/ /

Сложность экзаменов по переаттестации для экспертов по промышленной безопасности – на грани физических возможностей человека

Сложность экзаменов по переаттестации для экспертов по промышленной безопасности – на грани физических возможностей человека

16 сентября 2016, 12:55    579

Валерий Белкин - ведущий специалист группы оценки соответствия ФГАУ «Научно-учебный центр «Сварка и контроль» при МГТУ им. Баумана».

Валерий Белкин

ведущий специалист группы оценки соответствия ФГАУ «Научно-учебный центр «Сварка и контроль» при МГТУ им. Баумана»

С октября 2015 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 мая 2015 года № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» Ростехнадзор начал проводить аттестацию

(вернее, переаттестацию, поскольку до этого времени аттестация экспертов проводилась независимыми органами в рамках Единой системы оценки соответствия) экспертов в своей аттестационной комиссии.

Декларируемая цель аттестации была заявлена, как формирование компетентного, добросовестного, независимого экспертного сообщества. В то же время недопущение  в состав экзаменационной  комиссии  экспертов, пусть и имеющих высший уровень квалификации и богатый практический опыт, а также работников организаций, осуществляющих экспертную деятельность, обосновывается желанием исключить конфликт интересов. В итоге, практически созданная система ни в коей мере не соответствует задачам отсеивания некомпетентных специалистов и не сможет повысить качество проводимых экспертиз, а направлена на передел рынка экспертизы.

Теперь что касается самой переаттестации: у экспертного сообщества возникают определенные затруднения, связанные с необоснованной  сложностью самой процедуры. Она разбита на три этапа:

  • тестирование,
  • решение ситуационных задач,
  • собеседование.

Кандидат в эксперты, не прошедший тестирование, к следующим этапам не допускается.

Наши эксперты пока не смогли ее пройти, хотя у нас работают специалисты, трудящиеся в сфере экспертизы промышленной безопасности уже не один десяток лет. Почему такое случается, можно понять хотя бы из такого факта: на тестировании компьютер задает 200 вопросов (методом случайной выборки из 14,5 тысяч вопросов в аттестационных заданиях, которые разбиты по областям аттестации), на которые надо ответить за 2 часа (120 минут). Попробуйте посидеть за компьютером 2 часа без перерыва, отвечая буквально каждые 36 секунд (в среднем) на вопросы. За это время надо прочесть вопрос и варианты ответов на него, подумать и дать ответ. По расчетам Ассоциации «Здоровье, образование, культура», которая согласно обращению сообщества экспертов провела экспертизу тестовых заданий, только на прочтение вопросов компьютерного тестирования и вариантов ответов к ним (от 3-х и более) требуется 136 минут.

Добавьте к этому нелогичность экзаменационных вопросов и неоднозначность «правильных» ответов, включение вопросов, не относящихся к области аттестации, и вообще к сфере промышленной безопасности.

Отсюда можно делать вывод: созданная Ростехнадзором процедура аттестации экспертов в области промышленной безопасности  требует кардинальной доработки.

Если посмотреть на эту ситуацию с той позиции, не являются ли действия Ростехнадзора попыткой разработать основы единой госполитики в сфере промышленной безопасности, то, думаю, здесь можно сказать следующее: в настоящее время Ростехнадзор проводит политику, направленную на внедрение риск-ориентированного подхода  и дистанционного контроля за эксплуатацией опасных производственных объектов. К тому же, как следует из сообщений руководства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Ростехнадзор намеревается градировать опасные производственные объекты внутри существующих классов опасности по группам рисков. Хотелось бы надеяться на то, что проекты разрабатываемых документов будут проходить серьезное обсуждение с участием технических специалистов эксплуатирующих организаций, профильных институтов, экспертного сообщества и их мнение будет учтено в окончательной редакции этих документов. Это очень важно, в том числе и потому, что и сегодня все эксплуатирующие организации, у которых есть опасные производственные объекты, обязаны в полном объеме выполнять все требования законодательных и нормативных документов. Другое дело - как выполнять эти требования. 

Что же касается предпочтений по приобретаемому оборудованию, то здесь они напрямую связаны с ситуацией в отечественном машиностроении и приборостроении. Она не блестящая, и, как следствие – импортного оборудования на рынке средств обеспечения промбезопасности и проведения технического диагностирования достаточно много. Тем более надо ведь упомянуть и прежние закупки, которые делались тогда, когда тема импортозамещения не ставилась так остро, как сегодня. Возможно, ситуация будет меняться по ходу планового обновления технических комплексов обеспечения безопасности. Но здесь многое зависит от наших производителей, что они смогут предложить. Что же касается технического диагностирования, то подвижки в пользу отечественных разработок есть. Например, создаются новые методики диагностирования трубопроводов, есть отечественные разработки, которые позволяют проводить мониторинг объектов по реальному техническому состоянию с применением методов неразрушающего контроля. Они активно используются. По непосредственно же противоаварийному контролю в последнее время много отечественных разработок по всей номенклатуре техсредств внедряется в военной сфере и в ОПК. Понятно, надо стремиться к тому, чтобы такие же процессы шли и в непосредственно чисто гражданских отраслях, здесь даже и спорить не о чем. Поэтому наши партнеры, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, по мере своих возможностей внедряют технические средства для обеспечения безопасной эксплуатации своих объектов в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области промышленной безопасности.

Говорить по каждому конкретному предприятию, с которым мы работаем, сложно, да и нет смысла – у всех них номенклатура достаточно  обширна  и весьма разнится.

В заключение несколько слов о формате выполнения закупок. Здесь можно сказать одно: закупки оборудования, систем противоаварийной защиты, средств обеспечения промбезопасности для опасных производственных объектов должны проводиться в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативно правовых документов, действующих в этой сфере.  

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3467 s
queries: 227 (0.0158 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.