/ /

Особенности действия моратория на проведение проверок на объектах транспортной инфраструктуры

Особенности действия моратория на проведение проверок на объектах транспортной инфраструктуры

31 марта 2023, 17:04    3960

В последнее время в ряде СМИ появились сообщения о распространении действия моратория на проведение проверок вплоть до 2024 г., в том числе в сфере обеспечения транспортной безопасности. При этом, как правило, подобные утверждения не содержат никаких ссылок на нормативный документ.

Текст подготовлен Заместителем директора ФТБ Александром Борисенко.

Правительством РФ, Государственной Думой Федерального Собрания РФ неоднократно принимались законодательные акты по смягчению мер административного воздействия на бизнес. Например, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 № 448, от 17.08.2022 № 1431, от 02.09.2022 № 1551, от 01.10.2022 № 1743, от 10.11.2022 № 2036, от 29.12.2022 № 2516 и от 04.02.2023 № 161. При этом срок действия моратория на проведение проверок неоднократно продлевался. Вот и в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (ПП РФ №336) срок окончания действия моратория на проведение плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля перенесен на 01 января 2024 г. (п. 3 ПП РФ №336).

Однако, этим же пунктом ПП РФ №336 в подпунктах а) и б) установлено, что внеплановые проверки могут проводиться, и приведены основания для этого:

а) при условии согласования с органами прокуратуры: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

б) без согласования с органами прокуратуры: по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ссылка на мораторий не состоятельна…

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16), обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) – это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Согласно статье 1 ФЗ-16, акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. В силу пункта 10 статьи 1 ФЗ-16, транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. На основании статьи 2 ФЗ-16, целями ОТБ являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ-16, ОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено ФЗ-16 и иными федеральными законами.

Следовательно, вопросы ОТБ входят в перечень исключительных оснований для проведения внеплановых проверок субъектов транспортной инфраструктуры и ссылка на мораторий несостоятельна.

… и подтверждает это судебная практика

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.01.2023 г. по делу № А13-15161/2022 (Решение). ООО «Арсенал» обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Проверкой были установлены многочисленные нарушения требований ОТБ, в частности, отсутствие сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 969. В обоснование требований заявитель и его представитель в судебном заседании указали, в частности, что административным органом не соблюден мораторий на проведение проверок в 2022 году.

Суд, исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, пришел к выводу, что оснований для освобождения компании от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения не имеется. Суд при этом указал, что ссылка заявителя на невозможность проведения в отношении деятельности общества каких-либо контрольно-надзорных мероприятий в условиях действия положений ПП РФ №336, подлежит отклонению.

Особенности проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 ПП РФ №336. Так, в 2022-2023 гг. внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Суд апелляционной инстанции оставил Решение без изменений.

 

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 1.0113 s
queries: 259 (0.5900 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.