Александр Бочкарев
Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации
Подготовка пожарных и спасателей служб ПАСОП в аэропортах непрерывно совершенствуется. Это связано с совершенствованием технологических процессов по обеспечению безопасности международных авиаперевозок, повышением требований к этой категории специалистов, а также вводом в действие новых федеральных авиационных правил и международных стандартов. Например, в настоящее время создаются новые федеральные авиационные правила (далее ФАП) «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов на аэродромах гражданской авиации».
В документе будут приведены уточненные требования, изложенные в главе 14, части 1 Руководства по аэропортовым службам ИКАО. Впервые будет введено обязательное требование о прохождении пожарными-спасателями в аэропортах ежегодной «огневой» подготовки в реальной обстановке (соответствующей обеспечиваемой на аэродроме категории УТПЗ) в соответствии с п. 9.2.42 Приложения 14 ИКАО.
Новые ФАП заменят положения устаревшего документа — «Программы обучения младшего начальствующего и рядового состава военизированной охраны гражданской авиации» (утв. заместителем Министра МГА СССР 16.11.1976).Следует отметить, что в Руководстве ICAO нашли отражение современные достижения в области тактики и технологий осуществления аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, пересмотрены многие нормативы и технические параметры.
Так, время развертывания первого прибывшего пожарного аварийно-спасательного аэродромного автомобиля рекомендовано сократить с 3-х до 2-х минут, а заключительного автомобиля- с 4-х до 3-х минут! На тушение возгорания ВС должно быть затрачено 2-3 минуты. А это, в свою очередь, требует изменения порядка начальной подготовки пожарных-спасателей на аэродромах ГА и оснащения СПАСОП соответствующей высокоскоростной (100-105 км/час) и мощной (80 км/час за 25 и 40 секунд, соответственно) техникой на современном шасси, с большой грузоподъемностью и высокопроизводительным подающим насосным оборудованием и производительной арматурой для получения пены.
Руководством ICAO предусмотрено также применение современных огнетушащих веществ (пленкообразующие пенообразователи и огнетушащие порошки), изменились и нормативы их количественных запасов.
Поэтому, как показывает проведенный анализ международных стандартов, новых документов ИКАО, а также изучение практической работы СПАСОП в аэропортах, в настоящее время нуждается в серьезном обновлении и совершенствовании начальная подготовка спасателей-пожарных на аэродромах.
На протяжении многих лет, с момента когда были введены в действие Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92) и Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91) в рассматриваемой сфере практически ничего не изменилось.
В настоящее время программа начальной подготовки в АУЦ пожарных-спасателей, предназначенная для сотрудников, вновь принятых на работу в службу ПАСОП, не имеющих образования в области пожарной безопасности включает 1,5 месячное обучение. Это первый этап подготовки. Для данной категории сотрудников, прохождение этой программы дает им новую профессию с выдачей сертификата и права работать в области обеспечения пожарной безопасности на аэродромах.
Второй этап – это стажировка на рабочем месте и подготовка к первичной аттестация. При этом начальная программа подготовки пожарных-спасателей используется в качестве базовой для подготовки их при прохождении первичной аттестации в ЦАК Росавиации и ее региональных структурах.
Согласно действующему положению граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей. Периодическая аттестация пожарных-спасателей СПАСОП проводится 1 раз в 3 года. Первичная аттестация работников проводится в обязательном порядке и успешно ее прошедшие получают свидетельство с отметкой о прохождении аттестации.
Для прохождения стажировки на рабочем месте руководитель структурного подразделения СПАСОП, в первый рабочий день работника, назначает ему наставника и, совместно с ним, в течение первых пяти рабочих дней разрабатывает индивидуальный план адаптации работника на основании утвержденной, в установленном порядке, программы подготовки.
Наставник знакомит нового работника с индивидуальным планом адаптации. Стажировка проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и практических навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности.
В случае необходимости проведения стажировки наставником разрабатывается и утверждается у руководителя структурного подразделения стажировочный лист, в котором указываются продолжительность и программа стажировки, а так же фиксируются прохождение и окончание стажировки. Продолжительность, программа стажировки и форма стажировочного листа определяются программой начальной подготовки.
После окончания стажировки работника проводится процедура подтверждения усвоения им знаний, с последующим оформлением документа (протокола), подтверждающего проведение проверки знаний.
Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом или распоряжением руководителя СПАСОП, если иное не предусмотрено требованиями федеральных, отраслевых и локальных нормативных документов, после успешного прохождения стажировки, аттестации и проверки знаний. Действие допуска к самостоятельной работе сохраняется до срока очередной проверки и может быть прервано решением Генерального директора, заместителя Генерального директора по направлению деятельности, руководителя структурного подразделения или органов государственного надзора при нарушении этими работниками норм и правил, которые должны соблюдаться согласно служебным обязанностям.
По окончании практической стажировки работника и успешного прохождения обучения в АУЦ, последующей аттестации и проверки знаний, руководитель структурного подразделения СПАСОП знакомит работника с приказом или распоряжением о допуске к самостоятельному выполнению работ под роспись.
Допускается оформление допуска к самостоятельной работе нескольких работников одного структурного подразделения одним приказом или распоряжением руководителя СПАСОП. Стажировочный лист, сертификат, свидетельство об аттестации, результаты проверки знаний (протоколы), иные подтверждающие подготовку документы, и распоряжение руководителя СПАСОП о допуске работника к самостоятельному выполнению работ хранятся в порядке, установленном в аэропорту.
При прохождении стажировки на рабочем месте все пожарные-спасатели должны проходить обязательную «огневую подготовку» и практические тренировки по оперативному проникновению в салоны различных типов воздушных судов, то есть те, которые принимает аэропорт. При этом рекомендуемое время спасания авиапассажиров после начала возгорания (пожара) на борту ВС не должно превышать 2 минуты.
Превышение этого времени грозит гибелью авиапассажиров в салоне ВС. Это связано с тем, что салон самолета – это замкнутое, ограниченное пространство и через две минуты после пожара дышать в нем будет нечем, и кроме всего прочего на борту ВС всегда имеется топливо. Поэтому пожарные–спасатели СПАСОП должны обладать еще ичеткими практическими навыками, полученными в ходе тренировок, по оперативному тушению возгораний на ВС различных характера, как внутри салона, так и снаружи самолета.
Только самая тщательная, кропотливая подготовка спасателей-пожарных СПАСОП, учитывающая современные требования в аэропортах ГАк обслуживанию самолетов и авиапассажиров позволит предотвратить возможные трагедии, и в экстренной ситуации на борту ВС спасти жизни людей и дорогостоящую технику.