/ /

Как менялось законодательство по транспортной безопасности в 2023 году

Как менялось законодательство по транспортной безопасности в 2023 году

30 января 2024, 22:54    854

Александр Иванов

Александр Иванов

Начальник отдела обеспечения безопасности объектов ООО «Автодор-Платные Дороги»

Изменения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности течение 2023 года затронули Федеральный закон ФЗ-16 от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности», а также ряд подзаконных актов, обеспечивающих его реализацию. Целью корректировок является конкретизация нормативных правовых требований, их адаптация к современным условиям, а также исключение избыточных требований в вышеуказанной сфере. Вместе с тем представители транспортного сообщества обращают внимание на элементы государственной монополии рынка услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. По их мнению, данное обстоятельство негативно скажется на конкурентности и в целом приведет к снижению качества оказываемых услуг.  

На фоне остальных федеральных законов выделяется ФЗ-387 от 24 июля 2023 года «О внесении изменений в Федеральный закон о транспортной безопасности», проект которого был внесен правительством РФ и принят Государственной думой в первом чтении еще 20 апреля 2022 года. Однако комитету по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы потребовалось более года, чтобы доработать этот законопроект и окончательно принять его в третьем чтении.

Главные положения принятого федерального закона:

  • фактический запрет аккредитованным подразделениям транспортной безопасности (ПТБ) защищать от актов незаконного вмешательства объекты транспортной инфраструктуры, подлежащие охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, являющимися подразделениями транспортной безопасности;
  • замена подготовки и аттестации в качестве сил обеспечения транспортной безопасности для персонала (членов экипажей) определенных транспортных средств различных видов транспорта на проведение инструктажей и проверку знаний, умений в области обеспечения транспортной безопасности;
  • возможность действия сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам в отношении каждой единицы технического средства в течение всего срока его службы, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кто должен защищать объект транспортной инфраструктуры

С 1 сентября 2023 года вступило в силу положение, определяющее, что защита объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, от актов незаконного вмешательства предусматривает защиту таких объектов от противоправных посягательств и осуществляется указанными подразделениями, являющимися подразделениями транспортной безопасности.

В большей части это затрагивает объекты транспортной инфраструктуры, входящие в Перечень охраняемых объектов подразделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», утвержденный приказом Минтранса России от 3 августа 2016 года № 222.

Фактически вышеуказанная норма означает негласный запрет аккредитованным ПТБ защищать от актов незаконного вмешательства объекты транспортной инфраструктуры, входящие в вышеназванный перечень, предоставляя исключительное право защиты таких объектов ФГУП «УВО Минтранса России», являющегося подразделением транспортной безопасности в силу закона.  

Подготовку и аттестацию заменят на инструктаж и проверку знаний
Сейчас субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) вынуждены организовывать процедуру аттестации для членов экипажей транспортных средств, включая водителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта, машинистов и помощников машинистов пригородного железнодорожного сообщения. Применение к ним в полном объеме подготовки сил обеспечения транспортной безопасности с последующей аттестацией, по мнению представителей транспортного сообщества, избыточно и несет значительную неоправданную финансовую нагрузку.

С 1 сентября 2024 года обязательная аттестация персонала, членов экипажей транспортных средств, за исключением отдельных категорий, заменяется на инструктаж и проверку знаний, умений в области обеспечения транспортной безопасности.

В настоящее время Минтранс России в развитие ФЗ-387 от 24 июля 2023 года разработал проект приказа «Об утверждении Порядка и формы проведения инструктажа и проверки знаний в области обеспечения транспортной безопасности лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве, в отношении персонала (экипажа) транспортных средств автомобильного, городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, осуществляющих железнодорожные перевозки в пригородном сообщении, который отнесен субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком к персоналу субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика, непосредственно связанному с обеспечением транспортной безопасности». Проект ведомственного приказа размещен на федеральном портале нормативных правовых актов.

Сертификацию ТСОТБ продлят на срок службы каждого технического средства

Согласно ФЗ-387 от 24 июля 2023 года, с 1 сентября 2024 года вступит в силу положение, согласно которому сертификат соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам в отношении каждой единицы технического средства будет действовать в течение всего срока его службы, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это означает, что срок действия сертификата соответствия технического средства, выданного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», приравняли к сроку эксплуатации технического средства в соответствии с его техпаспортом.

Таким образом, данное изменение продлит возможность использования на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве) сертифицированного оборудования, избавив субъект от проведения мероприятий по продлению срока действия сертификата соответствия или замены техсредства, пригодного к эксплуатации, но с истекшим сроком сертификата соответствия.

Соответственно, перевозчики должны были сертифицировать технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 ФЗ-16 «О транспортной безопасности» (то есть до вступления в силу постановления Правительства РФ № 969), до конца 2023 года.

Важные изменения в подзаконных актах:

  • новый порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2023 года № 905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», вступивший в силу с 1 сентября 2023 года сроком на 6 лет. При этом постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 года № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» признано утратившим силу;
  • новый порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, утвержденный приказом Министерства транспорта РФ от 15 мая 2023 года № 170 «Об установлении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним», вступивший в силу с 1 сентября 2023 года сроком на 6 лет. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 апреля 2015 года № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» признан утратившим силу.

Принятый порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности содержит ряд новых положений:

  • возможность подачи заявления и документов с целью аттестации в орган аттестации в электронной форме с использованием Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
  • возможность самостоятельной подачи физическим лицом заявления и документов в орган аттестации с целью аттестации;
  • возможность проведения аттестации в дистанционном режиме при наличии технических условий, за исключением отдельных категорий аттестуемых лиц;
  • замена бланка свидетельства об аттестации на выписку из реестра аттестованных лиц;
  • увеличение сроков процедуры аттестации с момента подачи документов до внесения записи в реестр;
  • возможность продления аттестации.

Новый порядок аккредитации

Вступивший в силу с 1 сентября 2023 года порядок аккредитации юридических лиц в качестве ПТБ (Приказ Минтранса России от 15.05.2023 № 170) обновил критерии для возможности соискания (продления) аккредитации, определив необходимое количество работников ПТБ, аттестованных по отдельным категориям сил обеспечения транспортной безопасности, а также условие установления трудовых отношений с работниками (основное место работы).

Кроме того, порядком установлено требование о необходимости наличия в штатном расписании юридического лица подразделения для координации действий и подразделения для реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства.

Ранее действующий порядок аккредитации не содержал четких критериев в части необходимого количества работников и категорий, по которым они должны быть аттестованы. Из-за этого федеральные агентства по видам транспорта издавали отдельные методические рекомендации для соискателей аккредитации, что способствовало возникновению спорных ситуаций.

Таким образом, конкретизировав в нормативном правовом акте количество работников, аттестованных по отдельным категориям сил обеспечения транспортной безопасности, регулятор усовершенствовал подход к возможности аккредитации (продлении аккредитации) юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности. 

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2562 s
queries: 72 (0.0079 s)
memory: 2 048 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.