ВНИИПО предлагает ужесточить нормативный подход к пожарным лифтам
Как сообщила замминистра строительства и ЖКХ Елена Сиэрра, выступая на Международном форуме высотного и уникального строительства, Минстрой и МЧС в настоящее время обсуждают возможность использования лифтов при пожарной эвакуации. «Эксперты МЧС признают, что лифты возможно использовать при эвакуации людей. Такая практика в мировом опыте существует», – отметила она.
По словам еще одного представителя министерства – начальника Центра комплексной безопасности ФГБУ «ЦНИИП Минстроя РФ» Юрия Глуховенко, использование лифтов позволяет значительно ускорить процесс эвакуации людей из высотных зданий. Так, приводит пример эксперт, эвакуация по лестнице из 100-этажного здания может занять до 3,5 часов, а при помощи лифта это время сокращается до 40 минут.
В комментарии журналу RUБЕЖ начальник сектора научно-исследовательского центра профилактики пожаров и предупреждения ЧС с пожарами ВНИИПО МЧС Борис Колчев рассказал, что данная идея «неплоха, но нужно полностью менять нормативный подход к ее реализации».
«Начиная примерно с 2009 года ТК 209 «Лифты, эскалаоры, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов» сделал очень много специфических шагов, направленных на упрощение требований к лифтам. Например, если раньше для пожарных лифтов – а именно эти лифты сохраняют свою работоспособность в условиях пожара – требования по грузоподъемности были 1000 кг, то сейчас они опущены до 630 кг, а для жилых домов в ряде случаев этот показатель снижен до 400 кг. Что такое 400 кг? Четыре взрослых человека. И сколько времени займет спасение людей из высотного здания на таком лифте? Скорее все здание полностью выгорит, чем что-то можно будет сделать», – оценил ситуацию Борис Колчев.
По его словам, так же сильно были упрощены ограничения по отделке лифтового оборудования, к которым ранее предъявлялись довольно жесткие требования, а сейчас по желанию заказчика могут использоваться деревянные декоративные элементы. «Таким образом, если базироваться на текущем нормативном положении в отношении лифтового оборудования, то лифт не только не может быть средством эвакуации, но и может сам стать источником пожара – и в этом главная проблема», – заметил собеседник журнала.
В настоящее время, рассказал Колчев, у российских производителей есть все необходимые технологии по производству и выпуску лифтов необходимого уровня безопасности, но такие устройства будут очень дорогими. «Вопрос в том, что сейчас нормы построены таким образом, что они устанавливают минимальный набор требований, который не обязывает производителя продавать такое дорогое оборудование. По сути, тут идет лоббирование интересов определенных сторон».
Борис Колчев в том числе подчеркнул, что при использовании лифтов во время пожара следует использовать понятие «самоспасение», а не «эвакуация»: «Эта подмена понятий может повлечь за собой очень серьезные последствия. Это возвращает нас к вопросу о необходимости серьезного выправления нормативной базы. И это исправление не двух-трех позиций, а полная переработка существующих документов». Один из сложных моментов, связанный с этим, заключается в том, что недавно вступил в действие технических регламент Таможенного союза о безопасности лифтов, и все исправления должны проходить не только в рамках России, но и в рамках всего ЕврАзЭС, поэтому надо подключать и Беларусь, и Казахстан, и другие страны к этой работе.
«В случае высотных зданий, как мне кажется, надо думать не о покидании зданий, а о переходе из его аварийной части в защищенную. То есть нужно проработать обустройство безопасных зон, чтобы – если пожар произошел, скажем на 50-60 этажах – у людей была возможность спуститься хотя бы на 10 этажей ниже», – считает представитель ВНИИПО.