Ведомство разработало поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части применения специальных технических средств, предотвращающих потерю внимания и концентрации при перевозках автомобильным и городским наземным электрическим транспортом). Документ опубликован для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В пояснительной записке к документу указано, что одна из причин ДТП - утомление водителя. В настоящее время созданы различные системы мониторинга состояния работоспособности водителя в пути, которые способны фиксировать изменения психофизиологических процессов.
Одним из основных принципов реализации Стратегии безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы является использование интеллектуальных транспортных систем, позволяющих качественно влиять на предупреждение ДТП.
Исходя из данных международной статистики, в 20 – 30 % от всех ДТП их причиной являлась потеря работоспособности водителя, что требует принятия государством мер, направленных на снижение автокатастроф по данной причине.
Внедрение средств мониторинга состояния работоспособности водителей в пути, позволит государству сократить количество жертв на дорогах, и как следствие потери, на 350 – 530 млрд рублей.
В целях снижения ДТП по причине переутомления водителя 51 государство, в том числе Российская Федерация, подписали Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), регламентирующее режимы управления транспортным средством и отдыха водителей.
Аналогичные нормы времени управления транспортным средством и отдыха установлены нормативными правовыми актами, применяемыми в отношении водителей при осуществлении внутрироссийских перевозок.
Контроль за соблюдением указанных норм осуществляется тахографами, которыми должны быть оснащены грузовые автомобили и автобусы, принадлежащие юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам.
Однако установленные в нормативных правовых актах максимальные нормы времени управления транспортным средством, и минимальные нормы времени отдыха основаны на работе среднестатистического водителя, которые не могут учитывать индивидуальные особенности организма водителя.
Средства контроля не позволяют индивидуализировать нормы времени управления и отдыха в зависимости от психофизиологического состояния человека, а также вести мониторинг их соблюдения, поскольку предназначены только для контроля психофизиологического состояния.
Тахограф обеспечивает фиксацию времени управления автомобилем и времени отдыха водителей с высокой точностью, а использование средств криптографической защиты информации, обеспечит сохранение индивидуализированных норм.
Кроме того, в пояснительной записке говорится о проведенном пилотном проекте в 2020 году в Татарстане, Белгородской, Московской, Калужской, Новгородской областях и Москве с участием семи технологических компаний. Цель проекта - практическая отработка применения систем контроля и поддержания работоспособности водителей транспортных средств.
По его результатам пилотного проекта было подтверждено повышение безопасности пассажирских и грузовых перевозок в результате применения систем контроля, а также сформированы проекты национальных стандартов, устанавливающих требования к таким техническим средствам.
Приказом Росстандарта от 11 марта 2021 № 135-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59391-2021 «Средства мониторинга поведения и прогнозирования намерений людей. Аппаратно-программные средства с применением технологий искусственного интеллекта для колесных транспортных средств. Классификация, назначение, состав и характеристики средств фото- и видеофиксации».
Приказом Росстандарта от 02 июня 2021 № 495-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59546-2021 «Бортовые устройства, обеспечивающие поддержание работоспособного состояния водителя, для безопасного вождения на основе анализа электродермальной активности. Технические требования и методы испытаний».
По информации Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, в «Мосгортрансе» почти на все автобусы, электробусы и трамваи (около 7 тыс. ед.) с 2018 года установлена система, которая выявляет признаки усталости и помогает не допустить возникновения потенциально опасных ситуаций на дорогах путем сканирования лица водителя. По итогам использования системы на 23 % сократилось количество ДТП.
В Минтрансе на основании реализованных пилотных проектов пришли к выводу, что сложились необходимые научно-технические предпосылки для законодательного закрепления возможности введения норм времени управления транспортным средством. Они будут индивидуально определяться для конкретного водителя в зависимости от показателей, характеризующих его состояние работоспособности, которые могут фиксироваться с использованием средств объективного мониторинга соответствующих показателей.
Соответственно поправками в федеральное законодательство устанавливается обязанность водителей, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, и автобусов, а также водителей легковых такси, соблюдать нормы времени управления транспортным средством
При этом указанные нормы времени управления должны предусматривать возможность увеличения или необходимость сокращения предельно допустимого времени управления транспортным средством для водителя, использующего средства контроля работоспособности водителя.
Предельные значения параметров психофизиологического состояния водителя, характеризующих снижение его работоспособности, не совместимые с возможностью дальнейшего безопасного управления транспортным средством, будут установлены Минтрансом России по согласованию с Минздравом России и Минтрудом России.
Также требования к средствам контроля, порядок оснащения транспортных средств такими средствами, порядок передачи информации от средств контроля к тахографам, порядок действий водителя при использовании средств контроля будут установлены Минтрансом России.
Фото — pexels.com