/ /

ЦОДД наводит порядок

ЦОДД наводит порядок

24 апреля 2014, 17:25    0

2014-04-24 17:25:00

В потоке машин на московских улицах все чаще можно встретить приметные седаны с зеленой полосатой маркировкой, проблесковыми огнями на крыше и надписью «ЦОДД» по бортам. Это — мобильные комплексы фотовидеофиксации «Паркон». Они отслеживают или неоплаченную парковку, или парковку в запрещенном месте. Корреспондент журнала RUБЕЖ проехал по улицам Москвы вместе с патрульным нарядом Центра организации дорожного движения и лично наблюдал за тем, как устроена работа этой уникальной дорожной службы.

Текст: Иван Дронов

Фото: Дмитрий Поминов

Система мобильных патрулей действует в Москве с 2012 года. Тогда на улицы города были выпущены десять первых машин. ЦОДД-мобили курсируют по закрепленным маршрутам. По одним — только в рабочие часы по будним дням, по другим патрулирование круглосуточное. С 2014 года патрулировать улицы Москвы и Зеленограда будет 310 машин более чем по 300 маршрутам. 

Схема работы довольно проста. Патруль ЦОДД движется вдоль припаркованных машин со скоростью не более 60 км/ч. Бортовые камеры фиксируют автомобильные номера. Время бесплатной парковки в зоне платной парковки — до 15 мин. Поэтому маршрут рассчитан таким образом, чтобы машина повторяла путь в каждой его точке примерно через равный интервал времени. 

Если на втором круге номер повторно попадает в поле видимости, на мониторе отображается желтый значок предупреждения о зафиксированном транспортном средстве. В этом случае данные о номере автоматически отправляются в мониторинговый центр в ЦАФАП — Центр автоматической фиксации автомобильных правонарушений при ГИБДД, либо в Департамент транспорта, либо в Администратор московского парковочного пространства. 

Система «Паркон» действует на оборудовании «ПаркРайт» (подробней — см. справку на стр. 78), стоимость одного комплекса составляет около 300 тыс. руб. 

Экипаж каждой машины — водитель и техник. Комплект видеофиксации состоит из двух камер: одна фиксирует расположение автомобиля, а вторая крупным планом снимает госномер. Информация передается за секунды, на работающих в Москве машинах используется связь «Скайлинк». Бортовой компьютер с ОС Windows и тачскрином встроен в приборную панель, удобен и прост в работе. Надо сказать, возможности системы позволяют гораздо больше, чем просто фиксировать неоплаченную парковку. Например, попутно вести розыск угнанных автомобилей — для этого ГИБДД достаточно разрешить подгрузку на ЦОДД-мобили соответствующих данных. Но сейчас экипаж «Паркона» признается, что не знает даже итогового количества выписанных штрафов, так как система работает автоматически. 

Возражения со стороны водителей в адрес системы «Паркон» звучат редко, да и те больше смахивают на курьезы. Самые громкие нарекания сотрудникам ЦОДД доводилось выслушивать от владельцев иномарок класса премиум. Они же чаще других заклеивают и даже снимают задние номера с машин, лишь бы не платить. 

У основной части водителей нововведение встретило больше понимания. В первый же год применения «Парконов» количество нарушений сократилось с 150—200 до 20 в день. Как правило, одна машина охватывает 3—4 маршрута, ведь там, где про действие «Паркона» уже знают, водители стараются не парковаться. Тем более что система эффективна даже при частично заклеенных номерах. Пропущенные буквы и цифры отмечаются звездочками, и операторы центра вручную сопоставляют варианты номера и марки машины с данными базы транспортных средств. Вероятность установления принадлежности машины при этом — более 80 %. 

В некоторых российских городах (Краснодар, Кемерово) вводятся аналогичные комплексы видеофиксации. В столице Кузбасса такая система заработала совсем недавно, и только за первую неделю ее использования было зафиксировано 700 нарушений. В других странах такого опыта нет — нарушения правил парковки за границей обычно отслеживают полицейские или другие уполномоченные лица.

«Парконы» ЦОДД — часть интеллектуальной транспортной системы, развернутой в Москве. Следом за мобильным патрулированием в городе появятся «умные» светофоры с адаптивными контроллерами. Их датчики отследят интенсивность трафика и самостоятельно установят длину фазы зеленого или красного света. Объем реализации этой программы можно оценить по количеству светофоров — сейчас их в Москве около 40 тыс. В дополнение к светофорам с 2014 года на ключевых перекрестках и развязках мегаполиса будут установлены информационные табло, всего их запланировано 247. Они расскажут водителям о загруженности дорог, путях объезда и даже погодных условиях в разных частях города. За ситуацией на дорогах будут следить сначала 800, а с 2014 года 12 тыс. ситуационных камер. С 2014 года пешеходные «зебры» города начнут перекрашивать в бело-оранжевый цвет, а рядом установят дорожные знаки со светодиодной подсветкой, проецируемой на полоски. Объемы финансирования программы не разглашаются, однако в Департаменте транспорта заверяют, что денег в бюджете города на эти цели заложено достаточно.

ЦОДД. История создания

Государственное учреждение города Москвы «Центр организации дорожного движения Правительства Москвы» (ЦОДД) было создано в 1999 году. Его учредителем является Департамент транспорта и связи города Москвы. Учреждение находится в ведомственном подчинении Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. ГКУ ЦОДД имеет право заключать контракты на работы, связанные с мероприятиями по организации и безопасности дорожного движения, закупку оборудования для их реализации. Учреждение финансируется полностью из бюджета города Москвы.

Изначально штатная численность ЦОДД устанавливалась в количестве пяти человек. На центр были возложены задачи по планированию, подготовке, координации и организации улично-дорожной сети в границах Москвы. В 2000 году утверждено новое штатное расписание центра, в составе ГКУ ЦОДД появилось пять отделов: отдел исследований и анализа дорожного движения, отдел аналитического и проектного обеспечения, отдел оперативного управления движения и эксплуатации действующих систем, отдел планирования размещения и организации парковок, административный отдел. В 2005 году на ГКУ ЦОДД были возложены функции по содержанию, эксплуатации, ремонту технических средств организации дорожного движения (ТСОДД), а также по установке новых ТСОДД. С этого момента работа по устранению неисправностей и восстановлению работоспособности объектов на всей территории г. Москвы осуществляется в круглосуточном режиме. 

В 2006 году на центр были возложены функции заказчика по строительству, проектированию, капитальному ремонту и реконструкции светофорных объектов в столице. 

На сегодня в ЦОДД работает 2 тыс. человек, на балансе центра находится 2 111 светофорных объектов. Активно ведется строительство новых и реконструкция старых светофорных объектов, включающая замену устаревших светофоров на современные модификации.

В Москве сегодня штрафными платежами с водителей ведает три структуры:

  • Администратор московского парковочного пространства (АМПП) выписывает штрафы за неоплаченную парковку.
  • Департамент транспорта Москвы, через ЦОДД, выписывает штрафы за нарушение правил парковки (пп. 3.27 и 3.28 Правил дорожного движения).
  • ГИБДД — через систему стационарных камер, контролирующих соблюдение скоростного режима и выезда на выделенные полосы для движения общественного транспорта.

Комплекс «ПаркРайт»

«ПаркРайт» — это модификация известного многим стационарного аппаратно­программного комплекса «Авто­Ураган». По сравнению с прототипом «ПаркРайт» имеет ряд усовершенствований:

  • модуль GSM позволяет в реальном времени обмениваться данными с центром обработки данных;
  • программное обеспечение позволяет фиксировать нарушения проезда перекрестков, выезд на полосу встречного движения и полосу для общественного транспорта; 
  • может быть установлен на общественный транспорт и работать в полностью автоматическом режиме; 
  • данные о патрулировании передаются по беспроводной сети. 

Из чего состоит автомобильный комплекс видеофиксации «ПаркРайт»:

  • мобильный ПК с сенсорным экраном и специализированным ПО;
  • обзорная видеокамера;
  • широкоугольная видеокамера для распознавания регистрационных знаков;
  • блок навигации ГЛОНАСС и GPS;
  • Wi­Fi­модуль;
  • GSM­модуль.

Производитель аппаратно-­программного комплекса «ПаркРайт» — ООО «Технологии распознавания». 

Интеллектуальная транспортная система

Интеллектуальная транспортная система формируется в два этапа.

Базовые сервисы ИТС (2011—2013): 

  • система управления дорожным движением;
  • система управления движением и безопасностью наземного пассажирского транспорта;
  • система телеобзора с функциями мониторинга транспортных потоков и фиксацией инцидентов;
  • система контроля нарушений ПДД (скорость, выделенная полоса);
  • система управления парковочным пространством;
  • система информирования.

Расширенный функционал сервиса ИТС (2014—2015): 

  • расширение функций ИТС на МО;
  • расширение функций видеоаналитики;
  • система обеспечения приоритетного проезда для общественного и специального транспорта; 
  • система контроля грузового транспорта;
  • система для пешеходов и велосипедистов на светофорных объектах;
  • автоматическая система метеомониторинга;
  • система инвентарного учета объектов ИТС.

Заказчиком проекта выступает непосредственно Департамент транспорта Москвы.

Тематика: Один день

Номер журнала: 4

Комментарии ()

    RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

    Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru


    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

    total time: 0.2567 s
    queries: 132 (0.0203 s)
    memory: 2 048 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.