/ /

К вопросам профессиональной подготовки пожарных и спасателей служб ПАСОП в аэропортах

К вопросам профессиональной подготовки пожарных и спасателей служб ПАСОП в аэропортах

18 апреля 2019, 17:32    717

Александр Бочкарев Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Александр Бочкарев

Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации

Подготовка пожарных и спасателей служб ПАСОП в аэропортах непрерывно совершенствуется. Это связано с совершенствованием технологических процессов по обеспечению безопасности международных авиаперевозок, повышением требований к этой категории специалистов, а также вводом в действие новых федеральных авиационных правил и международных стандартов. Например, в настоящее время создаются новые федеральные авиационные правила (далее  ФАП)  «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов на аэродромах гражданской авиации». 

В документе будут приведены уточненные требования,  изложенные в главе 14, части 1 Руководства по аэропортовым службам ИКАО.  Впервые будет введено обязательное требование о прохождении пожарными-спасателями в аэропортах ежегодной «огневой» подготовки в реальной обстановке (соответствующей обеспечиваемой на аэродроме категории УТПЗ)  в соответствии с п. 9.2.42 Приложения 14 ИКАО.

Новые ФАП заменят положения устаревшего документа — «Программы обучения младшего начальствующего и рядового состава военизированной охраны гражданской авиации» (утв. заместителем Министра МГА СССР 16.11.1976).Следует отметить, что в Руководстве ICAO нашли отражение современные достижения в области тактики и технологий осуществления аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, пересмотрены многие нормативы и технические параметры.

Так, время развертывания первого прибывшего пожарного аварийно-спасательного аэродромного автомобиля рекомендовано сократить с 3-х до 2-х минут, а заключительного автомобиля- с 4-х до 3-х минут! На тушение возгорания ВС должно быть затрачено 2-3 минуты.  А это, в свою очередь, требует изменения порядка начальной подготовки пожарных-спасателей на аэродромах ГА и оснащения СПАСОП соответствующей высокоскоростной (100-105 км/час) и мощной (80 км/час за 25 и 40 секунд, соответственно) техникой на современном шасси, с большой грузоподъемностью и высокопроизводительным подающим насосным оборудованием и производительной арматурой для получения пены.

Руководством ICAO предусмотрено также применение современных огнетушащих веществ (пленкообразующие пенообразователи и огнетушащие порошки), изменились и нормативы их количественных запасов.  

Поэтому, как показывает проведенный анализ международных стандартов, новых документов ИКАО, а также изучение практической работы СПАСОП в аэропортах, в настоящее время нуждается в серьезном обновлении и совершенствовании начальная подготовка спасателей-пожарных на аэродромах.

На протяжении многих лет, с момента когда были введены в действие Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92) и  Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91) в рассматриваемой сфере практически ничего не изменилось.

В настоящее время программа начальной подготовки в АУЦ пожарных-спасателей, предназначенная для сотрудников, вновь принятых на работу в службу ПАСОП, не имеющих образования в области пожарной безопасности включает 1,5 месячное обучение. Это первый этап подготовки. Для данной категории сотрудников, прохождение этой программы дает им новую профессию с выдачей сертификата и права работать в области обеспечения пожарной безопасности на аэродромах.

Второй этап – это стажировка на рабочем месте и подготовка к первичной аттестация. При этом начальная программа подготовки пожарных-спасателей  используется в качестве базовой для подготовки их при прохождении первичной аттестации в ЦАК Росавиации и ее региональных структурах.

Согласно действующему положению граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей. Периодическая аттестация пожарных-спасателей СПАСОП проводится 1 раз в 3 года. Первичная аттестация работников проводится в обязательном порядке  и успешно ее прошедшие получают свидетельство с отметкой о прохождении аттестации.

Для прохождения стажировки на рабочем месте руководитель структурного подразделения СПАСОП, в первый рабочий день работника, назначает ему наставника и, совместно с ним, в течение первых пяти рабочих дней разрабатывает индивидуальный план адаптации работника на основании утвержденной, в установленном порядке, программы подготовки.

Наставник знакомит нового работника с индивидуальным планом адаптации. Стажировка проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и практических навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности.

В случае необходимости проведения стажировки наставником разрабатывается и утверждается у руководителя структурного подразделения стажировочный лист, в котором указываются продолжительность и программа стажировки, а так же фиксируются прохождение и окончание стажировки. Продолжительность, программа стажировки и форма стажировочного листа определяются программой начальной подготовки.

После  окончания стажировки работника проводится процедура подтверждения усвоения им знаний, с последующим оформлением документа (протокола), подтверждающего проведение проверки знаний.

Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом или распоряжением руководителя СПАСОП, если иное не предусмотрено требованиями федеральных, отраслевых и локальных нормативных документов, после успешного прохождения стажировки, аттестации и проверки знаний. Действие допуска к самостоятельной работе сохраняется до срока очередной проверки и может быть прервано решением Генерального директора, заместителя Генерального директора по направлению деятельности, руководителя структурного подразделения или органов государственного надзора при нарушении этими работниками норм и правил, которые должны соблюдаться согласно служебным обязанностям.

По окончании практической стажировки работника и успешного прохождения обучения в АУЦ, последующей аттестации и проверки знаний, руководитель структурного подразделения  СПАСОП знакомит работника с приказом или распоряжением о допуске к самостоятельному выполнению работ под роспись.

Допускается оформление допуска к самостоятельной работе нескольких работников одного структурного подразделения одним приказом или распоряжением руководителя СПАСОП. Стажировочный лист, сертификат, свидетельство об аттестации, результаты проверки знаний (протоколы), иные подтверждающие подготовку документы,  и распоряжение руководителя СПАСОП о допуске работника к самостоятельному выполнению работ хранятся в порядке, установленном в аэропорту.

При прохождении стажировки на рабочем месте все пожарные-спасатели должны проходить обязательную «огневую подготовку» и практические тренировки по оперативному проникновению в салоны различных типов воздушных судов, то есть те, которые принимает аэропорт. При этом рекомендуемое время спасания авиапассажиров после начала возгорания (пожара) на борту ВС не должно превышать 2 минуты.

Превышение этого времени грозит гибелью авиапассажиров в салоне ВС. Это связано с тем, что салон самолета – это замкнутое, ограниченное пространство и через две минуты после пожара дышать в нем будет нечем, и кроме всего прочего на борту ВС всегда имеется топливо. Поэтому пожарные–спасатели СПАСОП должны обладать еще ичеткими практическими навыками, полученными в ходе тренировок, по оперативному тушению возгораний на ВС различных характера, как внутри салона, так и снаружи самолета.

Только самая тщательная, кропотливая подготовка спасателей-пожарных СПАСОП, учитывающая  современные требования  в аэропортах ГАк обслуживанию самолетов и авиапассажиров позволит предотвратить возможные трагедии, и  в экстренной ситуации на борту ВС спасти жизни людей и дорогостоящую технику.

 


Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Yandex.Дзен

    Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
    в Яндекс.Дзен

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

    total time: 4,9884 s
    queries: 304 (2,7445 s)
    memory: 4 096 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.