Азат Абдульманов
Директор АНО «Центр научно-технических исследований «Комплексные системы безопасности»»
Начало событий 24 февраля 2022 года связано, в том числе, с повышением уровня угроз проведения террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры. В связи с этим возникает необходимость корректировать мероприятия по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ). Эксперты составили «горячий список» из наиболее вероятных угроз нового времени.
Прежде всего совершение актов незаконного вмешательства (АНВ) с применением различных взрывных устройств (ВУ) на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) могут осуществляться как завербованными вражескими спецслужбами гражданами (в том числе и российскими), так и специально подготовленными диверсионными группами. При этом в качестве ВУ могут использоваться транспортные средства (ТС) – как это было сделано на Крымском мосту.
Целью террористических атак, помимо традиционно пассажирских и грузовых терминалов всех видов транспорта, стали мосты, путепроводы, газонефтепроводы, в том числе и не категорированные. Ине только на территории субъектов РФ, примыкающих к месту проведения СВО, но и в глубине территории РФ.
В требованиях транспортной безопасности предусмотрено проведение дополнительных досмотровых мероприятий, например повышение процента досматриваемых ТС, пассажиров, грузов, увеличение задействованных работников подразделений транспортной безопасности (ПТБ). Сценарии реагирования на актуальные угрозы должны быть отражены в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности (ОТБ). Вопрос в том, что есть ли в наличии на ОТИ необходимые технические средства обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ), позволяющие выявлять новые угрозы, и обученные работники ПТБ, способные на них работать. Так, произошедшие инциденты остро поставили вопрос о достаточности существующих комплексов по досмотру транспортных средств на магистралях и стратегически важных объектах (в частности мостах, путепроводах).
Другой тип угроз продиктован неоднократными заявлениями Киева о возможном применении «грязной бомбы»– в связи с этим необходимо усиление радиационного контроля на ОТИ, особенно за перемещением радиационных материалов транспортными средствам по территории Российской Федерации.
В отличие от других типов АНВ радиационный терроризм может повлечь за собой людские и материальные потери, размер которых трудно оценить ввиду значительного масштаба заражения. То же в полной мере касается усиления биологического и химического контроля на самих ОТИ. В первую очередь необходим тотальный и максимально жесткий контроль по перемещению ядерных материалов транспортными средствами. А также – нормативное принуждение субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) к осуществлению закупок соответствующих досмотровых систем и оборудования.Благо необходимые для этого ТСОТБ радиационного, биологического, химического контроля доступны в нужном объеме, причем отечественного производства.Помимо закупки оборудования необходима разработка и принятие программ обучения работе на таких системах для работников ПТБ, с последующей отработкой и закреплением навыков.
Наконец, все более вероятным становится вмешательство в управление транспортным комплексом РФ путем кибератак. А именно – вмешательство в управление навигационными системами, управление маршрутным движением, нарушение цифровых логистических цепочек, работы узлов связи и управления и т.д. Самый безобидный пример – сбои в системе бронирования билетов, справиться с ними помог только возврат к отечественным разработкам.
Важно понимать: в связи с усилением отдельных угроз совершения актов незаконного вмешательства Ространснадзору необходимо провести ряд мероприятий по усилению антитеррористической защищенности ОТИ и ТС.
Большинство ТСОТБ, эксплуатируемых на ОТИ, – импортного производства, и на фоне западных санкций остро стоит проблема по сервисному обслуживанию систем транспортной безопасности и замене устаревшего оборудования. Даже отечественные производители ТСОТБ испытывают трудности с поставкой импортных комплектующих. После проведения ревизии ТСОТБ целесообразно внести корректировки в планы (паспорта) безопасности ОТИ с учетом новых угроз.
Кроме того, возникла необходимость внедрения технических средств по борьбе с беспилотными летательными (водными) аппаратами. Поэтому особое внимание Ространснадзору следует уделить проверке уровня подготовки работников сил и подразделений транспортной безопасности. В первую очередь провести проверку действий персонала ОТИ в случае угрозы и совершения АНВ, для этого целесообразно увеличить количество тренировок по переходу в режим усиления при возникновении различной степени террористической угрозы.
Главное. Необходимо понимать, что угрозы совершения АНВ на ОТИ в ближайшие годы не уменьшатся, особенно на территориях новых субъектов РФ, где система транспортной безопасности отсутствует и на ее построение потребуется продолжительное время. Поэтому необходимо своевременное принятие скорректированной программы по обеспечению транспортной безопасности, с учетом более высокой вероятности совершения актов незаконного вмешательства с максимально вероятными разрушительными последствиями крупных масштабов.
Все предлагаемые меры по актуализации методов обеспечения транспортной безопасности должны формулироваться комплексно. Актуальным стало создание отраслевой экспертной площадки для обмена мнениями и выработки предложений по приведению системы обеспечения транспортной безопасности в соответствие с новыми угрозами. В такой совместной работе заинтересованы все субъекты транспортной инфраструктуры, производители ТСОТБ, федеральные органы исполнительной власти. Экспертное сообщество, профессиональные объединения должны составить костяк в организации такой работы.