасности объектов массового скопления людей, которым является аэровокзальный комплекс. Признанные во всем мире лидеры в области разработки систем обеспечения безопасности Rapiscan Systems предлагают инновационные решения для оснащения входных групп: рентгенотелевизионное оборудование, арочные и ручные металлодетекторы, детекторы взрывчатых, наркотических веществ и прочее.
Другим уязвимым участком, требующим повышенного внимания, является контролируемая зона аэропорта, въезд на которую строго ограничен и регулируется как требованиями федерального законодательства, так и внутренними регламентами авиапредприятия. В рамках обеспечения безопасности периметра аэровокзала правомерно говорить о применении инженерно-технических средств охраны и оснащении контрольно-пропускных пунктов различными системами досмотра для проверки автотранспорта и ввозимых грузов.
Приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» устанавливается порядок организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра; порядок использования технических средств обеспечения транспортной безопасности; порядок проведения наблюдения и (или) собеседования; особенности досмотра на ОТИ и ТС на различных видах транспорта. Специалистами в сфере обеспечения безопасности, компанией AS&E, были разработаны мобильные станции, позволяющие сканировать крупногабаритные грузы и автотранспорт, не снижая пропускную способность КПП.
Одним из наиболее эффективных решений для проверки днища транспортных средств стала разработка американской компании ADT — система Lowcam.
Система является наиболее современной и экономически рентабельной альтернативой примитивного досмотрового зеркала и нескольких сотрудников охраны, окупая свою стоимость в течение первого-второго года эксплуатации.
Сертификация оборудования
В 2017 году вступило в силу предписание одного из самых неоднозначных нормативно-правовых документов — Постановления Правительства № 969 от 26.09.16 г. Только по прошествии нескольких месяцев после вступления Постановления в силу появился список органов сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности: ФСБ, МВД, МЧС, Минтранс, Россвязь, а в следующих разъяснениях — схемы финансирования сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. По предложенным схемам, оборудование должно проходить сертификационные испытания за счет поставщика оборудования или субъекта транспортной инфраструктуры.
Размытые требования законодательства и технологии проведения проверок по-прежнему оставляют у экспертов неразрешенные вопросы и нуждаются в доработке, в том числе, и в части сертификации рентген-телевизионного оборудования. Однако, несмотря на требования документа, которые не позволяют объективно судить о качестве и функциональных свойствах оборудования, его предписание носит обязательный для соблюдения характер.
Каждый новый объект авиатранспортной системы России или модернизация существующих объектов — это важный шаг на пути к усовершенствованию безопасной, эффективной и стабильной инфраструктуры воздушного транспорта.
Для получения иной информации звоните (+7 499 409 59 72), пишите (contact@wekey.ru).