Беляев Л. А.: «Улучшение взаимодействия в рамках РСЧС»
ДОКЛАД
ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАДЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ
Л.А. БЕЛЯЕВА
на тему: «РАЗВИТИЕ РЕАГИРУЮЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ И УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РСЧС»
СЛАЙД 2
В ходе развития деятельности реагирующих подразделений МЧС России и улучшения их взаимодействия в рамках деятельности РСЧС Министерством в 2015 году проведена значительная работа.
Главным итогом этого стало более 270 тыс. спасенных человеческих жизней. За каждой из них — тяжелый повседневный труд пожарных, спасателей, медиков, полицейских и представителей других служб.
В прошлом году на территории Российской Федерации в полном объеме была обеспечена безопасность объектов экономики, населенных пунктов и жизнедеятельности населения.
Нам удалось минимизировать риски и последствия различных чрезвычайных ситуаций, повысить уровень защищённости населения и территорий, именно благодаря эффективному взаимодействию между органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
Необходимо отметить слаженную профессиональную работу подразделений пожарной охраны, результатом которой стала устойчивая положительная динамика снижение числа возгораний в течение десяти последних лет.
Принятые Министерством комплексные подходы по защите территорий и населения от пожаров и их последствий, позволили снизить количество техногенных пожаров по сравнению только с прошлым годом на 4,6 %, а гибель при них людей уменьшена почти на 8,5 %.
Эффективным показателем деятельности системы РСЧС является четко выстроенная вертикаль системы антикризисного управления, стержнем которой являются центры управления в кризисных ситуациях. Именно они, обладая мощными ресурсами прогнозирования, в том числе и космического мониторинга, моделирования и иными системами поддержки принятия решений, обеспечивают координацию всех органов управления и сил РСЧС, а также организацию взаимодействия и информационного обмена между федеральными органами исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В 2015 году система РСЧС показала свою эффективность при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с нарушением энергоснабжения полуострова Крым, что позволило в кратчайшие сроки обеспечить жизнедеятельность населения и наладить работу социально-значимых объектов полуострова.
Эффективно работала система и в ряде субъектов Сибирского федерального округа при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций связанных с тушением лесных пожаров, и в Волгоградской области при ликвидации последствий обрушения жилого дома, в городах Санкт-Петербурге и Москве, а также на территории Арабской Республике Египет – при ликвидации последствий крушения самолета в небе над Синайским полуостровом и эвакуацией граждан Российской Федерации и их багажа с территории данного государства.
Таким образом система РСЧС сегодня — это высокотехнологичная современная служба Российской Федерации, являющаяся главной резервной системой на случай крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, пожаров, бедствий, своевременно оказывающая квалифицированную помощь и поддержку каждому, кто оказался в беде, и создающая условия для стабильного социально-экономического развития страны и её регионов.
СЛАЙД 3
Одним из основных элементов системы РСЧС является федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы, которая представляет собой развитую, достаточно стройно функционально и структурно построенную систему, имеющую более 7 тысяч пожарно-спасательных подразделений, на вооружении которых находится более 30 тысяч основных, специальных и оперативно-служебных автомобилей, около 80 тысяч комплектов средств защиты органов дыхания и зрения, свыше 70 тысяч единиц средств связи.
В 2015 году пожарно-спасательными подразделениями совершено более 530 тыс. выездов на тушение пожаров и загораний, спасено около 90 тыс. человек и материальных ценностей на сумму более 45 млрд. рублей; осуществлено свыше 150 тыс. выездов на дорожно-транспортные происшествия, спасено 19 тыс. человек, 145 тыс. человек оказана помощь.
В рамках реализации полномочий МЧС России по совершенствованию системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации продолжается целенаправленная работа по нормативному правому регулированию и осуществлению государственных мер в области пожарной безопасности и реализации других функций системы обеспечения пожарной безопасности, регламентированных Федеральным законом «О пожарной безопасности».
СЛАЙД 4
Только в течение 2011-2015 годов подготовлено 11 проектов федеральных законов, 13 нормативных правовых актов Российской Федерации, разработано 32 свода правил и 69 национальных стандартов.
Созданы законодательные основы деятельности добровольной пожарной охраны, разработаны и введены в действие нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие различные стороны деятельности членов добровольной пожарной охраны, их подготовки и оснащения.
МЧС России, в рамках своих полномочий, осуществляет разработку и реализацию научно-технической политики, направленной на повышение уровня обеспечения пожарной безопасности объектов защиты страны.
На регулярной основе осуществляется информационное обеспечение должностных лиц и граждан в области пожарной безопасности, с использованием различных средств массовой информации.
СЛАЙД 5
В течение 2015 года за счет средств федерального бюджета приобретено и поставлено в подразделения ФПС, пожарно-технического вооружения на общую сумму около 5 млрд. рублей.
Кроме того, в 2016 году в рамках государственного оборонного заказа планируется приобрести более 170 пожарных автоцистерн и пожарно-спасательных автомобилей, 20 пожарных автолестниц и коленчатых подъемников, более 8 тыс. дыхательных аппаратов со сжатым воздухом, 100 тыс. метров пожарных рукавов на общую сумму более 2,5 млрд. рублей.
СЛАЙД 6
В целях развития сил и средств Государственной противопожарной службы и функциональной подсистемы РСЧС предупреждения и тушения пожаров, а также обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, снижения рисков возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сокращения количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях, Министерством проведена работа по совершенствованию организационно-штатной структуры подразделений ФПС.
Данная работа направлена на совершенствование деятельности подразделений ФПС, путем перевода ряда должностей управленческого звена, не принимающих участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, в дежурные караулы (смены) подразделений непосредственно осуществляющие указанные действия, что позволит увеличить численность личного состава реагирующих подразделений ФПС без увеличения затрат федерального бюджета на реализацию данных мероприятий.
В рамках выработки единых подходов при организации деятельности подразделений пожарной охраны хочу обратить внимание представителей высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимое увеличение численности реагирующих подразделений содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации.
При проработке данного вопроса, предлагается рассмотреть возможность оптимизации существующей штатной структуры органов управления пожарной охраны субъектов Российской Федерации путем исключения из нее должностей, не участвующих в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и последующей передачей высвобождаемой численности в дежурные караулы (смены) реагирующих подразделений.
Также в целях безусловного обеспечения пожарной безопасности отдаленных и труднодоступных муниципальных образований, Министерством в 2016 году будет организована работа по созданию пожарно-спасательных подразделений в районах Крайнего Севера, в том числе расположенных в Красноярском и Камчатском краях, на Курильских и Командорских островах.
СЛАЙД 7
В 2015 году в результате организованной Министерством работы было открыто 4 Арктических комплексных аварийно-спасательных центра (3 — в Северо-Западном федеральном округе (Архангельск, Мурманск, Нарьян-Мар) и 1 — в Сибирском федеральном округе (г. Дудинка), общей штатной численностью 465 человек.
Кроме того, создан Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра» в Вологодской области, а также завершено строительство поисково-спасательного отряда в г. Мурманск.
Уже сегодня для работы в Арктической зоне спасатели проходят обучение по специальным программам, разработанным с учетом применения сил и средств реагирующих подразделений в условиях Крайнего Севера. Подготовка осуществляется на базе Санкт-Петербургского университета ГПС, Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра» МЧС России в Вологодской области, а также выездным методом на местах.
Перечень мероприятий по оснащению арктических центров современными образцами спасательных и транспортных средств в арктическом исполнении, а также оптимизации размещения поисково-спасательных формирований применительно к ключевым объектам транспортной и энергетической инфраструктуры согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Также в целях качественного выполнения возложенных на Арктические комплексные аварийно-спасательные центры задач планируется осуществить поставку специальной техники, включая снегоболотоходы и снегоходы.
В 2016 году мы планируем продолжить работу по этим приоритетным направлениям и добиться улучшения всех показателей.
СЛАЙД 8
Кроме того, в целях совершенствования профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, повышения квалификации личного состава данных подразделений спланированы и будут проведены совместные учения различного уровня.
Также Министерством предусмотрена возможность стимулирования личного состава подразделений ФПС к получению смежных специальностей (пиротехнических, водолазных, десантных, альпинистских, горноспасательных и т. д.).
Совершенствование взаимодействия всех видов пожарной охраны и их дальнейшее развитие решено проводить в рамках деятельности пожарно-спасательных гарнизонов.
СЛАЙД 9
В целях своевременного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также в целях ликвидации последствий от них Министерством проведена значительная работа по созданию аэромобильной группировки МЧС России.
Министерством определен вектор развития, порядок оснащения подразделений ФПС, входящих в состав аэромобильных группировок МЧС России, в том числе совершенствование механизма их привлечения к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.
Уже в этом году Министерством утвержден Порядок подготовки и привлечения аэромобильных группировок МЧС России к действиям по предназначению, состав указанных группировок и перечень рекомендуемого имущества для оснащения аэромобильных группировок.
В целях совершенствования способов доставки аэромобильных группировок МЧС России к месту чрезвычайных ситуаций в дополнение к имеющемуся парку летательных аппаратов МЧС России запланирована закупка дополнительных воздушных судов.
СЛАЙД 10
Одной из основных составляющих частей аэромобильных группировок МЧС России являются специализированные пожарно-спасательные части ФПС, которые создаются для реагирования на чрезвычайные ситуации федерального и субъектового уровня, а также являются силами и средствами гражданской обороны, направленными на выполнение соответствующих мероприятий.
В настоящее время, созданы и выполняют задачи по предназначению 52 специализированные пожарно-спасательные части, штатной численностью более 4,5 тысяч единиц личного состава.
На вооружение данных подразделений находится, 320 единиц основной пожарной техники, 482 специальной, 361 единиц инженерной техники, а также 52 плавательных судна, 20 единиц роботехнических комплексов и 10 единиц беспилотных летательных аппаратов.
В структуре указанных подразделений предусмотрены специальные службы по проведению различных аварийно-спасательных работ, такие как: тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; радиационной и химической защиты; медико-психологической помощи; отделения роботехнических средств и беспилотных аппаратов; водолазные и кинологические отделения.
Указанные подразделения 36 раз передислоцировались в другие субъекты Российской Федерации для оказания помощи в ликвидации различных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Кроме того, принимая во внимание успешный опыт применения данных подразделений в 2016 году запланировано создание 14 специализированных пожарно-спасательных частей ФПС на территории Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов.
В тоже время, в целях реализации требований законодательства Министерством в 2016 году организована работа по подготовке специалистов из числа личного состава специализированных пожарно-спасательных частей ФПС по программам подготовки взрывников.
В 2016 году запланирована работа по оснащению аэромобильных группировок соответствующим имуществом, разрабатываются предложения по созданию в их составе авиадесантных подразделений на базе спасательных воинских формирований МЧС России, специализированных пожарно-спасательных частей ФПС, аварийно-спасательных формирований региональных поисково-спасательных отрядов, общей численностью до 12,5 тыс. человек.
Учитывая успешный опыт применения аэромобильных группировок МЧС России в 2015 году, Министерством и в дальнейшем будет продолжена работа по приведению сил и средств аэромобильных группировок МЧС России в готовность к действиям по предназначению, в том числе за рубежом.
СЛАЙД 11
В 2016 году Министерством организована работа по совершенствованию деятельности кинологического службы МЧС России.
В 2016 году к действиям по предназначению было допущено 442 кинологических расчета.
Кроме того, разработаны и утверждены «Временные правила сертификационных испытаний расчетов поисковой кинологической службы МЧС России», «Рекомендации по обучению и привлечению к работам по поиску пострадавших поисково-спасательных расчетов кинологической службы».
Министерством по поручению Международной организации гражданской обороны (МОГО), было организовано и проведено на базе 46 кинологического центра Ногинского спасательного центра МЧС России обучение спасателей-кинологов Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
В 2016 году планируется продолжить совместную работу с МОГО по обучению спасателей-кинологов.
СЛАЙД 12
Кроме того, в целях развития системы реагирования на чрезвычайные ситуации различного характера, а также эффективного применения сил и средств привлекаемых к ликвидации последствий от них Министерством созданы центры беспилотной авиации МЧС России.
СЛАЙД 13
В целях повышение уровня пожарной безопасности отдаленных сельских поселений Министерством принято решение о формировании Корпуса сил добровольной пожарной охраны.
СЛАЙД 14
Кроме того, Министерством в 2016 году планируется совершенствовать деятельность добровольной пожарной охраны, путем организации взаимодействия таких подразделений с институтом социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области профилактики и тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
СЛАЙД 15
Также, необходимо отметить, огромную значимость деятельности подразделений военизированных горноспасательных частей в вопросе обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.
Основным направлением деятельности Министерства при развитии указанных подразделений является поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств военизированных горноспасательных частей к выполнению задач по предназначению.
В 2016 году Министерством будет продолжена работа по совершенствованию деятельности данных подразделений.
В заключении необходимо отметить, что в рамках повышения эффективности взаимодействия системы РСЧС, Министерством уже в этом году запланирована и будет осуществлена значительная работа по совершенствованию деятельности реагирующих подразделений.
Свежее