В России c 1 июля начинает действовать целый комплекс новых нормативно-правовых актов, направленных на регулирование пожарной безопасности и пожарного контроля, включая федеральные законы, приказы МЧС и Минэкономразвития, а также постановления правительства.
Ключевым документом в этом списке является федеральный закон 248-ФЗ, устанавливающий новые правила госконтроля. В частности, у контрольно-надзорного органа расширяется набор способов оценки соблюдения обязательных требований, а вся система государственного контроля (надзора), муниципального контроля основывается на риск-ориентированном подходе.
Особый акцент сделан на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба). При этом законодатель исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях - это право, а не обязанность контролируемых лиц.
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
К числу профилактических мероприятий отнесены:
- информирование и обобщение правоприменительной практики;
- выпуск руководств по соблюдению обязательных требований;
- меры стимулирования добросовестности;
- объявление предостережения и выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований;
- осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия.
Предусматривается широкий перечень новых контрольно-надзорных мероприятий, помимо выездной и документарной проверки, к которым отнесены:
- выездное обследование;
- контрольная закупка;
- мониторинговая закупка;
- выборочный контроль;
- инспекционный визит и рейд.
Согласно закону, сотрудники контрольных органов при отнесении объектов к категориям риска теперь будут учитывать степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований, а также вероятность их наступления.
К числу иных важнейших ограничений следует отнести положение, что выездная проверка проводится в случаях, если не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, полученных ранее контрольным органом.
Следующий федеральный закон вносит поправки в законодательство в связи с принятием ФЗ № 248. Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. По каждому из видов контроля устанавливается его предмет – как совокупность обязательных требований, частью которых могут быть лицензионные требования.
Вступили в силу два постановления Правительства РФ о порядке аттестации экспертов и о госнадзоре в области гражданской обороны. Согласно первому постановлению, аттестация экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), проводится по областям экспертиз в срок, не превышающий 60 рабочих дней. Специальная комиссия оценивает граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на предмет наличия у них знаний, опыта в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности. Второе постановление регулирует деятельность контрольных органов при проведении госпроверок организаций и граждан, обязанных соблюдать требования в области гражданской обороны. Органом, уполномоченным на осуществление такого контроля, является МЧС России.
В приказе Минэкономразвития «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» можно увидеть бланки документов, которые будут заполняться при проведении проверок. В приказе МЧС N 364 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Вступили в силу также поправки к федеральному закону о социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти. Новым законом предусмотрены выплаты ежемесячной компенсации членам семьи и родителям сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, таможенных органов, погибшего (умершего) вследствие увечья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, по аналогии с денежной компенсацией, которая сейчас выплачивается в МВД.
Поиск и подготовка новости к публикации осуществлены при поддержке сообщества ВКонтакте «Пожарная безопасность».
Фото — сайт ГУ МЧС России