/ /

Обзор изменений в законодательном регулировании безопасности объектов ТЭК в 2021-2022 гг.

Обзор изменений в законодательном регулировании безопасности объектов ТЭК в 2021-2022 гг.

download PDF
16 февраля 2022, 00:06    2906

Заурбек Ахметов

Заурбек Ахметов

Исполнительный директор Национальной юридической компании «Митра»

К десятилетнему «юбилею» Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21.07.2011 № 256-ФЗ (далее – Закон № 256-ФЗ) оказались приурочены ряд важных законодательных инициатив, часть из которых уже обрела статус закона, а другая их часть хоть пока и существует в виде проекта закона, но, очевидно, будет одобрена законодателем и поступит на подпись Президента уже в первом полугодии 2022 года. Рассмотрим наиболее важные из них.

Изменения в КоАП РФ

С 14.04.2021 года вступила в силу новая редакция статьи 20.30. КоАП РФ, которой введено наказание за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК для юридических лиц. Кроме того, теперь жесткость санкций поставлена в зависимость от категории опасности объекта.

Так, за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, отнесенных к объектам низкой категории опасности предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1-го года; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Те же самые нарушения, допущенные на объектах средней и высокой категории опасности, влекут штраф на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на должностных лиц — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1-го года до 3-х лет; на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Напомню, что ранее действовавшая редакция статьи 20.30. КоАП РФ, вообще не предусматривала санкций для юрлиц за такие нарушения, а размер наказания для должностных лиц и граждан не зависел от категории опасности объекта.

Изменения Закон № 256-ФЗ

Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ были внесены изменения в статью 3 и статью 6 Закона о безопасности объектов ТЭК, которые вступили в силу с 01.07.2021.

Указанными поправками законодатель уточнил, что федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется именно в отношении объектов, которым присвоена категория опасности. Законодатель таким образом отделил данный вид контрольной (надзорной) деятельности от иных видов контроля (надзора), осуществляемых уполномоченными органами исполнительной власти, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Так, в соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 2 указанного закона его положения не применяются к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

В 2022 году субъекты ТЭК ожидают существенные изменения Закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Разработанный Минэнерго России законопроект за № 1249055-7 (был принят единогласно Государственной Думой в первом чтении 25.11.2021) предполагает целый ряд нововведений.

Законопроект разграничивает применение Закона № 256-ФЗ и Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее — Закон № 16-ФЗ). Из предлагаемой редакции статьи 6 Закона № 256-ФЗ следует, что обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов ТЭК:

— осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 256-ФЗ, если объекты транспортной инфраструктуры обеспечивают функционирование объектов ТЭК;

— осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 16-ФЗ, если объекты транспортной инфраструктуры не обеспечивают функционирование объектов ТЭК.

Разработчик законопроекта в пояснительной записке указывает, что тем самым решается существующая проблема двойного правоприменения Закона № 256-ФЗ и Закона № 16-ФЗ в части обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование объектов ТЭК.

В частности, изменения касаются ситуации, когда построенные субъектами ТЭК автомобильные и железные дороги и иные объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся на территории объектов ТЭК, не являются объектами общего пользования, эксплуатируются субъектами ТЭК исключительно для собственных технологических нужд и выполнения основной производственной деятельности (добыча нефти, газа, др.). При этом не затрагиваются интересы сторонних лиц (перевозчиков), транспортные услуги на данных объектах транспортной инфраструктуры сторонним лицам не оказываются.

Законопроект вводит новую новеллу, устанавливающую право отдельных субъектов ТЭК по решению Правительства Российской Федерации учреждать «корпоративные» частные охранные организации, а также урегулировать вопрос определения субъектов охраны объектов ТЭК, которым по результатам категорирования присвоена средняя или высокая категории опасности. Законопроект предполагает, что доля субъекта ТЭК в уставном капитале «корпоративной» частной охранной организации не может быть менее 50%. Указанное положение позволит минимизировать необходимость создания непрофильных для компаний ТЭК активов.

В законопроекте обозначены следующие субъекты охраны объектов ТЭК, которым по результатам категорирования присвоена низкая, средняя или высокая категории опасности:

— объекты ТЭК высокой категории опасности вправе охранять: а) подразделения и (или) организации Росгвардии; б) ведомственные охраны, созданные субъектами топливно- энергетического комплекса, указанными в статье 91 Закона № 256-ФЗ; в) частные охранные организации, учрежденные отдельными субъектами ТЭК;

— объекты ТЭК средней категории опасности вправе охранять: а) подразделения и (или) организации Росгвардии; б) ведомственные охраны, созданные субъектами ТЭК, указанными в статье 91 Закона № 256-ФЗ; в) частные охранные организации, учрежденные отдельными субъектами ТЭК; г) частные охранные организации, соответствующие специальным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;

— объекты ТЭК низкой категории опасности вправе охранять: а) подразделения и (или) организации Росгвардии; б) ведомственные охраны, созданные субъектами топливно- энергетического комплекса, указанными в статье 91 Закона № 256-ФЗ; в) частные охранные организации, учрежденные отдельными субъектами ТЭК; г) частные охранные организации, соответствующие специальным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации; д) иные частные охранные организации.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, данная норма развивает положение части 4 статьи 9 Закона № 256-ФЗ, согласно которому определено, что привлечение тех или иных охранных подразделений (организаций) к обеспечению физической защиты объекта ТЭК находится в зависимости от категории объекта.

Статью 8 Закона № 256-ФЗ предлагается дополнить положением об установлении Правительством Российской Федерации формы, порядка составления и актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК, исключив из Закона № 256-ФЗ приложение, определяющее форму и содержание паспорта безопасности объекта ТЭК. Судя по всему, Минэнерго России тем самым совершенно справедливо желает оптимизировать процедуру принятия возможных изменений в форму и порядок составления паспорта объекта ТЭК: для этого потребуется принятие постановления правительства, а не федерального закона.

В соответствии с законопроектом статья 8 Закона № 256-ФЗ также получит новеллу, устанавливающую, что порядок проведения анализа уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса, оценки социально-экономических последствий совершения на объекте акта незаконного вмешательства при проведении категорирования объекта, оценки системы физической защиты объекта при угрозах совершения актов незаконного вмешательства утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях профилактики и предотвращения преступлений на объектах ТЭК, а также проверки лиц, привлекаемых к трудовой деятельности, непосредственно связанной с обеспечением безопасности объектов ТЭК законопроект дополняет перечень условий отказа в допуске к указанной работе лицам, предоставившим подложные документы при приеме на работу и иностранным гражданам.

Одновременно законопроектом предусмотрены корректировки смежных законов, касающихся безопасности объектов ТЭК.

Изменения, предлагаемые в части вторую — четвертую статьи 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», направлены на уточнение объектов, защиту которых обеспечивает ведомственная охрана ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть» и ПАО «НК «Роснефть», а также на уточнение организационной структуры ведомственной охраны ПАО «Транснефть».

В статью 41 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» вносятся корреспондирующие изменения в целях недопущения противоречия проектируемых положений законопроекта с указанной нормой.

Законопроектом предлагается отнести к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, деятельность по проведению анализа уязвимости объектов ТЭК, оценке социально-экономических последствий совершения на объектах террористических актов при проведении категорирования объектов, проведению оценки системы физической защиты объектов, а также деятельность по физической защите объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства.

Несмотря на ряд «технических» замечаний Комитета по энергетике Государственной думы, было отмечено, что предлагаемый правовой механизм будет способствовать повышению уровня антитеррористической защищенности объектов ТЭК и одновременно позволит отечественным компаниям ТЭК сохранить уже созданные эффективные системы безопасности, основанные на взаимодействии с частными охранными организациями, что минимизирует риски существенного роста расходов субъектов ТЭК на физическую защиту своих объектов.

Вышеуказанное позволяет сделать вывод, что после устранения упомянутых замечаний законопроект пройдет через парламентские процедуры без концептуальных правок и ляжет на стол Главы государства до завершения первого полугодия 2022 года.

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru


Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2723 s
queries: 206 (0.0214 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.