31 октября 2018 года Минстрой утвердил ведомственный проект Цифровизации городской среды «Умный город». Впервые инициатива по строительству Smart City в России обрела конкретные очертания и системный подход к реализации. Задача на ближайшие годы привлечь внебюджетное финансирование и не повторить ошибок «Безопасного города».
ДАЛЕКИЙ 2015-й
В IV квартале 2015 года по поручению стратегического совета Минпромторга России по инвестициям в новые индустрии Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) начал подготовку «дорожной карты» по развитию «интернета вещей» (ИВ; Internet of Things — IoT).
План мероприятий «Развитие технологий в области Интернета вещей» был представлен в феврале 2016 года, и предусматривал реализацию трех пилотных проектов:
• «Умное производство» в сфере промышленности,
• «Внедрение технологий ИВ в сельском хозяйстве»;
• «Умный город» в сфере ЖКХ.
«Дорожная карта» включила в себя последовательные шаги по развитию технологии IoT и совершенствованию механизмов государственной поддержки ее внедрения. К 2020 году планировалось подключить к «интернету вещей» 320 млн устройств. Однако, по неизвестным причинам, дальнейшего развития эта инициатива не получила.
Параллельно создавать систему «Умный город» на базе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК «БГ») планировал Дмитрий Рогозин, на тот момент заместитель председателя правительства РФ и председатель Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием АПК «БГ». Вице-премьер даже предлагал строить город Циолковский, где проживает персонал космодрома «Восточный», изначально по принципам «Умного города».
Решение скрестить системы управления городским хозяйством с муниципальными системами безопасности обосновывалось необходимостью «двойного использования» разворачиваемых на территории субъектов Российской Федерации элементов АПК «БГ». К «Безопасному городу» предъявляются более жесткие требования по оперативности, непрерывности, надежности и устойчивости работы в сравнении с «Умным городом». Таким образом, информационно-коммуникационная инфраструктура АПК «БГ» при ее масштабировании способна обеспечить и функционирование «Умного города».
В 2015 году, выполняя решение Межведомственной комиссии, МЧС России — главный координатор по вопросам внедрения и развития АПК «БГ» в субъектах федерации, не дождавшись от других членов комиссии никаких идей, разработало и направило в правительство РФ перечень предложений по внесению изменений в Концепцию построения АПК «Безопасный город» в части «Умного города». Авторы предложений подчеркивали, что «Безопасный город» должен получать информацию, формируемую для повседневного управления городским хозяйством, а также об угрозах безопасности от промышленных, транспортных, социальных и других объектов.
Но уход Дмитрия Рогозина с поста зампреда в 2018 году, отсутствие федерального финансирования АПК «БГ» и фактическое приостановление работы Межведомственной комиссии (последний протокол заседания датирован 4 декабря 2017 года) определило эту историю в разряд «альтернативной».
НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
Распоряжением правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В итоговый вариант нацпрограммы вошли шесть федеральных проектов. Срок реализации — 3 года.
Проект | Предполагаемый объем финансирования (млн. руб.)
|
«Нормативное регулирование цифровой среды» | 794 |
«Информационная инфраструктура» | 152 000
|
«Кадры для цифровой экономики» | 46 000 |
«Информационная безопасность» | 15 000 |
«Цифровые технологии» | 88 500 |
«Цифровое государственное управление» | 101 000
|
Первоначально проект программы содержал раздел «Умный город», разработанный ПАО «Ростелеком». Однако в итоговый вариант «Цифровой экономики» раздел не вошел. По словам тогдашнего министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, было решено сосредоточиться на базовых направлениях, а отраслевую повестку добавить позже.
При этом в силу комплексности программы, в утвержденном варианте «Умный
город» звучит громким эхо. Сквозные технологии программы почти полностью
совпадают с технологиями, присущими «Умному городу».
Программа выделяет:
• большие данные;
• нейротехнологии и искусственный интеллект;
• системы распределенного реестра;
• квантовые технологии;
• новые производственные технологии;
• промышленный интернет;
• компоненты робототехники и сенсорика;
• технологии беспроводной связи;
• технологии виртуальной и дополненной реальности.
Соответственно финансирование шести базовых направлений неминуемо послужит драйвером развития Smart City.
МИНСТРОЙ ВСТУПАЕТ В ИГРУ
В начале 2018 года Минстрой России внёс в правительство РФ заявку о расширении приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» новым направлением – «Умный город». 24 января 2018 года при Министерстве была создана рабочая группа по запуску одноименного проекта. В нее, наряду с чиновниками министерства, вошли представители Ассоциации «ЖКХ и городская среда», ООО «Большая Тройка», ГК «Ростех», ГК «Росатом», ПАО «Россети», группы «Роснано», ТК 194 и ПАО «Ростелеком». Чуть позже к ним примкнули ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ОАО «Сбербанк России» и другие. Возглавил рабочую группу замминистра Андрей Чибис.
Последующие месяцы прошли за обсуждением конкретных параметров проекта, определением пилотных муниципалитетов и поиском моделей внебюджетного финансирования.
Значительные усилия министерство предполагало направить на «умную энергетику» и обращение с ресурсами:
• установку в многоквартирных домах счетчики с функцией дистанционной передачи показаний (финансирование — из средств фонда капитального ремонта);
• внедрение систем оперативного мониторинга и контроля технического состояния объектов генерации и распределения теплоэнэргоресурсов и коммунальных ресурсов в целях применения хозяйствующими субъектами систем предиктивной аналитики;
• внедрение элементов концепции «безлюдного производства» с применением киберфизических систем и технологий индустриального интернета на объектах генерации и доставки ТЭР, водоснабжения и водоотведения (с 2021 года).
В «дорожной карте» Минстроя нашлось место и для систем безопасности. На начало 2019 года планировалась разработка и утверждение концепции интегрированной цифровой платформы для управления городскими ресурсами, услугами и безопасностью. А с начала 2020 года все застройщиков планировали обязать интегрировать объекты капитального строительства с региональными и муниципальными «Системами-112» и Комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН). В четвертом квартале 2020 года предполагалось интегрировать АПК «Безопасный город» и КСЭОН с цифровыми платформами управления городскими ресурсами в первых 10 городах.
ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА
31 октября 2018 года министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев утвердил ведомственный проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город». Проект будет реализован в рамках двух нацпроектов — «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда».
До 2024 года на обеспечение мероприятий паспорта проекта будет выделено 13 млрд. рублей.
Несмотря на сравнительно небольшой для федеральных проектов объем финансирования, у вендоров и разработчиков есть повод для оптимизма. Более 90% средств направят на запуск системы апробации передовых цифровых и инженерных решений. Для чего создан и уже наполняется Банк решений «Умного города». На тиражирование эффективных разработок государство согласно потратить еще 900 млн. рублей.
Публичная сторона в полной мере осознает недостаточность предусмотренных бюджетных средств. По экспертным оценкам, направление «Умный город» может потребовать вложений до 100 млрд. рублей. Выступая 20 ноября 2018 года на форуме «Smart City: цифровая трансформация», замминистра строительства Чибис порекомендовал муниципалитетам использовать технологические платформы «Умных городов» по сервисной модели. Он также подчеркнул, что ведомство готово поддержать интеграторов, предоставляющих городским властям необходимые им системы и решения на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) и механизмов концессий.
Структура расходов федерального бюджета на реализацию ведомственного проекта «Умный город»
Цель | Объем бюджетного финансирования (млн.руб)
|
Создание институциональных предпосылок для ускоренной и эффективной цифровой трансформации сферы городского хозяйства путём адаптации нормативной правовой базы, проведения организационных, методических и технологических мероприятий на федеральном уровне | 100 |
Запуск системы апробации передовых цифровых и инженерных решений, организационно-методических подходов и правовых моделей, применяемых для цифрового преобразования в сфере городского хозяйства | 12 000 |
Тиражирование доказавших свою эффективность цифровых и инженерных решений «Умного города», направленных на повышение эффективности городского хозяйства | 900 |
SMART-СТАНДАРТ
20 декабря 2018 года на всероссийском совещании по реализации ведомственного проекта был концептуально одобрен стандарт «Умного города». Документ предусматривает поэтапную реализацию набора базовых и дополнительных мероприятий во всех городах с населением от 100 тысяч человек. 31 января 2019 года с учетом предложений субъектов РФ стандарт был утвержден.
Стандарт «Умного города России» (см. Таблицу).
По всей видимости, и новой версии стандарта потребуется доработка.
Во-первых, в документе отсутствует четкое разделение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и владельцев объектов. Что может привести к несогласованности действий и элементарной невозможности выполнения положений стандарта. Например, внедрение автоматических систем мониторинга состояния зданий, в том числе, шума, температуры, работы лифтового оборудования, систем противопожарной безопасности и газового оборудования – абсолютная вотчина собственника объекта или управляющей компании. Роль органов местного самоуправления здесь исключительно номинальная – пропагандировать эффекты от внедрения этих технологий, собирать рабочие встречи и рекомендовать собственникам придерживаться стандарта.
Во-вторых, авторы не включили в проект логичные, с точки зрения указанного в стандарте пестрого набора, решения:
• Системы весогабаритного контроля;
• Медицинские информационные системы;
• Системы обеспечения градостроительной деятельности;
• Комплексные объектовые системы обеспечения безопасности на социальных, важных и особо важных объектах муниципального и регионального хозяйств
• и т.д.
17 января 2019 года опубликован приказ Минстроя России от № 18/пр о создании рабочей группы по внедрению ведомственного проекта «Умный город». Впрочем, состав стейкхолдеров Smart City не изменился – это по-прежнему ведущие операторы связи, крупные банки и государственные корпорации. В деятельность по реализации проекта вовлечены регионы. В субъектах РФ и многих городах уже созданы проектные офисы по направлению «Цифровизация экономики» с включением туда мероприятий «Умного города», разрабатываются проекты региональных и муниципальных программ.
ЖРЕБИЙ БРОШЕН – ИСХОД НЕ ОПРЕДЕЛЕН
К началу 2019 года «Умный город» наконец стал реальным федеральным проектом. На его внедрение предусмотрен бюджет, идет разработка стандартов, у руля проекта стоят не только чиновники, но и высокотехнологичные компании, а центральные власти не теряют связь с администраторами на местах.
Вместе с тем, в «Умном городе» уже проявляются характерные черты «Безопасного». Представители Минстроя подчеркивают, что Единая платформа для цифровизации городов внедряться не будет. Ведомство не станет настаивать и на разработке единой площадки онлайн-сервисов, в которую будут интегрированы сферы городского хозяйства. Неясны вопросы разделения полномочий между участниками будущих проектов.
Масла в огонь неопределенности добавляет и то, что основной идеолог «Умного города» — заместитель министра Минстроя России А. Чибис назначен врио Губернатора Мурманской области.
Остается надеяться, что «строители» Smart-City смогут найти необходимые для реализации проекта механизмы ГЧП и поставят во главе угла не захват локальных рынков, а синергию и открытые стандарты интеграции.