/ /

Фонд – за обновление транспортной отрасли

Фонд – за обновление транспортной отрасли

11 января 2023, 14:49    3026

Александр Благушин

Александр Благушин

Директор Фонда «Транспортная безопасность»

В 2023 году Фонд «Транспортная безопасность» представит на обсуждение отрасли предложения по обновлению методик и подходов к реализации требований транспортного законодательства. Предпосылок для такой реформы накопилось предостаточно. Особенно много споров вызывает обязательная сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности – ее механизм до сих пор не усвоен представителями транспортного сообщества. Ситуация недопонимания между производителями и заказчиками может стать критичной для безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Необходимы перемены.

Cформировать правильный подход к безопасности

Очевидной проблемой для квалифицированных специалистов в области обеспечения транспортной безопасности является несоответствие реальной модели угроз требованиям законодательства.

Обеспечение транспортной безопасности превратилось в коммерческий рынок услуг, первостепенной целью которого стало извлечение прибыли – от подготовки сил до оснащения объектов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Что предложит Фонд «Транспортная безопасность»

Необходимо пересмотреть и актуализировать виды и типы угроз, на оценке вероятности которых формируются планы обеспечения транспортной безопасности. Вместо «борьбы с ветряными мельницами» необходимо исходить из реальной статистики произошедших актов незаконного вмешательства, их моделирования и разработки методик предупреждения и реагирования. Необходимо отказаться от практики, когда инициаторами требований выступают лоббисты из ассоциаций, общественных советов и прочих структур, подконтрольных бизнесу.

В основу требований к оснащенности объектов должен лечь реальный опыт субъектов транспортной инфраструктуры – статистика по видам инцидентов, на основе данных субъектов. Фонд намерен обеспечить совместно с Ространснадзором координацию работы по учету и анализу таких данных с последующей разработкой обновленных методик по оценке уязвимостей на объектах транспортной инфраструктуры.

Сертификация систем безопасности на объектах неизбежна или номинальна?

Острой остается коллизия вокруг Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. №969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

Среди субъектов транспортной безопасности существует мнение, что расходы на сертификацию установленного и необходимого для закупки нового оборудования несопоставимы со штрафами. Приостановления деятельности из-за несертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности, по сути, еще и не было, а постоянно пролонгируемый мораторий создает иллюзию отмены постановления и перенос сертификации «до лучших времен». 

Расходы на сертификацию растут из-за неправильных подходов на этапе подготовки заявок. При этом при закупке технических средств обеспечения транспортной безопасности уже принято требовать наличие сертификата. В каких случаях это необходимо и обоснованно?

Что предложит Фонд «Транспортная безопасность»

Фонд уже сейчас берет на себя оказание поддержки по всем направлениям, связанным с обеспечением транспортной безопасности и поиску технологических решений. Только за половину 2022 года эксперты фонда обеспечили проведение сертификации оборудования для трех производителей и двух систем, установленных на объектах транспортной инфраструктуры, сократив планируемый бюджет на сертификацию в три раза. По ряду объектов было оказано сопровождение закупочных процедур, что позволило приобрести оборудование по ценам ниже дилерской стоимости. 

Изначально целью сертификации является определение минимально необходимых функциональных требований к техническим средствам и системам обеспечения транспортной безопасности.Поэтому требование обязательной сертификации по 1-3-й схемам обосновано только в одном случае – если техническое средство обеспечения транспортной безопасности может работать автономно вне системы, например интроскоп, газоанализатор, металлодетектор. Системы видеонаблюдения, оповещения, контроля и управления доступом, сигнализации подлежат сертификации по 4-й схеме в любом случае, потому что ни у одного из производителей в сертификате не могут быть учтены все элементы, необходимые для работы системы, и, как следствие, не подтверждена работоспособность в соответствии с требованиями к функциональным свойствам.

В этом случае решать должен непосредственно сам субъект, есть ли смысл переплачивать дополнительно за наличие сертификата на элемент системы или составить корректную конкурсную документацию на закупку оборудования.

В целом сама сертификация останется номинальной до тех пор, пока не будет осуществляться приостановление деятельности субъектов транспортной инфраструктуры или штрафы не будут сопоставимы с бюджетом на оснащение. Станет ли это делать государство, парализуя транспортное сообщение? Это повод для отдельной дискуссии, ее организация – среди задач фонда на 2023 год.

Вопросы подготовки кадров

Процедура подготовки кадров является еще одним «узким местом» в обеспечении транспортной безопасности. На фоне появления Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» ключевым показателем деятельности учебных центров стал сам факт выдачи свидетельства о прохождения курса. Центры используют типовые программы обучения, не всегда располагают досмотровым оборудованием для практического обучения, а информация в пособиях не обновляется годами.

Низкий порог входа и минимальные требования к помещениям привели к необоснованному росту выданных свидетельств об аккредитации таких учебных центров. Аудит их деятельности никем не ведется. Процедура обучения зачастую носит формальный характер.

Процедура подготовки комплекта документов к аттестации специалистов также вызывает нарекания. Помимо формального прохождения процедуры медицинского освидетельствования, можно назвать неутвержденные формы справок, которые в последующем не принимаются федеральными органами исполнительной власти.

При проведении аттестации результаты тестирования по разработанным методикам редко учитываются психологами (если они вообще есть в аттестационных центрах) и аттестуемые сразу переходят к проверке знаний, умений и навыков. Процедура напоминает сдачу ЕГЭ в самом негативном понимании – программы обучения в центрах могут попросту не совпадать с экзаменационными вопросами, которые утверждены транспортными агентствами. У соискателя появляется выбор – дополнительная подготовка к аттестации или поиск аттестационного центра, который будет гарантировать результат. Последних становится все больше ввиду нечетких требований к качеству образовательных услуг учебных центров и полного отсутствия контроля за их соблюдением. Роль учебных центров в профессиональной подготовке кадров для транспортной безопасности сегодня все чаще сводится к ценовому демпингу и продаже итогового результата – аттестата. В результате в отрасль приходят работники с минимальными знаниями и практическими навыками.

К проблемным аспектам работы системы аттестации втекущей реальности добавился еще один. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 г. №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»Росавтодор продлил на 12 месяцев действие свидетельств (в том числе – об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности), срок которых истекал в период с 14 марта 2022 по 31 декабря 2022 ода. Отсрочка действовала для лиц, призванных в рамках мобилизации для участия в СВО. Насколько человека, вернувшегося из зоны боевых действий, без проведения дополнительных обследований, можно допускать до охраны объекта транспортной инфраструктуры? Ответ очевиден.

Что предложит Фонд «Транспортная безопасность»?

Основная задача, стоящая перед фондом, – предоставление качественного, непрерывного и доступного обучения сил обеспечения транспортной безопасности.

Отрасли будет предложена централизованная база знаний – в виде мобильного приложения, в котором будут размещены лекции по теоретической и практической подготовке сил обеспечения транспортной безопасности, актуальные изменения в законодательстве с разделениями по категориям, с подробным разбором и комментариями.

В системе аттестации учебных центров будут предложены изменения, направленные на ужесточение требований к их оснащенности и качеству предлагаемых учебных программ. Возможно, речь пойдет об отраслевом стандарте на тему учебных центров транспортной безопасности. В соответствии с обновленными требованиями фонд запустит создание собственного учебного и аттестационного центра подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

Новые ответы на вызовы времени

Текущая ситуация обнажила несовершенство подходов к оснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения безопасности. Итог –сомнительное состояние защищенности транспортного комплекса с точки зрения актуальных угроз и рисков. Тем не менее именно в нынешних обстоятельствах построение эффективной системы предотвращения актов незаконного вмешательства критично для будущего не только транспортной отрасли, но и безопасности государства в целом.

Что предложит Фонд «Транспортная безопасность»

В 2023 году Фонд «Транспортная безопасность» создаст корпоративную структуру. В нее войдут компании, учрежденные фондом и охватывающие полный спектр услуг, связанных с обеспечением транспортной безопасности, от сертификации технических средств до подготовки квалифицированных кадров и составления планов обеспечения транспортной безопасности. Цель – снижение финансовой нагрузки на субъекты транспортной инфраструктуры.

В соответствии с рекомендациями федеральных органов исполнительной власти будет пересмотрена концепция проведения профильных мероприятий, обязательным станет механизм внесения по их итогам изменений в нормативно-правовые акты.

Внедрение новых методов, согласно планам работы фонда, должно обеспечить перезагрузку всей сферы обеспечения транспортной безопасности – на смену коммерческим приоритетам в транспортную отрасль должна прийти идеология содействия государству в предупреждении угрозы терроризма.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2439 s
queries: 237 (0.0155 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.