Поправки в 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: как они повлияют на сферу транспортной безопасности?
Алексей Юдин
Директор по развитию IT-компании КСОР «Антисон», эксперт по транспортной безопасности
Одним из ключевых направлений транспортной безопасности сегодня является цифровизация автопарка – оснащение грузового, пассажирского транспорта и спецтехники системами интеллектуального видеонаблюдения, установка различных датчиков (контроль топлива, система кругового обзора 360, тахографы), дополнительных камер и других технических средств. Важный элемент цифровизации транспорта – это комплексный подход к транспортной сети предприятия с применением системы мониторинга усталости водителей. Сейчас Государственная Дума обсуждает законопроект, который предусматривает обязательное оснащение транспорта система контроля усталости водителей. Какие новые требования включает закон и как это повлияет на отрасль транспортной безопасности?
Что предлагает законопроект
Поправки в 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривают оснащение пассажирских автобусов, такси и грузового транспорта максимальной массой от 3,5 тонн системами мониторинга в связке с тахографами. Суть заключается в том, чтобы не просто установить общие средние нормы рабочего дня для водителей, а отслеживать психофизическое состояние конкретного человека. И если система мониторинга не выявляет нарушений, компания сможет увеличить рабочее время водителя с его согласия в пределах допустимых норм, и получить дополнительную прибыль. Если же система фиксирует признаки усталости, засыпания, то водитель обязан будет сделать перерыв. Такой подход позволит решать несколько задач: отслеживать состояние водителей и предотвращать аварии, прозрачно регулировать их режим труда и отдыха, сокращать расходы компаний-владельцев автопарка на ремонт техники за счет снижения числа ДТП и наращивать прибыль, если водители готовы и могут работать на увеличенных сменах.
Контроль бдительности напрямую связан с уровнем транспортной и промышленной безопасности, эффективностью технологических процессов. Установка систем мониторинга в первую очередь позитивно отразится на безопасности дорожного движения – мониторинг усталости водителей позволит сократить количество аварий по вине человека, уменьшить число жертв и материальный ущерб от ДТП. Компания КСОР является разработчиком первого в России решения в этой сфере – системы мониторинга состояния водителей «Антисон». Результаты работы данной системы на пассажирском транспорте Москвы, где устройства работают с 2019 года, доказывают эффективность систем мониторинга: по итогам 2020 года количество ДТП с участием городского пассажирского транспорта в столице снизилось на 26%, в 2021 году – еще на 7,5%. Это конкретный измеримый результат, за которым стоят сохраненные жизни водителей и пассажиров и серьезная экономия бюджетных средств на ремонт и замену транспорта в условиях дефицита запчастей и роста цен на них.
Кроме того, системы мониторинга позволяют компаниям формировать подробную статистику по своему автопарку и сотрудникам, на основе этой информации можно при необходимости регулировать режим труда и отдыха, менять подход к составлению расписания. Это в конечном счете увеличивает эффективность и прибыльность таксопарков, грузовых и пассажирских компаний.
Как работают системы мониторинга усталости водителей
Усталость водителей, риск потери внимания и засыпания за рулем является актуальной проблемой для владельцев автопарков. Согласно статистике, человеческий фактор по-прежнему остается одной из основных причин ДТП – до 94% аварий происходят по вине человека. По данным Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), потери Российской Федерации в результате ДТП, в среднем составляют 1,78 трлн. рублей в год. По разным оценкам, до 30% аварий происходит именно из-за фактора усталости и снижения внимания за рулем, причем по тяжести последствий сон за рулем часто оказывается страшнее алкоголя.
Каждая системы мониторинга усталости отслеживает свои параметры, в зависимости от того, какие технологии лежат в ее основе. Но главная задача всех подобных систем – отследить изменение функционального состояния человека за рулем, определить усталость и разбудить его, если он заснул. Разработка КСОР, система мониторинга «Антисон», основана на технологиях компьютерного зрения и искусственного интеллекта.
Компоненты системы:
— DSM-камера с инфракрасной подсветкой — анализирует поведение водителя и обрабатывает видеопоток
— сигнальный дисплей — оповещает водителя об опасности звуковым и световым сигналом
— центральный блок — хранит и передает данные
Возможности интеграции:
— тахографические системы;
— ERP- и CRM-системы;
— системы экстренного вызова служб;
— системы предрейсового осмотра, алкотестер;
— системы безопасности на железнодорожном транспорте;
— прочие IT-системы (при запросе владельца автопарка).
DSM-камера отслеживает лицо водителя более чем по 60 точкам, нейросети анализируют его состояние. Всего система «Антисон» использует больше десяти разных параметров оценки: положение и повороты головы, общие изменения в мимике и другие физиологические особенности. Есть ряд признаков, которые говорят об усталости и риске засыпания. Например, это изменение частоты моргания – водитель начинает моргать очень часто или наоборот слишком редко, нетипично для своего обычного рабочего состояния. Об усталости также говорит частое потирание лба и глаз, длительный взгляд в одну точку, общие изменения в мимике. Нейросети отслеживают видеопоток с камеры непрерывно, и с помощью сравнения с предыдущими данными по конкретному водителю обнаруживают отклонения от нормы. Если водитель засыпает или отвлекается от дороги, система резким звуковым сигналом предупреждает его об опасной ситуации. Таким образом «Антисон» предотвращает аварии.
Одновременно с подачей сигнала водителю устройство передает информацию об инциденте в Интеллектуальный центр обработки данных. Он включает в себя ситуационный центр с операторами и цифровую платформу для владельцев автопарков – Центр мониторинга. Задача операторов – просмотреть запись инцидента и при необходимости связаться с диспетчером автопарка компании-клиента. Важно, что «Антисон» оповещает водителя сразу в момент обнаружения опасного события — для этого устройству не нужно подтверждение человека. Операторы дополнительно валидируют события уже после срабатывания и отправки данных в Центр мониторинга.
Доступ к Центру мониторинга владелец автопарка получает через личный кабинет. В этом цифровом пространстве аккумулируется аналитика и статистика: информация по инцидентам, маршруты транспортных средств, геозоны, в которых они перемещаются, видеозаписи с камеры устройства и дополнительных камер, если они установлены, и многое другое.
Цифровые экосистемы на автопарках и их возможности
Цифровизация входит в число приоритетных направлений государственной политики и развития бизнеса, и этот тренд будет усиливаться. В части транспортной безопасности это означает, что отрасль продолжит идти по пути создания цифровых экосистем внутри автопарка и каждого транспортного средства. Системы мониторинга усталости водителей являются одной из важных составляющих таких экосистем. Ниже рассмотрим эффект от внедрения некоторых элементов цифровой экосистемы на автопарке компании.
Эффект от внедрения технических средств мониторинга усталости водителей (на примере системы «Антисон») на автопарке компании*:
— снижение аварийности по вине собственных и нанятых водителей: от 20% до 48%;
— снижение ДТП по причине усталости водителя (засыпание): от 85% до 98%;
— снижение числа ДТП с тяжелыми и средними по тяжести последствиями: от 85% до 98%;
— снижение затрат на ремонт (страховые выплаты по ДТП с незначительным ущербом): от 30% до 45%;
*по данным аналитической службы группы компаний КСОР «Антисон», по итогам первого года работы системы мониторинга состояния водителей на автопарке
Эффект от внедрения интеллектуального видеонаблюдения/видеоаналитики и интеграции с ERP- и CRM-системами
— сокращение числа случаев хищения грузов (с помощью видеофиксации при погрузке и разгрузке): установка дополнительных камер по внешнему и внутреннему контуру транспортного средства, интеграция с установленными датчиками (открытие дверей и т.д.), создание алгоритма взаимодействия различных систем с системами видеонаблюдения на транспортном средстве, фиксация геозон погрузки и разгрузки и дополнительный видеоконтроль работ при входе в эти зоны;
— сокращение числа случаев хищения топлива: создание алгоритма взаимодействия систем контроля уровня топлива с системами видеонаблюдения на транспортном средстве, фиксация геозон АЗС и дополнительный видеоконтроль работ при входе в эти зоны;
Дополнительный возможный функционал цифровой экосистемы на транспортном средстве:
— индивидуальный рейтинг водителя с его идентификацией;
— идентификация водителя транспортного средства через путевой лист;
— контроль эксплуатации транспортного средства, несанкционированная эксплуатация (при глушении и/или отключении сигнала ГЛОНАСС/GPS возможна видеозапись события);
— автоматический контроль пробега и моточасов транспортного средства;
— снижение затрат по КАСКО;
— создание системы учета рабочего времени водителя и перевозки/забора грузов;
— дополнительные опции — в зависимости от специфики транспорта и автопарка.
В настоящий момент структуру эффективной системы обеспечения транспортной безопасности можно описать следующим образом: системы интеллектуального видеонаблюдения (камеры внутри салона, ADAS и т.д.) + системы мониторинга состояния водителя + дополнительные датчики (топливо, скорость и т.д.) + интеграция с ERP- и CRM-системами компании. Такой комплексный подход позволяет получать максимум объективной информации о работе и движении транспортного средства, состоянии различных систем и состоянии водителя. Результат реализации комплексного подхода — выход на новый уровень обеспечения транспортной безопасности на автопарке компании.