/ /

Smart City: ключи от города!

Smart City: ключи от города!

20 мая 2019, 14:15    2042

Антон Васильев

Антон Васильев

Главный аналитик дирекции ECM, Корпорация "Галактика"

31 октября 2018 года Минстрой утвердил ведомственный проект Цифровизации городской среды «Умный город». Впервые инициатива по строительству Smart City в России обрела конкретные очертания и системный подход к реализации. Задача на ближайшие годы привлечь внебюджетное финансирование и не повторить ошибок «Безопасного города».

ДАЛЕКИЙ 2015-й

В IV квартале 2015 года по поручению стратегического совета Минпромторга России по инвестициям в новые индустрии Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) начал подготовку «дорожной карты» по развитию «интернета вещей» (ИВ; Internet of Things — IoT).

План мероприятий «Развитие технологий в области Интернета вещей» был представлен в феврале 2016 года, и предусматривал реализацию трех пилотных проектов:

• «Умное производство» в сфере промышленности,

• «Внедрение технологий ИВ в сельском хозяйстве»;

• «Умный город» в сфере ЖКХ.

«Дорожная карта» включила в себя последовательные шаги по развитию технологии IoT и совершенствованию механизмов государственной поддержки ее внедрения. К 2020 году планировалось подключить к «интернету вещей» 320 млн устройств. Однако, по неизвестным причинам, дальнейшего развития эта инициатива не получила.

Параллельно создавать систему  «Умный город» на базе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК «БГ») планировал Дмитрий Рогозин, на тот момент заместитель председателя правительства РФ и председатель Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием АПК «БГ».  Вице-премьер даже предлагал строить город Циолковский, где проживает персонал космодрома «Восточный», изначально по принципам «Умного города».

Решение скрестить системы управления городским хозяйством с муниципальными системами безопасности обосновывалось необходимостью «двойного использования» разворачиваемых на территории субъектов Российской Федерации элементов АПК «БГ». К «Безопасному городу» предъявляются более жесткие требования по оперативности, непрерывности, надежности и устойчивости работы в сравнении с «Умным городом». Таким образом, информационно-коммуникационная инфраструктура АПК «БГ» при ее масштабировании способна обеспечить и функционирование «Умного города».

В 2015 году, выполняя решение Межведомственной комиссии, МЧС России — главный координатор по вопросам внедрения и развития АПК «БГ» в субъектах федерации, не дождавшись от других членов комиссии никаких идей, разработало и направило в правительство РФ перечень предложений по внесению изменений в Концепцию построения АПК «Безопасный город» в части «Умного города».  Авторы предложений подчеркивали, что «Безопасный город» должен  получать информацию, формируемую для повседневного управления городским хозяйством, а также об угрозах безопасности от промышленных, транспортных, социальных и других объектов.

Но уход Дмитрия Рогозина с поста зампреда в 2018 году, отсутствие федерального финансирования АПК «БГ» и фактическое приостановление работы Межведомственной комиссии (последний протокол заседания датирован 4 декабря 2017 года)  определило эту историю в разряд «альтернативной».

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Распоряжением правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В итоговый вариант нацпрограммы вошли шесть федеральных проектов. Срок реализации — 3 года.

 

Проект

Предполагаемый объем финансирования (млн. руб.)

 

«Нормативное регулирование цифровой среды»

794

«Информационная инфраструктура»

152 000

 

«Кадры для цифровой экономики»

46 000

«Информационная безопасность»

15 000

«Цифровые технологии»

88 500

«Цифровое государственное управление»

101 000

 

 

Первоначально проект программы содержал раздел «Умный город», разработанный ПАО «Ростелеком». Однако в итоговый вариант «Цифровой экономики» раздел не вошел. По словам тогдашнего министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, было решено сосредоточиться на базовых направлениях, а отраслевую повестку добавить позже.

При этом в силу комплексности программы, в утвержденном варианте «Умный

город» звучит громким эхо. Сквозные технологии программы почти полностью

совпадают с технологиями, присущими «Умному городу».

Программа выделяет:

• большие данные;

• нейротехнологии и искусственный интеллект;

• системы распределенного реестра;

• квантовые технологии;

• новые производственные технологии;

• промышленный интернет;

• компоненты робототехники и сенсорика;

• технологии беспроводной связи;

• технологии виртуальной и дополненной реальности.

Соответственно финансирование шести базовых направлений неминуемо послужит драйвером развития Smart City.

МИНСТРОЙ ВСТУПАЕТ В ИГРУ

В начале 2018 года Минстрой России внёс в правительство РФ заявку о расширении приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» новым направлением – «Умный город». 24 января 2018 года при Министерстве была создана рабочая группа по запуску одноименного проекта. В нее, наряду с чиновниками министерства, вошли представители Ассоциации «ЖКХ и городская среда», ООО «Большая Тройка», ГК «Ростех», ГК «Росатом», ПАО «Россети», группы «Роснано», ТК 194 и ПАО «Ростелеком». Чуть позже к ним примкнули ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ОАО «Сбербанк России» и другие. Возглавил рабочую группу замминистра Андрей Чибис.

Последующие месяцы прошли за обсуждением конкретных параметров проекта, определением пилотных муниципалитетов и поиском моделей внебюджетного финансирования.

Значительные усилия министерство предполагало направить на «умную энергетику» и обращение с ресурсами:

• установку в многоквартирных домах счетчики с функцией дистанционной передачи показаний (финансирование — из средств фонда капитального ремонта);

• внедрение систем оперативного мониторинга и контроля технического состояния объектов генерации и распределения теплоэнэргоресурсов и коммунальных ресурсов в целях применения хозяйствующими субъектами систем предиктивной аналитики;

• внедрение элементов концепции «безлюдного производства» с применением киберфизических систем и технологий индустриального интернета на объектах генерации и доставки ТЭР, водоснабжения и водоотведения (с 2021 года).

В «дорожной карте» Минстроя нашлось место и для систем безопасности. На начало 2019 года планировалась разработка и утверждение концепции интегрированной цифровой платформы для управления городскими ресурсами, услугами и безопасностью. А с начала 2020 года все застройщиков планировали обязать интегрировать объекты капитального строительства с региональными и муниципальными «Системами-112» и Комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН). В четвертом квартале 2020 года предполагалось интегрировать АПК «Безопасный город» и КСЭОН с цифровыми платформами управления городскими ресурсами в первых 10 городах.

ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА

31 октября 2018 года министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев утвердил  ведомственный проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город». Проект будет реализован в рамках двух нацпроектов — «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда».

До 2024 года на обеспечение мероприятий паспорта проекта будет выделено 13 млрд. рублей.

Несмотря на сравнительно небольшой для федеральных проектов объем финансирования, у вендоров и разработчиков есть повод для оптимизма. Более 90% средств направят на запуск системы апробации передовых цифровых и инженерных решений. Для чего создан и уже наполняется Банк решений «Умного города». На тиражирование эффективных разработок государство согласно потратить еще 900 млн. рублей.

Публичная сторона в полной мере осознает недостаточность предусмотренных бюджетных средств. По экспертным оценкам, направление «Умный город» может потребовать вложений до 100 млрд. рублей. Выступая 20 ноября 2018 года на форуме «Smart City: цифровая трансформация», замминистра строительства Чибис порекомендовал муниципалитетам использовать технологические платформы «Умных городов» по сервисной модели. Он также подчеркнул, что ведомство готово поддержать интеграторов, предоставляющих городским властям необходимые им системы и решения на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) и механизмов концессий.

Структура расходов федерального бюджета на реализацию ведомственного проекта «Умный город»

Цель   

Объем бюджетного финансирования (млн.руб)

 

Создание институциональных предпосылок для ускоренной и эффективной цифровой трансформации сферы городского хозяйства путём адаптации нормативной правовой базы, проведения организационных, методических и технологических мероприятий на федеральном уровне

100

Запуск системы апробации передовых цифровых и инженерных решений, организационно-методических подходов и правовых моделей, применяемых для цифрового преобразования в сфере городского хозяйства

12 000

Тиражирование доказавших свою эффективность цифровых и инженерных решений «Умного города», направленных на повышение эффективности городского хозяйства

900

 

   SMART-СТАНДАРТ

20 декабря 2018 года на всероссийском совещании по реализации ведомственного проекта был концептуально одобрен стандарт «Умного города». Документ предусматривает поэтапную реализацию набора базовых и дополнительных мероприятий во всех городах с населением от 100 тысяч человек. 31 января 2019 года с учетом предложений субъектов РФ стандарт был утвержден.

Стандарт «Умного города России» (см. Таблицу).

По всей видимости, и новой версии стандарта потребуется доработка.

Во-первых, в документе отсутствует четкое разделение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и владельцев объектов. Что может привести к несогласованности действий и элементарной невозможности выполнения положений стандарта. Например, внедрение автоматических систем мониторинга состояния зданий, в том числе, шума, температуры, работы лифтового оборудования, систем противопожарной безопасности и газового оборудования – абсолютная вотчина собственника объекта или управляющей компании. Роль органов местного самоуправления здесь исключительно номинальная – пропагандировать эффекты от внедрения этих технологий, собирать рабочие встречи и рекомендовать собственникам придерживаться стандарта.

Во-вторых, авторы не включили в проект логичные, с точки зрения указанного в стандарте пестрого набора, решения:

• Системы весогабаритного контроля;

• Медицинские информационные системы;

• Системы обеспечения градостроительной деятельности;

• Комплексные объектовые системы обеспечения безопасности на социальных, важных и особо важных объектах муниципального и регионального хозяйств

• и т.д.

17 января 2019 года опубликован приказ Минстроя России от № 18/пр о создании рабочей группы по внедрению ведомственного проекта «Умный город».  Впрочем, состав стейкхолдеров Smart City не изменился – это по-прежнему ведущие операторы связи, крупные банки и государственные корпорации. В деятельность по реализации проекта вовлечены регионы. В субъектах РФ и многих городах уже созданы проектные офисы по направлению «Цифровизация экономики» с включением туда мероприятий «Умного города», разрабатываются проекты региональных и муниципальных программ.

ЖРЕБИЙ БРОШЕН – ИСХОД НЕ ОПРЕДЕЛЕН

К началу 2019 года «Умный город» наконец стал реальным федеральным проектом. На его внедрение предусмотрен бюджет, идет разработка стандартов, у руля проекта стоят не только чиновники, но и высокотехнологичные компании, а центральные власти не теряют связь с администраторами на местах.

Вместе с тем, в «Умном городе» уже проявляются характерные черты «Безопасного». Представители Минстроя подчеркивают, что Единая платформа для цифровизации городов внедряться не будет. Ведомство не станет настаивать и на разработке единой площадки онлайн-сервисов, в которую будут интегрированы сферы городского хозяйства. Неясны вопросы разделения полномочий между участниками будущих проектов.

Масла в огонь неопределенности добавляет и то, что основной идеолог «Умного города» — заместитель министра Минстроя России А. Чибис назначен врио Губернатора Мурманской области.

Остается надеяться, что «строители» Smart-City смогут найти необходимые для реализации проекта механизмы ГЧП и поставят во главе угла не захват локальных рынков, а синергию и открытые стандарты интеграции.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3398 s
queries: 219 (0.0304 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.