Документ разрабатывали эксперты ВНИИ ГОЧС. Гост начнет действовать с 1 июня 2022 года. До настоящего времени паспорта безопасности территорий оформлялись в соответствии с приказом МЧС России 2004 года (№ 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»), в который в 2016 году были внесены изменения. Однако некоторые положения ГОСТа о паспорте безопасности административно-территориальных единиц, который был утвержден в 1997 году, не соответствовали данному приказу. В новом документе общие положения приведены в соответствие с актуальной нормативной базой, сообщает сайт ВНИИ ГОЧС.
Утвержденный стандарт устанавливает основные требования к структуре, изложению, оформлению паспорта безопасности административно-территориальных единиц, а также его состав. Под административно-территориальными единицами понимаются субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Обновление ГОСТа позволило расширить область его применения, внесены изменения в структуру и состав паспорта безопасности административно-территориальных единиц.
Паспорт безопасности применяется для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки возможных их последствий, состояния работы территориальных органов по предупреждению ЧС, в том числе по разработке мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
Разработку паспорта безопасности территории организует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Документ разрабатывается по состоянию на начало января текущего года и дополняют или корректируют по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры. Переоформляют паспорта безопасности территории через 5 лет.
ГОСТ содержит приложения с рекомендациями по оформлению нескольких разделов, характеризующих опасные объекты, показатели защищенности населения и территории, факторы риска природных и техногенных ЧС, а также чрезвычайных ситуаций, обусловленных биологической опасностью.
Паспорт безопасности территории должен содержать расчетно-пояснительную записку с расчетами по показателям степени риска на территории и диаграммы социального риска.
Ученые отмечают, что принятие актуализированного национального стандарта позволит повысить безопасность населения и устойчивость территорий субъектов РФ и муниципальных образований к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.
Эксперты ВНИИ ГОЧС планируют разработку трех новых национальных стандартов, касающихся паспортов безопасности субъектов, городов и муниципальных образований.
Фото - сайт МЧС России