/ /

Безопасность важнее скорости: что изменит ФЗ-443 в транспортной системе России

Безопасность важнее скорости: что изменит ФЗ-443 в транспортной системе России

14 января 2019, 11:12    884

Владимир Швецов

Владимир Швецов

Генеральный директор компании «А+С Транспроект»

29 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный Закон № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он регламентирует общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения. Прописанные в законе принципы должны оказать существенное влияние на развитие транспортной системы страны.

Основные принципы

Во-первых, важно, что явно зафиксирован принцип приоритета безопасности дорожного движения над пропускной способностью, то есть над возможными потерями времени. Этот вопрос всегда был дилеммой во всех инженерных проектах: скорость или безопасность. В новом законе вопрос однозначно решен в пользу безопасности.

Во-вторых, одним из основных принципов становится приоритет развития транспорта общего пользования. Такой подход позволит создать, улучшить и оптимизировать маршруты общественного транспорта, что снизит уровень транспортных заторов и в целом сделает жизнь горожан комфортнее.

В-третьих, отмечена обязательность создания условий для движения пешеходов и велосипедистов, это даст толчок строительству и обустройству пешеходных переходов, развитию отдельных полос для велосипедного движения. Пешеходная и велосипедная инфраструктура станет такой же частью организации движения, как машины и светофоры.

В-четвертых, принят вектор на политику достоверности и актуальности информации о мероприятиях по организации дорожного движения, а также своевременности ее публичного распространения.

Организация дорожного движения

В новом законе появилось то, без чего никакое грамотное управление транспортными системами невозможно: необходимость обязательного мониторинга параметров дорожного движения. Организация дорожного движения всегда была основана на результатах анализа мониторинга движения транспортных потоков. Вопрос был лишь в объеме мониторинга и периодичности его проведения.

Комплексный мониторинг необходим, потому что ситуация на улично-дорожной сети городов сейчас быстро меняется. А при этом разработка, утверждение и реализация решений по организации дорожного движения занимают достаточно продолжительное время.

Если нет регулярного мониторинга и не анализируются полученные данные, то могут быстро стать неактуальными принятые решения по организации дорожного движения: количество полос, разрешенные направления маневрирования, длительность циклов светофорного регулирования, необходимость координации светофорных циклов на нескольких пересечениях, выбор направления основного потока транспорта для координации, приоритетность проезда общественного транспорта и так далее.

Напротив, регулярный мониторинг и применение математических средств транспортного моделирования позволяют прогнозировать многовариантное развитие транспортной ситуации и принимать комплексные упреждающие меры. Собранные параметры дорожного движения будут использоваться для того, чтобы контролировать сложную дорожную обстановку, в том числе бороться с пробками, повышать удобство перемещения для пешеходов и усиливать их безопасность

В Европе и США крупные города уже собирают эти данные: видеофиксации с камер, датчики, основанные на различных физических принципах, полицейские радары. Все это помогает качественно анализировать транспортную систему – понимать, где нужны новые магистрали или развязки, где происходит больше всего аварий и так далее.

Парковки

В законе также прописана необходимость разработки методических рекомендаций по введению платных парковок. Учтены все нюансы, от того, где их будет запрещено размещать, до оплаты и содержания. Конечно, жителей можно разделить на тех, кто резко против платного паркинга и тех, кто поддерживает идею – и тем не менее, это достаточно понятный, цивилизованный шаг.

Необходимо помнить, что платные парковки, в первую очередь — средство регулирования спроса на использование индивидуального транспорта. Поэтому они должны располагаться в местах, где массовая бесплатная парковка приводит к уменьшению пропускной способности улиц, в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой из-за автомобильных выхлопов. Платные парковки позволяют управлять доступом в центральную часть города и разгрузить ее, помогают побудить жителей сделать выбор в сторону общественного транспорта и, как итог, уменьшить количество заторов в центре.

Во-вторых, парковки — средство пополнения бюджета городов и регионов, поэтому, как бизнес они не должны быть убыточными для оператора. Востребованы будут любые средства, которые упрощают процесс организации, эксплуатации и пользования платными парковками.

Квалификация специалистов

Есть два фактора, сдерживающих развитие рынка транспортного моделирования и планирования: законы и кадры. Благодаря новому закону, наконец-то, сделан очень серьезный шаг вперед, который позволит отрасли развиваться – введены квалификационные требования к специалистам, которые занимаются организацией дорожного движения, моделированием транспортных потоков.

В новом законе обозначен целый пласт людей, которые могут называться транспортными инженерами. И занимаются они не просто строительством дорог, проектированием или организацией перевозочных процессов, а именно системным транспортным планированием. В этом перечне специалисты по разработке проектов ОДД, по моделированию, по мониторингу дорожного движения. Профессионалы, которые мониторят параметры транспортных потоков, анализируют с помощью датчиков и современных технологий транспортные и пассажирские потоки. Попадут в него и специалисты по эксплуатации технических средств: по настройке светофоров, нанесению разметки, контролю в сфере организации дорожного движения. Эти эксперты смогут оценить, насколько правильно реализованы в соответствии с нормативами те или иные проекты.

Квалификационные требования, необходимость которых обозначена в законе, пойдут в учебные программы вузов, которые будут на них ориентироваться. И есть надежда, что через некоторое время мы получим сообщество специалистов, ориентированных на системное транспортное планирование и способных качественно решать основную задачу транспортного инженера — делать так, чтобы жителям любого города, независимо от его размеров, было комфортно по нему перемещаться.

Центры организации дорожного движения

Систематическое применение нового закона приведет к тому, что комплексные схемы организации дорожного движения будут разрабатываться в центрах организации дорожного движения — выделенных центрах компетенций, которые управляют всем транспортом. Сейчас подобное учреждения есть только в столице: московский ЦОДД управляет всем, от организации велосипедного движения, до автобусов и метро.

Новый закон даст импульс для развития ЦОДДов по всей России – все документы транспортного планирования, вся деятельность по организации транспортного движения будет сконцентрирована в едином центре компетенций. ЦОДДы могут стать частью системы умного города – единой структурой, ведающей всем от состояния инфраструктуры и потоков, до моделей, прогнозов, планов развития. 

Стоит обратить внимание и на изменения в общих требованиях к документации по организации дорожного движения. Она будет разрабатываться на основе документов территориального планирования и включать комплексные схемы и проекты организации дорожного движения, эффективность которых будет проверена на современных транспортных моделях. Все эти нормативные акты станут основой для наполнения региональными данными АСУ ТК, автоматизированной системы регулирования транспортного комплекса.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
total time: 0.2758 s
queries: 232 (0.0292 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.