Новое регулирование платформенной экономики может вступить в силу с 1 октября 2026 года
© freepick.com
Комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал к принятию законопроект о платформенной экономике ко второму чтению. Одним из ключевых изменений стал перенос сроков вступления норм закона на более ранний период — с 1 марта 2027 года на 1 октября 2026 года, сообщили "Ведомости".
Сроки вступления в силу
Одним из центральных вопросов при рассмотрении законопроекта стал выбор даты вступления новых правил в силу. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов поддержал предложение ускорить внедрение регулирования до 1 октября 2026 года. По его мнению, такой срок является реалистичным и позволит обеспечить необходимую подготовку как бизнесу, так и государственным информационным системам (ГИС).
"В целом такой срок требуется для технологически нагруженных процессов, например для интеграции с государственными информационными системами. И здесь, конечно, нужна донастройка не только бизнеса, но и самих ГИСов," — отметил Соколов.
Основные положения законопроекта
Законопроект предлагает комплекс мер для регулирования деятельности цифровых платформ. Ключевые требования включают:
- Проверку информации о партнерах: платформы обязаны проверять данные о продавцах через портал «Госуслуги», реестры ИП и юридических лиц.
- Безопасность товаров: публикация карточек товаров разрешена только при наличии подтверждения безопасности, маркировки, сертификации и декларации о соответствии.
- Защита интересов продавцов: вводится обязательство операторов платформ оповещать партнеров об изменениях договора за 45 дней. Также блокировки карточек товаров или личного кабинета партнера возможны только после трехдневного уведомления с обоснованием.
- Согласие на скидки: платформы должны получать согласие продавцов на применение скидок и участие в акциях.
- Отношения с исполнителями: фиксируются критерии, позволяющие классифицировать отношения между исполнителем, заказчиком и платформой как гражданско-правовые, а не трудовые.
Обсуждение и предложения
В ходе обсуждения законопроекта были выдвинуты дополнительные предложения. В частности, Анатолий Аксаков (комитет по финансовым рынкам) предложил прописать равный доступ банков к работе с маркетплейсами, чтобы исключить навязывание услуг конкретного банка. Однако этот пункт не был включен в новую версию документа. Владимир Гутенев (комитет по промышленности) хотел установить максимальную скидку на продукты питания на уровне 10%, но позже ассоциации электронной торговли обратились к Госдуме с просьбой не ограничивать скидки, предоставленные маркетплейсами за свой счет. В результате ограничения скидок не появились в законопроекте.
Реакция бизнеса и экспертов
Несмотря на общее движение к ускоренному внедрению регулирования, некоторые организации выразили обеспокоенность. Так Андрей Шаронов из Ассоциации цифровых платформ отметил, что поправки не были обсуждены с бизнесом, что может создать проблемы при их практической реализации. Представители РАТЭК выразили недовольство отсутствием эффективного механизма борьбы с контрафактом и защиты от злоупотреблений при установлении скидок.
Wildberries подтвердила, что предыдущая редакция законопроекта была сбалансирована с точки зрения сроков вступления в силу с 2027 года. Компания указала на необходимость времени для адаптации к новым требованиям, особенно связанным с интеграцией с государственными системами контроля качества и безопасности товаров.
Законопроект был принят в первом чтении 10 июля, рассмотрение во втором назначено на 22 июля.
Читайте также: Эксперт рассказала о последствиях принятия закона о цифровых платформах для селлеров.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!


