В 2023 году Фонд «Транспортная безопасность» представит на обсуждение отрасли предложения по обновлению методик и подходов к реализации требований транспортного законодательства. Предпосылок для такой реформы накопилось предостаточно. Особенно много споров вызывает обязательная сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности – ее механизм до сих пор не усвоен представителями транспортного сообщества. Ситуация недопонимания между производителями и заказчиками может стать критичной для безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Необходимы перемены.
Cформировать правильный подход к безопасности
Очевидной проблемой для квалифицированных специалистов в области обеспечения транспортной безопасности является несоответствие реальной модели угроз требованиям законодательства.
Обеспечение транспортной безопасности превратилось в коммерческий рынок услуг, первостепенной целью которого стало извлечение прибыли – от подготовки сил до оснащения объектов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Что предложит Фонд «Транспортная безопасность»
Необходимо пересмотреть и актуализировать виды и типы угроз, на оценке вероятности которых формируются планы обеспечения транспортной безопасности. Вместо «борьбы с ветряными мельницами» необходимо исходить из реальной статистики произошедших актов незаконного вмешательства, их моделирования и разработки методик предупреждения и реагирования. Необходимо отказаться от практики, когда инициаторами требований выступают лоббисты из ассоциаций, общественных советов и прочих структур, подконтрольных бизнесу.
В основу требований к оснащенности объектов должен лечь реальный опыт субъектов транспортной инфраструктуры – статистика по видам инцидентов, на основе данных субъектов. Фонд намерен обеспечить совместно с Ространснадзором координацию работы по учету и анализу таких данных с последующей разработкой обновленных методик по оценке уязвимостей на объектах транспортной инфраструктуры.
Сертификация систем безопасности на объектах – неизбежна или номинальна?
Острой остается коллизия вокруг Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. №969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».
Среди субъектов транспортной безопасности существует мнение, что расходы на сертификацию установленного и необходимого для закупки нового оборудования несопоставимы со штрафами. Приостановления деятельности из-за несертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности, по сути, еще и не было, а постоянно пролонгируемый мораторий создает иллюзию отмены постановления и перенос сертификации «до лучших времен».
Расходы на сертификацию растут из-за неправильных подходов на этапе подготовки заявок. При этом при закупке технических средств обеспечения транспортной безопасности уже принято требовать наличие сертификата. В каких случаях это необходимо и обоснованно?
Что предложит Фонд «Транспортная безопасность»
Фонд уже сейчас берет на себя оказание поддержки по всем направлениям, связанным с обеспечением транспортной безопасности и поиску технологических решений. Только за половину 2022 года эксперты фонда обеспечили проведение сертификации оборудования для трех производителей и двух систем, установленных на объектах транспортной инфраструктуры, сократив планируемый бюджет на сертификацию в три раза. По ряду объектов было оказано сопровождение закупочных процедур, что позволило приобрести оборудование по ценам ниже дилерской стоимости.
Изначально целью сертификации является определение минимально необходимых функциональных требований к техническим средствам и системам обеспечения транспортной безопасности.Поэтому требование обязательной сертификации по 1-3-й схемам обосновано только в одном случае – если техническое средство обеспечения транспортной безопасности может работать автономно вне системы, например интроскоп, газоанализатор, металлодетектор. Системы видеонаблюдения, оповещения, контроля и управления доступом, сигнализации подлежат сертификации по 4-й схеме в любом случае, потому что ни у одного из производителей в сертификате не могут быть учтены все элементы, необходимые для работы системы, и, как следствие, не подтверждена работоспособность в соответствии с требованиями к функциональным свойствам.
В этом случае решать должен непосредственно сам субъект, есть ли смысл переплачивать дополнительно за наличие сертификата на элемент системы или составить корректную конкурсную документацию на закупку оборудования.
В целом сама сертификация останется номинальной до тех пор, пока не будет осуществляться приостановление деятельности субъектов транспортной инфраструктуры или штрафы не будут сопоставимы с бюджетом на оснащение. Станет ли это делать государство, парализуя транспортное сообщение? Это повод для отдельной дискуссии, ее организация – среди задач фонда на 2023 год.
Вопросы подготовки кадров
Процедура подготовки кадров является еще одним «узким местом» в обеспечении транспортной безопасности. На фоне появления Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» ключевым показателем деятельности учебных центров стал сам факт выдачи свидетельства о прохождения курса. Центры используют типовые программы обучения, не всегда располагают досмотровым оборудованием для практического обучения, а информация в пособиях не обновляется годами.
Низкий порог входа и минимальные требования к помещениям привели к необоснованному росту выданных свидетельств об аккредитации таких учебных центров. Аудит их деятельности никем не ведется. Процедура обучения зачастую носит формальный характер.
Процедура подготовки комплекта документов к аттестации специалистов также вызывает нарекания. Помимо формального прохождения процедуры медицинского освидетельствования, можно назвать неутвержденные формы справок, которые в последующем не принимаются федеральными органами исполнительной власти.
При проведении аттестации результаты тестирования по разработанным методикам редко учитываются психологами (если они вообще есть в аттестационных центрах) и аттестуемые сразу переходят к проверке знаний, умений и навыков. Процедура напоминает сдачу ЕГЭ в самом негативном понимании – программы обучения в центрах могут попросту не совпадать с экзаменационными вопросами, которые утверждены транспортными агентствами. У соискателя появляется выбор – дополнительная подготовка к аттестации или поиск аттестационного центра, который будет гарантировать результат. Последних становится все больше ввиду нечетких требований к качеству образовательных услуг учебных центров и полного отсутствия контроля за их соблюдением. Роль учебных центров в профессиональной подготовке кадров для транспортной безопасности сегодня все чаще сводится к ценовому демпингу и продаже итогового результата – аттестата. В результате в отрасль приходят работники с минимальными знаниями и практическими навыками.
К проблемным аспектам работы системы аттестации втекущей реальности добавился еще один. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 г. №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»Росавтодор продлил на 12 месяцев действие свидетельств (в том числе – об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности), срок которых истекал в период с 14 марта 2022 по 31 декабря 2022 ода. Отсрочка действовала для лиц, призванных в рамках мобилизации для участия в СВО. Насколько человека, вернувшегося из зоны боевых действий, без проведения дополнительных обследований, можно допускать до охраны объекта транспортной инфраструктуры? Ответ очевиден.
Что предложит Фонд «Транспортная безопасность»?
Основная задача, стоящая перед фондом, – предоставление качественного, непрерывного и доступного обучения сил обеспечения транспортной безопасности.
Отрасли будет предложена централизованная база знаний – в виде мобильного приложения, в котором будут размещены лекции по теоретической и практической подготовке сил обеспечения транспортной безопасности, актуальные изменения в законодательстве с разделениями по категориям, с подробным разбором и комментариями.
В системе аттестации учебных центров будут предложены изменения, направленные на ужесточение требований к их оснащенности и качеству предлагаемых учебных программ. Возможно, речь пойдет об отраслевом стандарте на тему учебных центров транспортной безопасности. В соответствии с обновленными требованиями фонд запустит создание собственного учебного и аттестационного центра подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Новые ответы на вызовы времени
Текущая ситуация обнажила несовершенство подходов к оснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения безопасности. Итог –сомнительное состояние защищенности транспортного комплекса с точки зрения актуальных угроз и рисков. Тем не менее именно в нынешних обстоятельствах построение эффективной системы предотвращения актов незаконного вмешательства критично для будущего не только транспортной отрасли, но и безопасности государства в целом.
Что предложит Фонд «Транспортная безопасность»
В 2023 году Фонд «Транспортная безопасность» создаст корпоративную структуру. В нее войдут компании, учрежденные фондом и охватывающие полный спектр услуг, связанных с обеспечением транспортной безопасности, от сертификации технических средств до подготовки квалифицированных кадров и составления планов обеспечения транспортной безопасности. Цель – снижение финансовой нагрузки на субъекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с рекомендациями федеральных органов исполнительной власти будет пересмотрена концепция проведения профильных мероприятий, обязательным станет механизм внесения по их итогам изменений в нормативно-правовые акты.
Внедрение новых методов, согласно планам работы фонда, должно обеспечить перезагрузку всей сферы обеспечения транспортной безопасности – на смену коммерческим приоритетам в транспортную отрасль должна прийти идеология содействия государству в предупреждении угрозы терроризма.