ФГУП «НАМИ» подготовило изменения в ГОСТ Р 70637, регулирующий технические требования к автомобильным алкозамкам — устройствам, блокирующим запуск двигателя при обнаружении алкоголя в выдохе водителя. Главное нововведение — обязательная передача данных только в государственную систему ЭРА-ГЛОНАСС, исключая коммерческие навигационные платформы, сообщает "Ъ".
Что меняется в стандарте
Согласно действующей редакции ГОСТ (введён в 2023 году), алкозамки:
- проверяют водителя за не более 15 секунд;
- измеряют концентрацию алкоголя в диапазоне 0–0,95 мг этанола/л выдоха;
- идентифицируют личность через биометрическую камеру;
- передают данные как в «платформу верхнего уровня», так и внешним потребителям (например, таксопаркам или ГИБДД).
Теперь ФГУП НАМИ предлагает:
- закрепить ЭРА-ГЛОНАСС как единственную «платформу верхнего уровня»;
- уточнить, что «результат проверки» — это превышение порога 0,16 мг этанола/л, установленного КоАП РФ;
- ввести единые требования к сбору и передаче данных в рамках государственной ИС.
Новые стандарты в разработке
Помимо поправок в действующий ГОСТ, НАМИ разработал два новых стандарта:
- Методы испытаний индикаторов паров этанола;
- Методы функционального тестирования блокирующих устройств.
Оба документа планируется внести на утверждение в Росстандарт в декабре 2025 года.
Потенциальные сферы применения
Хотя алкозамки пока не являются обязательными, разработчики стандарта считают их перспективными для:
- таксопарков;
- сервисов каршеринга;
- других сегментов, где сложно оценить состояние водителя при выдаче автомобиля.
В мае 2025 года в Санкт-Петербурге запущен завод по производству таких приборов, что может свидетельствовать о готовности рынка к их внедрению.
Представители таксомоторной отрасли отмечают, что существующие цифровые механизмы контроля (мгновенная реакция на жалобы пассажиров, отстранение водителей) уже обеспечивают высокий уровень безопасности. По мнению руководителя рабочей группы агрегаторов такси комитета РСПП по цифровой экономике Антона Данилова-Данильяна (РСПП), алкозамки на текущем этапе избыточны и создают финансовую нагрузку.
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников напомнил, что для профессиональных водителей уже действует обязательный предрейсовый медосмотр, включающий проверку на трезвость, что снижает актуальность дополнительных технических решений.
Правовой барьер
Как ранее заявляло МВД, массовое внедрение алкозамков возможно только после изменений в законодательстве, создания сети контрольно-сервисных центров и утверждения технических регламентов. Пока же устройства остаются инструментом добровольного использования в узких сегментах коммерческого транспорта.
Читайте также: Бюджет транспортной реформы в Екатеринбурге увеличен в 5 раз.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© freepick.com


